Мы с природой дружим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Владимировна Ермакова

НОД "Мы с природой дружим" (занятие по экологии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по экологии43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение экологической культуры детей, закрепление  навыков экологически правильного поведения в природе.
Образовательные задачи:
- закреплять элементарные экологические знания, полученные детьми ранее;

 -формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;

 -продолжать учить детей различать и называть представителей животного и растительного мира;

-закрепить знания о правилах поведения в природе;

-учить отгадывать загадки, решать проблемные задачи

Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы,  логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения; 
- развивать творческое воображение, умение фантазировать

-развивать навыки активной речи

Воспитательные задачи:

-продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

- воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за свои поступки в природе.

Методы:

Игровые, практические, словесные

Виды детской деятельности в НОД:

игровая, коммуникативная, познавательная,  двигательная, художественная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие детей, речевое развитие детей, художественно-эстетическое развитие детей, физическое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей.

Возрастная группа: старшая

Длительность НОД: 25  минут.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов по теме, систематические наблюдения на прогулках,  рассматривание  иллюстраций, дидактические игры, просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».

Ожидаемый результат:
- имеют элементарные представления о неразрывной связи человека с природой; 
- проявляют интерес к жизни животных и растений;
- умеют анализировать предложенные ситуации.

Материалы и оборудование:

  • презентация «Мы с природой дружим»
  • аудиозапись «Ми-ми-мишки»
  • аудиозапись «Мы хотим, чтоб птицы пели»
  • волшебный сундучок
  • картинка паровозика
  • разрезные картинки
  • геометрические фигуры (овалы, кружочки, треугольники)
  • компьютер, проектор
  • напольная магнитная доска (2 )
  • магниты
  • медали для детей
  • одноразовые  тарелочки
  • клей-карандаш ( по количеству детей)
  • картинки для аппликации
  • смайлики

ХОД  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Вводно-организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель:

 Пожелаем им здоровья, удачи и терпения.

 И пусть у них всегда будет хорошее настроение.

Актуализация.

Воспитатель:  Ребята, недавно  мы с вами посмотрели мультфильм «Паровозик из Ромашково». А сегодня любознательный Паровозик  у нас в гостях. Он  очень любит  нашу  природу и мечтает узнать как можно больше о ее обитателях: птичках, животных, насекомых, растениях.

-Кто из вас хочет поделиться с Паровозиком своими знаниями?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Наш Паровозик предлагает вам отправиться в путешествие  в Царство экологии. Вы готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Все мы знаем, что экология – это наука  о природе. А природа – это  наш большой дом, в котором все мы должны жить дружно.

2.Восприятие и усвоение нового материала, закрепление полученных ранее знаний.

Воспитатель:
 -
 Ребята, отправляемся в путь. Усаживайтесь поудобнее.  
   В Царство экологии попасть легко,
   Не надо даже  ехать далеко.
   Закройте глаза,  не шевелитесь,
   Откройте глаза и друзьям улыбнитесь!

  1. Станция «Разминкино».

Воспитатель: Паровозик доставил нас на первую станцию. Сейчас вам предстоит быстро  ответить на мои вопросы:
1. Карась, сом, щука, окунь - это (рыбы)
2. Когда в саду малина поспевает? (летом)

3. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
4. Какая птица лечит деревья? (дятел)
5. Чем питается бабочка? (нектаром)
6. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
7. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
8. Что делает ёж зимой? (спит)
9.
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Воспитатель: Замечательно. Едем дальше. На пути следующая станция.

2. Станция «Насекомия»

Воспитатель: Кто-то приготовил нам сюрприз. Отгадаем, что в этом волшебном сундучке (воспитатель, не доставая  из сундучка насекомых, описывает их)

  1. Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
  2. Всех жучков она милей. Спинка красная у ней.
    А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.) 
  3. Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск и мёд.
    Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела.)

-Молодцы, ребята. Назовите, пожалуйста, одним словом всех, кого мы сейчас отгадали (насекомые).

-Почему их так называют?

Игра «Угадай, кто я?»
- Ребята, а теперь, внимание! Ваша задача отгадать, какое насекомое осталось в сундучке. Для этого вы будете задавать мне вопросы по очереди,  а я буду отвечать только «да» или «нет».

 Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Воспитатель: ну, конечно же, это бабочка.

Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, 
На четыре – полетела. 

Бабочка летит вперёд.

Как красив её полёт!

Воспитатель: Летим, летим и прибываем на следующую станцию.

3.Станция «Птичкино».

Воспитатель: Отгадаете всех птиц, Паровозик поедет дальше.
1. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её…..(сорока)
2. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. ( Дятел)
3. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
Чик- чирик, не робей,
Я бывалый …(воробей)

4.Слепа бывает, а ночью прозревает. (Сова)
Воспитатель: а теперь поиграем.

Мы играем в стайку,

Стайка, полетай-ка.

Птички весело летают,

Птички песенки поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Крылышки почистили,

Клювики почистили.

Шу, полетели,

На дорожку сели.

Воспитатель: подул ветерок, птички разлетелись, помогите им найти свою пару.

Игра «Найди такую же птичку и назови ее».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Двигаемся дальше. И впереди наша следующая станция.
                                                          4.Станция «Зверюшкино».

Воспитатель: а здесь вас ожидает новая игра.

Только тот, кто знает счет,

Здесь картинку соберет.

Игра «Сложи картинку»:  сложить из частей картинку с изображением  животных (лиса, собака), распределив их по порядку и посчитав до 10.

-Пока наши ребята трудятся, ответьте на мои вопросы.

-Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние). Приведите примеры.

- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие) Приведите примеры.

Игра «Маленький – большой»: воспитатель называет взрослое животное, дети – его детеныша.

-Корова – теленок, лошадь – жеребенок, лиса-лисенок, белка-бельчонок, овца-ягненок, коза-козленок, свинья-поросенок.

-Молодцы. Посмотрите, какие звери появились на доске?

-Кто из них дикий, а кто домашний?

-А теперь на время превратимся в зверюшек.
Игра « Попляши, свои движенья покажи».
- Мишка, мишка попляши, свои движенья покажи.
(Ребенок ,получая маску животного, выходит в круг и выполняет движения, дети повторяют за ним ).
- Мышка, мышка попляши, свои движенья покажи.
- Зайка, зайка попляши, свои движенья покажи. 

Воспитатель: Молодцы, дети, и про зверей вы много знаете. Поехали дальше!

Мы добрались до  станции с очень серьезным названием.

5. Станция « Надо подумать».

Воспитатель: Ребята, вам придется приложить старания, чтобы дать верный ответ.

Шуточная игра «Концовки - обманки». 

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

5. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

6. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

Решение проблемных ситуаций. Дети разыгрывают маленькие сценки.

1 ситуация:

Воспитатель: Гуляли девочки в парке ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко! А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Воспитатель: Правильно ли девочки поступили?
Ответы детей:  нет,  птенец погибнет, так как ему нужна мама. Диких животных  и птиц нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

2 ситуация:
– Дети пришли с мамой на лесную поляну и  в изумлении остановились: «Сколько цветов! Васильки, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов», – предложили дети.

 А мама сказала…

-Что сказала мама?

Ответы детей.
Воспитатель: все верно, не надо рвать огромные букеты цветов. На лугу они проживут долго и будут радовать всех своей красотой.

Физкультминутка.

Мы по лугу походили

И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими  дети (Присели.)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали. (Встали.)

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)

6. Станция «Всезнайкино»

Воспитатель: ребята, мы с вами прибыли на станцию, которая называется Всезнайкино. Здесь вы услышите что-то новое, чего еще не знаете.

-Как вы думаете, кто из животных в лесу лучше слышит? Слышит тот лучше,  у кого большие уши. (Дети рассматривают на слайде  уши зверей и выясняют, что лучше всех слышит лось).
-Большие уши у летучей мыши, она лучше всех слышит. Сейчас день, сидит она где-нибудь в дупле или в пещере, спит себе вниз головой и вверх ногами, зацепившись коготками за какой-нибудь выступ. Про нее говорят, что она не только слышит, но и видит ушами.  Летучая  мышь приносит большую пользу, уничтожая   вредных  насекомых, за час она ловит 160-170 комаров (демонстрация слайда)

-А вот, сколько бы вы не рассматривали голову кузнечика, не отыщите здесь ушей. Потому  что их там нет. (Дети рассматривают на слайде кузнечика.) Кузнечик слышит ногами. Их уши это узкие щелки на передних ногах. Когда кузнечик прислушивается, он не голову к звуку поворачивает, а ноги показывает.

- Птицы слышат не очень хорошо. У большинства нет ушей, поэтому они слышат плохо и больше всего надеются  на свои глаза. Но есть среди них исключения: те, кому ночью охотиться приходится - сова, филин. У них уши сделаны из перьев. Они прекрасно слышат (демонстрация слайда)
- А вот пчела, муха, комар слышат усами. Рыбы и раки слышат всем телом.

-А знаете ли вы, самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем  весит  сама, что быстрее всех грибов растет подберезовик: на 4-5 см за сутки (демонстрация слайда)

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Много нового узнали? Запоминайте и расскажите дома родителям. А мы двигаемся вперед вместе с нашим Паровозиком.
Мы гуляли, мы  гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И нас лучики согрели (выдох).


7. Станция «Растительная».

Воспитатель: ребята, догадайтесь, куда нас привез Паровозик?
- Кругом прохладно.  Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев.

Ответы детей.

Воспитатель:

Лес – это множество  разных растений! 

Поделитесь своими знаниями о них с Паровозиком.
1. Какое дерево покрыто корой белого цвета? (Береза.) 
2. Назовите  деревья, на которых растут шишки?
3. Какие деревья весной плачут?
4. Какие ягоды растут гроздьями?
5. Какие бывают грибы?

6.Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись. 
Не березы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель.) 

7.Он качает пышной кроной, 
Шелестит листвой зелёной. 
Погляди, среди ветвей, 
Сколько зреет желудей. (Дуб.) 

Экологическая психогимнастика. 

