Главные вкладки

    Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
    учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

    Яшкова Татьяна Владимировна

    Актуальность проекта.

    Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте и дорогах.

    От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

    Согласно ФГОС вступившим в силу с 1 января 2014 года в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, одним из направлений развития в содержании Программы является социально - коммуникативное развитие, которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы учреждения, образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

    Цель. Воспитывать у ребёнка активную позицию участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности, формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота».

    Паспорт проекта.

    Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный.

    Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

    Участники проекта - педагоги, дети младшей группы, родители.

    Руководители проекта – воспитатели младшей группы: Яшкова Т.В.,

    Доркина Л.В.

    Итоговое мероприятие – развлечение «Я шагаю по улице»

    Актуальность проекта.

    Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП детей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Необходимо уделять больше внимания вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах, в транспорте и дорогах.

    От воспитателя требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

    Согласно ФГОС вступившим в силу с 1 января 2014 года в требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования, одним из направлений развития в содержании Программы является социально - коммуникативное развитие, которое направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Проект разработан и проводился в рамках образовательной программы учреждения, образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

    Цель. Воспитывать у ребёнка активную позицию участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности, формировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

    Задачи:

    - формировать у ребёнка систему знаний о правилах поведения на улице и в транспорте, как социально детерминированных нормах взаимодействия между людьми.

    - стимулировать становление и развитие у ребёнка осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения на улице.

    - способствовать накоплению у детей опыта следования правилам в совместной со взрослым (в реальных ситуациях) и самостоятельной (в игровых ситуациях) деятельности.

    - содействовать осознанию родителями воспитанников ответственности за жизнь и здоровье ребёнка в ситуациях, связанных с соблюдением (нарушением) правил дорожного движения, за формирование у малыша позиции участника дорожного движения, совершенствовать их педагогическую культуру.

    Планируемые результаты:

    -расширение кругозора у воспитанников; повышение социальной компетенции дошкольников, культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;

    -становление готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасности, разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированности устойчивых навыков самосохранения;

    -координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, воспитателями, сотрудниками ГИБДД;

    -вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

    Этапы проекта:

    Подготовительный этап.

    Цель: Разработать систему по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников младшего возраста.

    Основной этап.

    Цели:

    Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

    Формы организации детской деятельности.

    Организованная деятельность детей.

    Совместная деятельность взрослых и детей.

    Свободная самостоятельная деятельность.

    План реализации проекта:

    Формы работы с детьми и родителями.

     Содержание работы

    Сентябрь

    Непосредственно образовательная деятельность.

     Развитие конструктивной деятельности «Транспорт» - учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения.

    Целевые прогулки, наблюдения. Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках.

    Беседа «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя;

    Дидактические игры, упражнения «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков.

    Сюжетно-ролевые игры

    Игровые ситуации «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь.

    Другие формы работы с детьми: изготовление макета улицы прилегающей к ДОУ; обыгрывание ситуаций на «дороге»; посильная помощь в изготовлении ЛЭПБУКа «Весёлый автобус».

    Работа с родителями: анкетирование родителей; проведение итогового мероприятия (привлечение к участию в совместном изготовлении ЛЭПБУКа «Весёлый автобус»).

    Октябрь

    Непосредственно образовательная деятельность «Наш город» - уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественном транспорте, на улице.

    Целевые прогулки, наблюдения. Наблюдение за игровой деятельностью детей: обсуждение правильности выбора места игр.

    Беседы, рассматривание иллюстраций «Безопасность на улице» - закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде.

    Дидактические игры, упражнения «Кто лучше знает свой город» - уточнить знания о родном городе и средствах передвижения по нему. Дидактические игры «1,2,3 не зевай транспорт дружно называй»«1,2,3;4,5 будем транспорт мы считать»

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - дорожное движение с перекрестком и светофором.

    Игровые ситуации «Мы идем по улице».

    Двигательная деятельность П/и «Кто быстрее соберет светофор» - упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора.

    Другие формы работы с детьми. Просмотр видеофильма. Презентация «Про правила дорожного движения» по стихотворению С. Волкова «Торопыжка на улице»«Автомобиль. Дорога. Пешеход».

    Ноябрь

    Непосредственно образовательная деятельность. Чтение художественной литературы. Рассказ Б. Житкова «Что я видел» - закрепить знания о правилах дорожного движения.

    Целевые прогулки, наблюдения. Целевая прогулка к перекрестку – учить детей определять скорость транспорта, рассматривание дорожных знаков на пути, закреплять знания о ПДД.

    Беседа: «Правила и безопасность дорожного движения»

    Дидактические игры и упражнения «Разложи знаки по форме»«Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знаний дорожных знаков.

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров.

    Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, шланг, циферблат).

    Работа с родителями Информационная папка- раскладушка:

    «Соблюдайте правила дорожного движения»

    Декабрь

    Непосредственно образовательная деятельность. Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения» - формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге.

    Художественное творчество (совместная деятельность: дети-родители-воспитатели).

     Рисование: «Пешеходы идут по улице» - побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела.

    Целевые прогулки и наблюдения. Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться и шалить.

    Беседа «Переходим проезжую часть улицы» - закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку, светофору, сигналу работника ГИБДД.

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу.

    Игровые ситуации Игровая ситуация «Будь внимательным». Игра «Иду по дорожке»«Найди жезл». Игра – тренинг: "Паровозики" и "Машины"

    Создание проблемной ситуации «На вызов едет пожарная машина». Задача детей: организовать движение других транспортных средств

    Чтение М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице», Маршак С. «Светофор»

    Другие формы работы с детьми: просмотр видеофильма «Загадки светофора»

    Работа с родителями. Беседа с родителями: «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»

    Январь

    Непосредственно образовательная деятельность.

     Художественное творчество. Рисование «Знаки дорожного движения» - упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения.

    Составление рассказов по картинке: «Улица города» - учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице.

    Развитие элементарных математических представлений. 

    «Куда пойдешь и что найдешь» - учить ориентироваться в пространстве в соответствии с дорожными знаками. «Движение прямо»«Движение направо»«Движение налево»«Круговое движение».

    Дидактические игры и упражнения «Угадай, что изменилось» - побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков.

    «Пройди и собери» - закрепить знания дорожных знаков.

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок и воспитатель.

    Игровые ситуации «Как поступить» - закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.

    Чтение Г. Цыферов «Сказки на колесах»

    Другие формы работы с детьми.

     Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья)

    Работа с родителями: совместная выставка рисунков «Улица, на которой я живу»

    Февраль

    Непосредственно образовательная деятельность

     Развитие конструктивной деятельности. «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала) – уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара.

    Составление рассказа «Моя улица» - учить составлять последовательный рассказ по схеме, использовать имеющиеся знания о ПДД.

    Целевые прогулки, наблюдения.

     Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед)

    Беседа, чтение.

    «Правила поведения в транспорте» - закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых

    Дидактические игры и упражнения «Построй город» - закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. Игры-тренинги «Мы пешеходы»«Ловкий пешеход».

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - предложить объединить с играми «Семья»«Детский сад»«Магазин»

    Игровые ситуации Проблемная ситуация «Бабушка на другой стороне улицы» - упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке

    Другие формы работы с детьми Развлечение «Светофор»

    Работа с родителями.

     Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций.

    Март

    Непосредственно образовательная деятельность Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе» - упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт.

    Художественное творчество. Рисование «Моя любимая улица» - закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов.

    Беседа «Чем можем – поможем» - учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др.

    Дидактические игры и упражнения «Собери знак» - закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие Дьенеша, «Исправь ошибку»«Собери дорожный знак»

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - водители (родители) сдают экзамены на знание ПДД в игре «Школа Светофора».

    Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»«Малыш требует место у окна» - закрепить правила поведения в транспорте

    Чтение С. Маршак. «Скверная история», Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер».

    Другие формы работы с детьми Изготовление атрибутов для игры «Улица».

    Работа с родителями.

     Решение педагогических ситуаций по правилам дорожного движения.

    Апрель

    Непосредственно образовательная деятельность.

     Художественное творчество. Аппликация «Пешеходы идут по улице» - Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад» - учить составлять рассказ на предложенную тему

    Целевые прогулки, наблюдения.

     Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов

    Беседа «Как перейти улицу» - закрепить правила движения по знаку

    Дидактические игры и упражнения.

     Лото «Найди пару знаку» - закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). Д/И «Лото безопасности»«Стань другом светофора»«Островок безопасности»

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - объединение с играми «Ателье»«Магазин»

    Игровые ситуации «Опасности на дороге»

    Чтение Д. Денисова. Как перейти дорогу», Дорохов А. «Подземный ход»«Заборчик вдоль тротуара»«Шлагбаум»

    Другие формы работы с детьми Развлечение «Петрушка на улице»

    Работа с родителями. Рекомендации: продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; анкетирование

    Май

    Непосредственно образовательная деятельность.

     Художественное творчество. Аппликация «Улица» - побуждать создавать коллективную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию.

    Целевые прогулки, наблюдения Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами

    Беседа «Что должны знать и уметь водители» - уточнить знания о транспорте и ПДД, состояние здоровья водителя.

    Дидактические игры и упражнения «Закончи движение машины» - упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта. Настольно-печатные игры«Дорожные правила»«Ралли по пустыне»

    Сюжетно-ролевые игры «Улица» - грузовые и легковые автомобили едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте

    Двигательная деятельность.

     Езда на самокате - учить детей отталкиваться правой и левой ногой. Подвижная игра «Цветные автомобили»

    Чтение Н. Носов. «Автомобиль», Д. Денисова. «Как перейти дорогу», Д. Денисова. «Как перейти дорогу», Прокофьев С. «Мой приятель – светофор», Северный А. «Светофор»

    Работа с родителями.

     Итоговое мероприятие. Развлечение «Я шагаю по улице»

    Итоговый этап.

    Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы.

    Основными методами обследования являются беседа по специально разработанным вопросам, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение за поведением детей анкетирование родителей.

    В целом об эффективности работы над проектом свидетельствует анализ данных диагностирования, анкетирования.

    Наибольшая динамика прослеживается в формировании системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте – виды транспорта, дорожные знаки, правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода.

    Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

    Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"

    Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам  подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...

    Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

    В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

    семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

    Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБУШКИН СУНДУК»

    Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежимВадим Шафран...

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...