Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Яшкова Татьяна Владимировна

Актуальность проекта.

Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте и дорогах.

От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Согласно ФГОС вступившим в силу с 1 января 2014 года в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, одним из направлений развития в содержании Программы является социально - коммуникативное развитие, которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы учреждения, образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

Цель. Воспитывать у ребёнка активную позицию участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности, формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота».

Паспорт проекта.

Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный.

Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Участники проекта - педагоги, дети младшей группы, родители.

Руководители проекта – воспитатели младшей группы: Яшкова Т.В.,

Доркина Л.В.

Итоговое мероприятие – развлечение «Я шагаю по улице»

Актуальность проекта.

Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте и дорогах.

От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Согласно ФГОС вступившим в силу с 1 января 2014 года в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, одним из направлений развития в содержании Программы является социально - коммуникативное развитие, которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы учреждения, образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

Цель. Воспитывать у ребёнка активную позицию участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности, формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

Задачи:

- формировать у ребёнка систему знаний о правилах поведения на улице и в транспорте, как социально детерминированных нормах взаимодействия между людьми.

- стимулировать становление и развитие у ребёнка осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения на улице.

- способствовать накоплению у детей опыта следования правилам в совместной со взрослым (в реальных ситуациях) и самостоятельной (в игровых ситуациях) деятельности.

- содействовать осознанию родителями воспитанников ответственности за жизнь и здоровье ребёнка в ситуациях, связанных с соблюдением (нарушением) правил дорожного движения, за формирование у малыша позиции участника дорожного движения, совершенствовать их педагогическую культуру.

Планируемые результаты:

-расширение кругозора у воспитанников; повышение социальной компетенции дошкольников, культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;

-становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированности устойчивых навыков самосохранения;

-координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, воспитателями, сотрудниками ГИБДД;

-вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Цель: Разработать систему по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников младшего возраста.

Основной этап.

Цели:

Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

Формы организации детской деятельности.

Организованная деятельность детей.

Совместная деятельность взрослых и детей.

Свободная самостоятельная деятельность.

План реализации проекта:

Формы работы с детьми и родителями.

 Содержание работы

Сентябрь

Непосредственно образовательная деятельность.

 Развитие конструктивной деятельности «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.

Целевые прогулки, наблюдения. Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.

Беседа «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя;

Дидактические игры, упражнения «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.

Сюжетно-ролевые игры

Игровые ситуации «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.

Другие формы работы с детьми: изготовление макета улицы прилегающей к ДОУ; обыгрывание ситуаций на «дороге»; посильная помощь в изготовлении ЛЭПБУКа «Весёлый автобус».

Работа с родителями: анкетирование родителей; проведение итогового мероприятия (привлечение к участию в совместном изготовлении ЛЭПБУКа «Весёлый автобус»).

Октябрь

Непосредственно образовательная деятельность «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественном транспорте, на улице.

Целевые прогулки, наблюдения. Наблюдение за игровой деятельностью детей: обсуждение правильности выбора места игр.

Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.

Дидактические игры, упражнения «Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему. Дидактические игры «1,2,3 не зевай транспорт дружно называй»«1,2,3;4,5 будем транспорт мы считать»

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.

Игровые ситуации «Мы идем по улице».

Двигательная деятельность П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.

Другие формы работы с детьми. Просмотр видеофильма. Презентация «Про правила дорожного движения» по стихотворению С. Волкова «Торопыжка на улице»«Автомобиль. Дорога. Пешеход».

Ноябрь

Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.

Целевые прогулки, наблюдения. Целевая прогулка к перекрестку – учить детей определять скорость транспорта, рассматривание дорожных знаков на пути, закреплять знания о ПДД.

Беседа: «Правила и безопасность дорожного движения»

Дидактические игры и упражнения «Разложи знаки по форме»«Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков.

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.

Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат).

Работа с родителями Информационная папка- раскладушка:

«Соблюдайте правила дорожного движения»

Декабрь

Непосредственно образовательная деятельность. Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.

