"Зима" (краткосрочный проект)
проект по окружающему миру

Тинт Ирина Владимировна

Краткосрочный проект «Зима" разработан для детей  1 младшей группы ДОУ. Данный проект поможет познакомить детей с наступившим временем года – зимой, её характерными признаками, закрепить знания о сезонной одежде, научить заботиться о птицах в холодное время года и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской обл.

Краткосрочный проект

«ЗИМА»

1 младшая группа

Подготовила воспитатель МБДОУ

детский сад № 3 «Светлячок»

Тинт Ирина Владимировна

2023г.

   «Удивительный мир природы…

Он встречает ребенка морем звуков

 и запахов,  тысячами разных загадок

 и тайн,  заставляет остановиться, прислушаться,  присмотреться, задуматься…»                                                        К.Д.Ушинский

   Актуальность

  На третьем году жизни у детей расширяется интерес к тому, что происходит вокруг. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, связи и причины явлений природы. Взрослые, поддерживая детский интерес, ведут ребенка от знакомства с природой к её пониманию. В.А.Сухомлинский считал необходимым «вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы, чтобы каждый ребенок рос мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

     Приобщение к миру природы  детей раннего возраста – это первая ступень непрерывного экологического воспитания. Красота зимы доступна даже самому маленькому ребенку.

Краткая аннотация

Проект «Зима» - групповой, краткосрочный.

Сроки проведения - 2 недели декабря.

Возраст участников – 2-3 года.

Тип проекта – смешанный.

Проект предназначен для воспитателей, детей и их родителей.

Работа по проекту проводится на занятиях, в играх (пальчиковых, подвижных, дидактических), при чтении художественной литературы, на прогулках, и т.д.

В группе организуются выставки творчества детей.


Цель проекта

Ознакомление детей с природой, формирование представлений о зиме.

Задачи

  1. Продолжить знакомить детей с самыми характерными признаками зимы (холодно, идет снег, он лежит на земле, на деревьях, все белым-бело, люди тепло одеты и пр.), активизировать словарь по теме.
  2. Формировать представлений о сезонной одежде.
  3. Закрепить знание о птицах, учить заботиться о них.
  4. Формировать представления о породах деревьев.
  5. Воспитывать добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанное с красотой природы.
  6. Познакомить детей с произведениями художественной литературы о зиме,

     вызвать у детей интерес к картинкам и иллюстрациям в книгах по теме.

  1. Воспитывать стремление отразить свои яркие впечатления о рисунках и лепке. Учить передавать образ зимы доступными способами художественного творчества.
  2. Учить слушать и воспринимать стихотворные произведения о зиме, эмоционально откликаться на них.

Ожидаемый результат

        Приобщение малышей к богатому и разнообразному миру природы необходимо осуществлять,  прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребенка. Мы надеемся, что первый результат экологического воспитания проявится в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторга, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии зимней природы, в действенной готовности ребенка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении.

        Постоянное общение ребенка с природой даст заметный оздоровительный эффект, поможет снять психологическую напряженность, стрессы, агрессивность, настроит на доброжелательное отношение ко всему живому. Свои яркие впечатления от встречи с зимой дети будут отражать в своих рассказах, стихотворениях, рисунках, аппликациях.


1 этап – подготовительный

  1. Сбор и систематизация информации.
  2. Подбор методической литературы.
  3. Подбор игр и пособий по теме проекта.

2 этап - основной

Дидактические игры и упражнения

  • «Парочки-варежки» - развитие зрительной памяти, зрительного внимания, умение находить одинаковые картинки.
  • «Выбери что нужно» - уточнение названий зимней одежды и её предназначения.
  • «Чьи следы?» - развитие наблюдательности, умение находить разные следы и узнавать их.
  • «Кто больше назовет действий» - развитие речи (подбирать слова-глаголы, характеризующие действия дворника).
  • «Когда это бывает?» - закрепление представлений о самых характерных признаках зимы, умение находить картинки с изображением зимы.
  • «Оденем куклу на прогулку» - уточнение названий зимней одежды и её предназначения.

Дыхательное упражнение

  • «Сдуй снежинку» - на укрепление дыхательной мускулатуры и развитие целенаправленного длительного выдоха.

Пальчиковая гимнастика

  • Задачи: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы рук детей.
  • «Снежок»
  • «Будут пальчики вставать наших деток одевать».

Подвижные игры

  • Задачи: учить свободно двигаться, не наталкиваясь друг на друга, действовать по показу воспитателя.
  • «Собачка и воробьи»
  • «Санки»
  • «Мы на пухлые ручонки…»
  • «Снег кружится»
  • «Птицы и автомобиль»
  • «Раз, два, три, к березке беги…»

Чтение художественной литературы о зиме

  • Задачи: развивать умение слушать художественные произведения, понимать смысл с помощью воспитателя, повторять при повторном чтении.
  • Русская народная потешка «Мороз»
  • И.Суриков «Белый снег пушистый»
  • А.Ануфриева «Выпал беленький снежок»
  • И.Гурина «Мы на пухлые ручонки…»
  • Егоров «Воробьи»
  • А.Яшин «Покормите птиц зимой»
  • В.Степанов «Встанет дворник на заре»

Взаимодействие с семьей.

  1. Консультация для родителей «На прогулке зимой».
  2. Ширма «Мороз и солнце день чудесный…» (игры и развлечения с малышами на улице).
  3. Фотовыставка «Зимой на прогулке».
  4. Совместная деятельность детей и родителей «Зимний пейзаж».

План реализации

Название деятельности

Задачи

Материал

НОД по ознакомлению

с окружающим «Оденем

куклу на прогулку»

  1. Продолжать знакомить детей с особенностями зимней погоды.
  2. Учить детей  подбирать сезонную одежду, понимать назначение различных предметов одежды, демонстрировать правильные варианты её надевания.
  3. Закреплять словарь по теме «Одежда».
  4. Повышать двигательную активность детей.
  5. Поощрять самостоятельность в надевании различных предметов одежды, в назывании различных предметов одежды. Учить обращаться за помощью к взрослым

Кукла, коробка с разной кукольной одеждой, саночки для куклы.

НОД по развитию речи

Рассматривание картины

«Зимой на прогулке»

  1.   Учить вести общий разговор по сюжетной картине, отвечать на вопросы по ее содержанию.
  2. Расширять активный словарь детей (зима, идет  снег,  белый, шубка, шапка, варежки, сапожки, лопатка, санки,  снежная горка).
  3. Закреплять представление о признаках зимы: идет снег, лежит на земле, на деревьях, люди тепло одеты.
  4. Развивать общую моторику, подражательность, умение   повторять  движения за педагогом.
  5. Развивать длительный целенаправленный  ротовой выдох.

Картина «Зимой на прогулке», предметные картинки (кукла сидит на стуле, шубка, шапка, варежки, сапожки, шарф лопатка и несколько других картинок не по теме).

комплексного развивающего

занятия (ознакомление

с окружающим  миром, изодеятельность)

«Зима»

  1. Продолжать знакомить детей с самыми характерными признаками зимы (холодно, идет снег, все белым-бело и пр.).
  2. Продолжать знакомить со свойствами снега, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  3. Развивать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный ротовой выдох.
  4. Учить создавать простейшую сюжетную картинку, дорисовывая рисунок взрослого. Ввести элементы аппликации.
  5. Закрепить знание белого цвета.

Пейзажные картинки, с изображением зимы, подвешенные бумажные снежинки для упражнения на развитие речевого дыхания, миска, дидактическая игра «Когда это бывает?», заготовки для рисования (тонированный лист бумаги с изображением деревьев), кисти, краска белого цвета, вата, клей, тряпочки.

НОД чтение художественной

литературы Русская народная

потешка «Мороз»

  1. Учить слушать и воспринимать стихотворные произведения, эмоционально откликаться на них.
  2. Закреплять умение повторять потешку с воспитателем и самостоятельно.
  3. Продолжать знакомить детей с особенностями зимней погоды.
  4. Развивать общую и ручную моторику, учить координировать свои движения с речью педагога, развивать чувство ритма.
  5. Развивать зрительную память, зрительное внимание, умение находить одинаковые картинки.
  6. Закреплять знания цветов.

Коробка, легкие снежинки из бумаги, дидактическая игра «Парочки-варежки»

НОД по ФЭМП

«Птички»

  1. Продолжать знакомить детей с признаками зимы.
  2. Продолжать формировать понятия один - много, большой - маленький.
  3. Закреплять знания о характерных движениях птиц, Учить имитировать их голоса.
  4. Упражнять детей в подскоках на двух ногах на месте, в беге в разных направлениях

Изображение кормушки на фланелеграф, изображение воробьев по числу детей и одной вороны на фланелеграф

НОД лепка

«Снеговички»

  1. Закрепить умение лепить предметы шарообразной формы, составлять предмет из нескольких частей.
  2. Закреплять представление о признаках зимы: идет снег, лежит на земле, на деревьях, люди тепло одеты.
  3. Способствовать развитию двигательной активности, игровых навыков и снятию импульсивности.
  4. Развивать координацию движений и меткость.
  5. Активизировать словарь по теме.

Дидактическая игра «Какое время года?», пластилин, подкладочные доски, мелкие веточки, маленькие пластмассовые пробки, гречневые крупинки, белые листочки бумаги, корзина.

прогулка «Снегопад»

(наблюдение неживой природы)

  1. Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом.
  2. Знакомить со свойствами снега (холодный, на руке тает, а на варежке – нет).
  3. Развивать двигательную активность детей.
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Лопатки для расчистки снега, морковка, картошка, две пробочки, ведерко, веточки дерева

прогулка

«Птицам холодно зимой»

(наблюдение живой природы)

  1. Закреплять знания о характерных движениях птиц, Учить имитировать их голоса.
  2. Упражнять детей в подскоках на двух ногах на месте, в беге в разных направлениях.
  3. Приучать выполнять простейшие трудовые  поручения.

Учить находить разные следы и узнавать их.

Кормушка для птиц, зернышки, лопатки для расчистки снега.

прогулка

«Наблюдаем за работой

дворника»

  1. Учить видеть, понимать и объяснять действия человека, убирающего снег, вызвать у детей желание помогать дворнику в уборке снега.
  2. Развивать двигательную активность детей.
  3. Активизировать словарный запас детей (использование глаголов).
  4. Упражнять в перешагивании через небольшой сугроб.

Лопатки для расчистки снега.

прогулка

«Целевая прогулка

к знакомым деревьям

  1. Учить детей сравнивать деревья в разные сезоны года, видеть отличия (голое – зеленое, без листьев – с иголками)
  2. Развивать двигательную активность детей.
  3. Приучать выполнять простейшие трудовые  поручения.
  4. Закреплять умение бросать предметы в горизонтальную цель с расстояния 2-3 метров.

Шишки ели, лопатки для расчистки снега.

прогулка

«Наблюдаем транспорт»

(наблюдение за явлениями

общественной жизни)

  1. Продолжать знакомить детей с транспортом, закрепить названия частей автомобиля, продолжать формировать представление о назначении транспорта.
  2. Закрепить знание цветов.
  3. Стимулировать двигательную активность детей, приучать действовать по сигналу воспитателя.
  4. Приучать выполнять простейшие трудовые  поручения.

Игрушечные машинки (легковые и грузовые), лопатки для чистки снега.

3

3 этап - заключительный

Презентация проекта – музыкальное развлечение «Зима пришла!»

Задачи:

  1. Создать положительный эмоциональный настрой детей.
  2. Вызывать веселое, радостное настроение при восприятии художественных образов в песнях, музыкальных играх, стихотворениях о зиме.
  3. Продолжать учить выполнять игровые движения в музыкально-дидактических играх, чувствовать смену частей музыки.
  4. Вызывать активность детей при подпевании знакомых песен.

Ресурсы

  1. М.В. Коробова «Малыши в мире природы» М. «Просвещение, 2005 г.
  2. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Я познаю мир» Санкт – Петербург «Паритет» 2004 г.
  3. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Васильева «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет М.: Просвещение, 2000 г.
  4. З.И.Самойлова «Организация деятельности  детей на прогулке». Волгоград «Учитель», 2013 г.
  5. Тимофеечева И.В., Оськина О.Е. «Ладушки» развивающие игры-занятия для детей раннего возраста» М. Издательство УЦ «Перспектива», 2013 г.
  6. Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду». Ярославль «академия развития», 2007 г.
  7. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г.
  8. «Самые маленькие в детском саду». Из опыта работы московских педагогов под редакцией В.М. Сотниковой. «Линка – пресс», 2005 г.
  9. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». М. «Мозайка – Синтез» 2009 г.
  10. Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования» М. «Обруч», 2013 г.
  11. Т.Е.Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду» М. «Мозайка – Синтез», 20011 г.
  12. Е.Е. Хохмякова «Комплексные  развивающие занятия с детьми раннего возраста» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009 г.
  13. Д.Н.Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет М. Творческий центр «Сфера», 2013 г.
  14. М.Ф.Литвинова «Играют непоседы» М. Творческий центр «Сфера», 2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ «Зимушка - зима» краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ «Зимушка - зима»краткосрочный проектс детьми старшего дошкольного ВОЗРАСТА...

Как звери готовятся к зиме - краткосрочный проект

Как звери готовятся к зиме - краткосрочный проект...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект в детском саду в подготовительной группе "Зимушка - зима"(краткосрочный)

Задачи проекта:• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательную деятельность.• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

«Приютите птиц зимой!» Краткосрочный экологический проект

Тема проекта актуальна, так как в наше время дети меньше интересуются живой природой самостоятельно их внимание больше идет к компьютеризации, это конечно очень хорошо, но мы и не должны забывать о то...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...