Воспитатель:

1. Закройте глаза. Сейчас каждый из вас представит себя маленьким  семечком,  из которого вырастет цветок. Вы сидите глубоко в земле. Темно. Покажите свое настроение.

 2.Вдруг стало теплее. Солнышко согрело вас, коснулось вашего тоненького стебелька. Вам хочется расправить свои молодые листочки. Вы растете все выше и выше. Вам хорошо, вы вдыхаете свежий воздух, пьете водичку и греетесь в лучах теплого солнышка. Вам весело.

Воспитатель: Маленькие цветочки растут медленно, а у нас сейчас быстро появится целая цветочная полянка. Поиграем?

Игра «Сложи цветы из геометрических фигур».

8. Станция «Друзья природы»

Воспитатель: Молодцы! Смотрите, ребята, под цветочком лежит конверт. На нем написано «Для ребят детского сада». Значит, для нас. Прочитаем?

   «Здравствуйте, ребята! Пишет вам старушка Шапокляк.  Хочу рассказать вам, как  гуляла по лесу! 
Вышла рано утром на прогулку. Светит солнышко, поют птички. 
Включила громко музыку. Наломала веток, чтобы отмахиваться от комаров и мушек.
 А вот и полянка с грибами. Нарвала грибов из земли с корнем. Мухоморы разбросала, а чего это они мешают добрым грибам расти. Скоро нашла гнездышко. О, яички какие красивые, возьму с собой.
На пути попалась большая куча, всю дорогу загородила. Кажется, муравьишки ползут к ней. Взяла палку, да и раскидала кучу, чтобы другим не мешала.
Нагулялась я, уселась поесть. Пакетики пустые в кусты забросила, там их никто не найдет. Учитесь у меня, детишечки!

Ну, пора и  домой собираться. Замечательно провела день!»

Воспитатель: Ребята, правильно себя вела Шапокляк, давайте найдем ошибки в ее письме.

Ответы детей.

Воспитатель: А знаете ли вы правила  поведения в лесу? Сейчас посмотрим. Паровозик, запоминай, чего в лесу делать нельзя.

Игра «хорошо – плохо»: воспитатель называет действия; если это хорошо, дети хлопают, а если это плохо, то топают.
- Если я приду в лесок, и сорву ромашку?   
-Если съем я пирожок, и выброшу бумажку?  
-Если банку из-под сока на пеньке оставлю? 

-Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
-Если разведу костёр, а тушить не буду?

-Если сильно насорю и убрать забуду?    

-Если мусор уберу, банку закопаю?             

Вместе: Я люблю свою природу, я ей помогаю! 

Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете, как правильно вести себя в лесу!

-Давайте будем  любить  и беречь все живое!

-Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья!

-Не засоряйте окружающую среду. А мусора в последнее время становится все больше. Оказывается и ему можно найти применение, а не выбрасывать. И мы сейчас в этом убедимся. Посмотрите, какую красоту можно сделать из обыкновенных одноразовых  тарелочек. Хотите попробовать сделать такие же панно? Тогда за дело.

Практическая работа: изготовление настенных панно из одноразовых  тарелок.

Во время работы звучит музыка.

Выставка детских работ.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень постарались. Жаль, что мы уже добрались до конечной станции «Детский сад».

3.Заключительный этап

Воспитатель: Спасибо нашему Паровозику за увлекательное путешествие.

Ребята, вы справились со всеми заданиями, порадовали  нас своими знаниями о природе нашего края.  Я думаю, что такие заботливые дети никогда не причинят вреда природе.

  • Понравилось вам в Царстве экологии?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • О чем расскажем дома родителям?

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я хочу подарить вам медали «Знатоку природы!» (вручение медалей) (звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели»)

Рефлексия:

  • А теперь покажите мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение (дети поднимают смайлики).

Использованные источники:

1.С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2010;
2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014;

3.Т.М.Бондаренко «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Воронеж, 2012

4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб. : Детство-пресс, 2001.

5. Интернет-ресурсы: загадки, картинки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Ижевское

391071 Россия, Рязанская область, Спасский район

 с.Ижевское, улица Красная, д.30

Конспект игры-путешествия в старшей группе

« Мы с природой дружим»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

                                                       Воспитатель: Ермакова Светлана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием проблемного обучения и технологии ТРИЗ в подготовительной группе "Давайте с природой дружить!"

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, ...

Мы с природою дружим!

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитан...

Презентация "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен"

СЛАЙД 1.                          Экологический проект«Мы с природой ...

Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Экологическая социально-значимая акция по защите природы "Мы с природой дружим - мусор нам не нужен"

               ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ АКЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРИРОДЫ                      ...

Познавательно - творческий проект Тема «Природу любим, с природой дружим» (средняя группа)

Проект  предназначен   для  детей  средней  группы в возрасте  от 4 до 5 лет. Данный   проект   разработан  на  основе   &laq...

Проект: "Хранители природы" " Мы с природой дружим - мусор нам не нужен!"

"Мы с природой дружим ,мусор нам не нужен!"- девиз нашего проекта.Цель проекта: сформировать знания о разнообразных видах деятельности по защите окружающей среде. Дать представление о видах бытовых от...