Художественное творчество (совместная деятельность: дети-родители-воспитатели).

 Рисование: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.

Целевые прогулки и наблюдения. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.

Беседа «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку, светофору, сигналу работника ГИБДД.

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.

Игровые ситуации Игровая ситуация «Будь внимательным». Игра «Иду по дорожке»«Найди жезл». Игра – тренинг: "Паровозики" и "Машины"

Создание проблемной ситуации «На вызов едет пожарная машина». Задача детей: организовать движение других транспортных средств

Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», Маршак С. «Светофор»

Другие формы работы с детьми: просмотр видеофильма «Загадки светофора»

Работа с родителями. Беседа с родителями: «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»

Январь

Непосредственно образовательная деятельность.

 Художественное творчество. Рисование «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.

Составление рассказов по картинке: «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.

Развитие элементарных математических представлений. 

«Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками. «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево»«Круговое движение».

Дидактические игры и упражнения «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков.

«Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок и воспитатель.

Игровые ситуации «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.

Чтение Г. Цыферов «Сказки на колесах»

Другие формы работы с детьми.

 Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)

Работа с родителями: совместная выставка рисунков «Улица, на которой я живу»

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность

 Развитие конструктивной деятельности. «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.

Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.

Целевые прогулки, наблюдения.

 Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)

Беседа, чтение.

«Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых

Дидактические игры и упражнения «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. Игры-тренинги «Мы пешеходы»«Ловкий пешеход».

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - предложить объединить с играми «Семья»«Детский сад»«Магазин»

Игровые ситуации Проблемная ситуация «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке

Другие формы работы с детьми Развлечение «Светофор»

Работа с родителями.

 Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.

Март

Непосредственно образовательная деятельность Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт.

Художественное творчество. Рисование «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов.

Беседа «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.

Дидактические игры и упражнения «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша, «Исправь ошибку»«Собери дорожный знак»

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители (родители) сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора».

Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»«Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте

Чтение С. Маршак. «Скверная история», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер».

Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для игры «Улица».

Работа с родителями.

 Решение педагогических ситуаций по правилам дорожного движения.

Апрель

Непосредственно образовательная деятельность.

 Художественное творчество. Аппликация «Пешеходы идут по улице» - Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему

Целевые прогулки, наблюдения.

 Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов

Беседа «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку

Дидактические игры и упражнения.

 Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). Д/И «Лото безопасности»«Стань другом светофора»«Островок безопасности»

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединение с играми «Ателье»«Магазин»

Игровые ситуации «Опасности на дороге»

Чтение Д. Денисова. Как перейти дорогу», Дорохов А. «Подземный ход»«Заборчик вдоль тротуара»«Шлагбаум»

Другие формы работы с детьми Развлечение «Петрушка на улице»

Работа с родителями. Рекомендации: продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; анкетирование

Май

Непосредственно образовательная деятельность.

 Художественное творчество. Аппликация «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию.

Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами

Беседа «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя.

Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта. Настольно-печатные игры«Дорожные правила»«Ралли по пустыне»

Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте

Двигательная деятельность.

 Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой. Подвижная игра «Цветные автомобили»

Чтение Н. Носов. «Автомобиль», Д. Денисова. «Как перейти дорогу», Д. Денисова. «Как перейти дорогу», Прокофьев С. «Мой приятель – светофор», Северный А. «Светофор»

Работа с родителями.

 Итоговое мероприятие. Развлечение «Я шагаю по улице»

Итоговый этап.

Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы.

Основными методами обследования являются беседа по специально разработанным вопросам, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение за поведением детей анкетирование родителей.

В целом об эффективности работы над проектом свидетельствует анализ данных диагностирования, анкетирования.

Наибольшая динамика прослеживается в формировании системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте – виды транспорта, дорожные знаки, правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода.

Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...

«Развитие художественно - творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Чудеса искусства» (с детьми старшей группы № 8)

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой...