«Развитие художественно - творческих способностей детей в рамках реализации ФГОС» Педагогический проект «Чудеса искусства» (с детьми старшей группы № 8)
проект (средняя группа)

Козлова Альфинур Хидиятовна

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами - это качества, которые основываются на базе детского творчества.     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 15 «Росинка»

«Развитие художественно - творческих

способностей детей  в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект

 «Чудеса искусства»

(с детьми старшей группы № 8)

            Составили:  старший воспитатель И.Б. Симонова,  

                                                                                                        педагог-психолог Л.В. Савуляк,  

воспитатели старшей группы № 8 А.Х. Козлова, С.С. Крупка.

г.Радужный, 2019

Введение

«Обучить творчеству нельзя,

но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению»

(Выготский Л.С.)

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека - есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".          

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, самостоятельно принимать решения. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте.

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу - воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами - это качества, которые основываются на базе детского творчества.    

Воспитание творческой личности - это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат - социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха. 

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.

Созданная в нашем детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, художественно-творческим способностям дошкольников. В  ДОУ используются различные формы и методы по художественно-эстетическому воспитанию детей. При этом стоит чётко разделять формы и методы работы:

Форма воспитания - организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Методы воспитания - способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание детей, их волю и чувства с целью формирования у них определённых убеждений и навыков.

Дошкольники по своей природе очень любознательны. Они хотят многое узнать, увидеть, а также поделиться своими впечатлениями. Самый доступный для ребёнка способ поделиться увиденным - нарисовать. Одна из форм работы - конкурс детского рисунка.  

В ДОУ организуются тематические выставки и конкурсы.

Воспитанники участвуют в муниципальных, региональных и международных конкурсах детского художественного творчества. Наши достижения (приложение к проекту).

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека. Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему - это одна из многих задач развития творческих способностей.

Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.

Развитие художественно-творческих способностей - далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность

Если ребёнок не научится сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать,

копировать, так как мало таких,

которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное

приложение этих сведений. (Л.Н.Толстой)

Развитие творческого потенциала каждого ребёнка - одна из задач ФГОС ДО.

Творчество является универсальной формой психической активности, которая обеспечивает развитие и саморазвитие ребёнка (Н. Н. Поддъяков)

Творческое воображение - центральное психическое новообразование дошкольного детства.

Креативность («творческость») - одна из базисных характеристик личности.

Креативность - один из важнейших  и в известной степени независимых факторов одарённости.

Творческое мышление делает учение радостным и основательным.

Творчество учит человека смелости при выходе за рамки привычных способов мышления

Творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах.

Творческие люди - мощный ресурс общественного развития.

Детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Как утверждал В.А.Сухомлинский - «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Творчество обогащает жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолевает трудности, ребенок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат - своим рисунком или поделкой он доставляет удовольствие другим.

В процессе художественной деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно творческой деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Важно использовать креативный подход, то есть, чтобы дети «открывали» что-то новое, появлялись новые продукты творчества. Очень важна роль родителей в этом процессе. Творить вместе с детьми, уважать решения детей - вот главная задача родителей и педагогов. При переходе на новые стандарты необходимо использовать для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет не только приобщить родителей к творческому процессу, но и получить реальный продукт творчества.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Рисование для ребенка - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Дети в процессе творчества логически размышляют, сами что - то придумывают, воображают, воспроизводят. Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями и педагогом - это и есть креативный подход. Так в процессе реализации долгосрочного проекта «Чудеса искусства», планируем многому научиться вместе с детьми и родителями.

Наша задача - научить ребенка видеть мир по-особенному, найти что-то незаметное для других, уловить интересное и побудить желание создать что-то новое, свое неповторимое. В первую очередь мы должны создать соответствующую развивающую среду для деятельности. В процессе художественной деятельности я поощряю мысли, действия детей, что очень важно в творческом процессе. Предлагаю разнообразный материал, приемы, средства на выбор ребенка.

        Ребенок должен проявлять самостоятельность при рисовании, лепке, изготовлении композиции. Я не мешаю в процессе детям, что и советую делать родителям. Пусть сам

ребенок ищет выходы из каких-либо ситуаций. Педагог и родители сначала должны уделять больше внимание самому процессу творчества, а не результату.

        Положительные эмоции взрослых сопровождают творческий процесс. Чтобы развивать у детей творческие способности педагог и родители должны быть сами творческими людьми, изменить свои шаблоны, самосовершенствоваться, узнавать новые техники, и приемы, не бояться попробовать что-то новое вместе с детьми.

На эффективность работы по развитие художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС имеет влияние техники «Пластилинография», организовали в группе  творческую мастерскую «Волшебный пластилин».

        Для развития креативности у детей в процессе художественной деятельности я использую игровые приемы. Игра, как в детском саду, так и дома должна являться основным видом деятельности дошкольника. Мир открытий и фантазий ребенка открывается через различные виды игр (театральные, дидактические, настольные, компьютерные, развивающие и другие), где дети не только знакомятся с основными цветами, но и развивают логическое и творческое мышление. Игры помогают непроизвольно вовлечь ребенка в процесс, заинтересовать его, свободно и без принуждения начать творить. А главное, что в результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к играм и упражнениям на развитие творческого воображения и мышления, возрастает познавательная активность и интерес; появляется стремление к новизне, к фантазированию.

Понятие и сущность способностей:

Способности - это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения – для художника живописца). Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

Художественная деятельность: Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); Развитие детского творчества;        Приобщение к изобразительному искусству.

Цель проекта:  Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста путём создания условий для удовлетворения потребности в самовыражении,
посредством изобразительной деятельности всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта:

  1. Осуществлять решение задач художественно - эстетического развития дошкольников в образовательном процессе дошкольного учреждения, посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить развивающую среду дидактическим и игровым материалом для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
  3. Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура); учить замечать общие очертания и отдельные детали предметов (из каких частей состоит изображение, какие цвета используются и т.д.).
  4. Продолжать знакомить детей с различными художественными материалами и изобразительными техниками; знакомство детей с разнообразными художественными материалами и их свойствами.
  5. Развитие воображения, зрительной памяти,    гибкости и быстроты мышления.
  6. Воспитание самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса.
  7. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  8. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
  9. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Принципы: Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим принципам.

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

  • научности (учёт современных достижений науки и практики);
  • систематичности
  • последовательности
  • доступности
  • наглядности
  • активности
  • прочности
  • индивидуального подхода
  • целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  • целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
  • интегративности и комплексного подхода по развитию художественно-творческих способности детей дошкольного возраста;
  • динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
  • преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Наряду с принципами используем методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится: наблюдение, рассматривание рисунков, репродукций, посещение выставок, картин, просмотр диафильмов.

Словесными методами являются: художественное слово, загадки, рассказ, беседа, чтение.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Тип проекта: информационно - творческий

Участники: педагоги, специалисты ДОО, дети дошкольного возраста, родители  воспитанников.

Длительность:  долгосрочный  (01.09.2018 - 01.06.2019)

Проблема.  Как открыть творца в ребёнке? 

Проблемные вопросы. Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?
Каким образом задачи развития интереса к творчеству могут быть представлены в развивающей среде? Как развитие творческих способностей раскроет потенциал личности?

Гипотеза. Если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество - то это позволит развить у ребёнка желание творить.

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования  профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
  • Использование активных форм работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста способствовало освоению элементарных способов создания (творческого продукта, изделия, поделки…) по собственной инициативе, освоению разнообразными прикладными техниками, умению сочетать их элементы при создании (продукта своего творчества…). Появился интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний. Наши наблюдения показывают, что у дошкольников сформировалась уверенность, самостоятельность, инициативность как базисные характеристики

личности, дети отмечают трудности,
радуются достижениям.

  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в художественно-творческом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,  устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей художественно-творческой деятельности. Реализуется через серию комплексно - тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Повышается уровень профессиональной компетентности в области творческого развития детей дошкольного возраста.
  • Повышается степень удовлетворенности работой.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОО, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Трансляция проекта: Презентация проекта для педагогов ДОО на педагогическом совете.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (сентябрь)

2. Основной  (октябрь-май)

3. Заключительный (май)

 

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных.

2. Изучение методической литературы по теме «Развитие художественно-творческих

способностей детей  в рамках реализации ФГОС». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

4. Анкетирование родителей.

5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу «Художественно - эстетическое развитие».

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды художественными материалами, дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, демонстрационным, иллюстративным  материалом.

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию художественно-творческих способностей дошкольников.

3. Повышение компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей дошкольников, формированию умений и навыков практического владения художественными материалами и изобразительными техниками в условиях детского сада и семьи.

4.   Вовлечение родителей в совместную художественно-творческую деятельность.

5.    Организовать взаимодействие педагогов детского сада и родителей в реализации проекта.

 

Заключительный (май) Ожидаемые результаты проекта.

Дети в процессе творчества логически размышляют, сами что - то придумывают, воображают, воспроизводят. Появление нового продукта творчества, реализуемый детьми, родителями и педагогом - это и есть креативный подход. Так в процессе реализации долгосрочного проекта «Чудеса искусства», мы многому научились вместе с детьми и родителями.

Таким образом, осуществление широкого включения в педагогический процесс, разнообразных игр и упражнений на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполнит жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости и желания «творить».

Работа по формированию креативных способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и с родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Реализация основного этапа

  1. Работа с воспитанниками

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

   НОД по художественно - эстетическому развитию согласно  

   календарного плана;

   Экскурсия в городскую детскую библиотеку;

   Экскурсия в городской эколого-этнографический музей;

   Экскурсия - на выставку в изостудию;

   Посещение библиотеки ДОО;

   Литературная - викторина «Какие мы знаем сказки»;

   Посещение мини - музея ДОО;

   Настольно печатные и дидактические игры;

   Театрализация сказок; пальчиковый театр; театр «Би-ба-

   бо»;

   Просмотры мультфильмов (русские народные сказки);

   Дидактическая игра «Назови и опиши героя сказки» 

   Использование приема  изменения сюжета сказки: «Что  

   будет если…»

   Рисование по сказке: «Моя любимая сказка» (выставка  

   детских рисунков)

   Изготовление буклета «Мы любим сказки» (Любимый  

   герой из сказки);

   Участие детей в тематических выставках в ДОО.

   

   Организация с детьми дидактических игр по народным    

   промыслам, по жанрам изобразительного искусства,  

   приобщению к искусству:    

   «Составь натюрморт из овощей»,

   «Составь натюрморт из фруктов»,

   «Натюрморт» (виды: простые, сложные),

   «Составь портрет», «Составь фигуру птицы»,

   «Составь фигуру человека»,  «Дымковское лото»,

   «Укрась коврик» (городецкая роспись),

   «Русские узоры» (народные промыслы, элементы росписей),

   игры с цветом и т.д.

   

   Рассматривание иллюстративного материала:

   «Времена года» Пейзаж в творчестве русских    

   художников XIX - начала XX века,

   «Азбука красок» (цвет в детском изобразительном    

   творчестве),

   «Времена года» (иллюстрации),

   Демонстрационный материал (Н.Г.Ге, А.К.Саврасов,    

   В.И.Суриков), репродукции русских художников (наглядные  

   и раздаточные пособия),

   Декоративно-прикладное искусство (образцы),

   Нетрадиционная техника рисования (образцы),

   Открытки (календарные праздники, времена года),

   Наглядно - дидактические пособия: народные промыслы,  

  и т. д.

 

  Акция «елочка - зеленая иголочка»

  Беседа с детьми о природе зимой;

  рассматривание елей, новогодних елок; новогодних  

  открыток, чтение и заучивание стихов, пение песен о елке, о  

  новом годе; отгадывание загадок о зиме, о новогодней елке;  

  беседа и просмотр презентаций: «Новый год, традиции»,  

  «Откуда елка к нам пришла»;

  рисование на тему: «Зима-волшебница» (изображать картину  

  зимы, разные деревья, кусты, соотношение по величине,  

  смешивание красок),

  рисование на тему «Большие и маленькие ели» (изображать  

  деревья в зимнем лесу, соотношение по величине елей -  

  высокие и низкие, смешивание красок),

  наблюдение за  живой елочкой на прогулке.

  Открытый показ НОД  в ДОО по теме «Наша нарядная елка»

  Участие в новогодней выставке (творчество детей - рисунки,  

  поделки руками родителей)

  Творческая мастерская «Волшебный пластилин»

  Использование с детьми дошкольного возраста методы  

  и техники: пластилинография (знакомство, показ, участие  

  детей в творческой мастерской, творческая деятельность  

  детей с педагогом)

  Выставка «Волшебный пластилин» (совместное творчество  

  родителей, детей, педагогов группы)

 

  Психолого-педагогическое сопровождение детей. 

  (Приложение 1)

  1. Диагностика   (первичная,   итоговая): по изучению    

      проявления творческих способностей ребенка; изучения    

      способности к созданию замысла путем внесения в  

      рисунок дополнений; выявления у детей ранних признаков  

      одаренности.

  2. Развивающие занятия (развитие художественно-

      творческих способностей дошкольников на основе  

      интеграции).

  3.Индивидуально-коррекционные занятия (в ходе занятий  

     ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем  

     в письме или в речи. В процессе творчества снижается  

     защита, скованность, агрессия).

     Способы реализации педагогом-психологом  задачи по  

     развитию творческого потенциала в работе с детьми.

     Использование на развивающих и коррекционных занятиях    

     методов и приемов:

  1. Интегративные приемы и методы в работе с  

дошкольниками: изотерапия,  сказкотерапия, песочная терапии, музыкотерапия, мнемотехника.

  1. Элементы арт - терапии (арт-терапиия - занятия,  

способствующие выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению).

     Использование традиционных видов арт-терапии:

  • Рисование;
  • Живопись;
  • Графика;
  • Лепка.

     Новые методики:

  • Кляксография;
  • Песочная терапия;
  • Сказкотерапия;
  • Драматерапия;
  • Цветотерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Изотерапия

      С детьми дошкольного возраста используются методы  

      и техники:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

В течение проекта

Старший воспитатель

педагог-психолог

воспитатели группы

педагог-психолог

2.Работа с педагогами

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Консультации на сайте ДОО по развитию художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС для педагогов

Декабрь

Январь

Февраль

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

педагоги

Мастер-класс с педагогами «Украшение налобной повязки орнаментами коренных народов Севера»

Ноябрь

2018

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

Козлова А.Х., Умарова Н.С.

Педагогическая мастерская. Открытый просмотр НОД по теме «Наша нарядная елка»

Декабрь

2018

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

педагоги ДОО,

Козлова А.Х.

Консультации на сайте ДОО по развитию художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС для родителей

Декабрь

Январь

Февраль

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

 педагоги

Тематическая проверка в группах общеразвивающей направленности от  года до восьми лет по развитию художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС

- анализ планирования работы педагогов;

- анализ взаимодействия в работе с семьями (анкетирование);

- анализ проектной деятельности

Февраль

Старший воспитатель,

педагог-психолог,

 педагоги

Семинар-практикум «Методика лепки»

Февраль

Старший воспитатель, педагог-психолог

Самообразование педагогов

Неделя взаимопосещения. Взаимодействие деятельности педагогов с детьми

Декабрь

Январь

Февраль

Старший воспитатель

педагог-психолог педагоги

Оформление информационного стенда  в ДОО для родителей воспитанников «Школа профессиональных родителей» по вопросам предшкольной подготовки детей: «Роль семьи в развитии художественно-творческих способностей ребенка дошкольного возраста»

Февраль

Старший воспитатель

Консультация для педагогов «Психологическая готовность детей к школе»

Февраль

Педагог-психолог

Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декабрь

Январь

Февраль

Старший воспитатель

педагог-психолог педагоги

Смотр -  конкурс  уголков художественно-творческой деятельности

Февраль

Старший воспитатель экспертная группа, педагоги

Презентация для родителей «Создание проектов по теме «Развитие художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Чудеса искусства»

Февраль

Старший воспитатель педагоги

  1. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Анкетирование родителей «Развитие художественно -  творческих способностей в жизни дошкольника»

декабрь 2018

Старший воспитатель

педагог-психолог

 

воспитатели группы дети, родители

Групповое родительское собрание по теме проекта «Развитие художественно-творческих способностей детей  в рамках реализации ФГОС»

Педагогический проект  «Чудеса искусства»

В течение проекта

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

В течение проекта

Размещение материала на сайте ДОУ

В течение проекта

Участие родителей в тематических выставках в детском саду (совместное творчество детей и родителей)

В течение проекта

Создание «Книга -  сказка», книжки  - малышки, «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

В течение проекта

воспитатели группы, дети, родители

Акция «Елочка - зеленая иголочка» (совместное творчество детей и родителей, педагогов)

В течение проекта

воспитатели группы

Творческая мастерская «Волшебный пластилин» (совместное творчество детей и родителей, педагогов)

В течение проекта

воспитатели группы

Буклеты-памятки: «Играем - творчество развиваем»

Дидактические  игры по развитию художественно-творческих способностей дошкольников»

Шпаргалка для родителей:

«Как развивать творчество ребенка дома»

«Буклет детского творчества дошкольников»

В течение проекта

воспитатели группы

Консультации для родителей:

«Рисование с детьми. Когда начинать?

«Аппликация помогает ребенку развиваться»

Ноябрь

2018

воспитатели группы

Консультации для родителей:

«Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей»

«Проведение занятий по изобразительной деятельности»

Декабрь

2019

воспитатели группы

Консультации для родителей:

«Роль декоративного рисования в подготовке детей к школе»,

«Хромотерапия в здоровье сбережении дошкольников»

Январь

2019

Консультации для родителей:

«Ребенок рисует на природе»

«Выставка в детском саду - средство эстетического воспитания»

Февраль 2019

воспитатели группы

Консультации для родителей:

«Мир искусства в нетрадиционной технике рисования»

Март

2019

воспитатели группы

Заключительный этап

1. Итоговый мониторинг речевого развития  дошкольников.

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3. Публикация отчетов по работе на сайте ДОО.

4.Определение новых перспектив.

          

                           Методическое обеспечение реализации проекта

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду- М.: Мозаика - Синтез, 2005.
  2. Примерное комплексно – перспективное планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Васильева
  3. Казакова Т.Г., Развивайте у дошкольников творчество,
  4. Комарова Т.С., Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
  5. Комарова Т.С., Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  6. Куцакова Л.В., Конструирование из строительного материала.
  7. Коллективное творчество дошкольников, конспекты занятий.
  8. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду.

Приложение 1

Способы реализации педагогом-психологом  задачи по  развитию творческого потенциала дошкольников.

         

Использование на развивающих и коррекционных занятиях методов и приемов:

Арт-терапиия - занятия, способствующие выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

В ходе занятий ребёнок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. В процессе творчества снижается защита, скованность, агрессия.

Традиционные виды арт-терапии:

Рисование;

Живопись;

Графика;

Лепка.

Новые методики:

Песочная терапия; 

Сказкотерапия;

Драматерапия;

Цветотерапия;

Музыкотерапия;

Изотерапия

Цели проведения занятий:

Рисование - это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Существует ряд условий для проведения подобных занятий:

•        Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.

•        Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

•        Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

•        Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять?  Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенных стороны внутреннего мира бессознательного), требующие выражения или гармонизации (исцеления).

Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изобразительно игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Изотерапия, как метод арт-терапии. Одним из наиболее распространенных видов арттерапии является изотерапия (рисунок,лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изобразительно игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, определяют  три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка).На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Тр е т ь е отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом)и терапевтическом рисовании.

На занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию,внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

В изотерапии используются рисуночные техники, такие как:

- хаотический рисунок с пятнами или каракулями;

- диагностический рисунок, где малышу необходимо дорисовать картинку;

- сюжетный рисунок, к примеру, «моя семья»;

- тематический рисунок, где малыш может нарисовать свою будущую профессию;

- произвольный рисунок, к примеру, «мое настроение» и пр.

В развитии детей очень часто применение изотерапии дает весьма успешный результат.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

•        рисование пальчиками;

•        оттиск печатками из картофеля;

•        рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

•        тычок жесткой полусухой кистью;

•        печать поролоном;

•        печать пробками;

•        восковые мелки + акварель

•        свеча + акварель;

•        отпечатки листьев;

•        рисунки из ладошки;

•        рисование ватными палочками;

•        волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

•        рисование песком;

•        рисование мыльными пузырями;

•        рисование мятой бумагой;

•        кляксография с трубочкой;

•        монотипия пейзажная;

•        печать по трафарету;

•        монотипия предметная;

•        кляксография обычная;

•        пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Темы занятий: Рисование восковыми мелками “Осенние натюрморты” (техника совмещения восковых мелков и красок, эффект «проявления»)

“Волшебные картинки”. Рисование ладошками, пальцами, тычками, печатками и другими материалами. Пальчиковое рисование. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Для ребёнка это целый ритуал: опустить пальчик в баночку с краской, размешать краску в баночке, подцепить некоторое количество и перенести на бумагу, оставив первый мазок.

Пальчиковые краски хорошо развивают не только мелкую моторику, что влияет на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Оказывается, что центр, отвечающий за движения, расположен в коре головного мозга рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй.

Занятия с пальчиковыми красками - это еще и хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массируя эти точки, мы добиваемся улучшения состояния организма в целом.

Рисование пальчиковыми красками способствует раннему развитию творческих способностей. Рисуя, он самовыражается, предает свои ощущения на бумагу в виде клякс, линий, мазков различных цветов и оттенков.

Темы: “Осень и её подарки” и “Снежная сказка” - лепка из солёного теста. Отработка мелкой моторики и изотерапия - раскрашивание.

Рисование красками («Осенние листья», “Зимние узоры на стекле”, “Подарок для мамы”. Различные техники: примакиванние, волшебные кляксы, разбрызгивание, рисование на мокрой бумаге.

Рисование фломастерами. Штриховка и обводка (подготовка руки к письму)

Рисование карандашами - “Зимние забавы”

Лепка из пластилина - “Сказочные герои”

Лепка из мокрой бумаги “Фантастические животные” и «Вкусные сюрпризы».

“Зимние фантазии”. Рисование кусочком льда по цветному порошку на белом листе.

“Сказки на стекле”. Витражное рисование (на стекле)

“Песочные картинки” Рисование по песку и цветным песком

Картины из теста. Тема: “Волшебные шары”.

Арт-терапевтические занятия

Цели: лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах. Рисуночная терапия рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Снежные цветы. Для создания цветов понадобятся палочки, из которых нужно сделать стебли цветов (для этого их надо просто воткнуть в снег), и комочки снега, которые малыш налепит на веточки. Чтобы сад был ярким и неповторимым, раскрасьте цветы красками.

Сосульки. Вырежьте из белой бумаги в произвольной форме сосульки и наклейте на лист бумаги другого цвета (к верхнему краю листа).

- Дайте ребёнку кисть (мягкую) и белую гуашь. Пусть нарисует капельки, которые стекают с сосулек. Капельки будем рисовать примакиванием кисти. Можно сказать малышу, что наша кисточка будет весело скакать по листу бумаги: Раз-прыжок, два-прыжок, получаются капельки!

Лепка «Гусеница на листочке». Для работы понадобится 1/2 листа картона зелёного цвета, пластилин или солёное тесто, доска для работы с пластилином или плотная салфетка (под горячее), ножницы. - Из картона вырежьте лист дерева любой формы.

- Из пластилина или солёного теста вместе с малышом катайте небольшие шарики (способы: кусочек пластилина раскатываем одной ладошкой по столу или кусочек пластилина находится между двумя ладошками и круговыми движениями раскатываем колобок). Шарики, примерно одного размера, кладём на листочек рядом друг с другом - получается гусеница на листочке

Рисование отпечатками «Разноцветные листочки». Для работы нам понадобится: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Покрываем листок дерева красной краской, затем приложите его к бумаге окрашенной стороной и слегка придавите ладошкой. Получился отпечаток листочка.

- каждый раз берётся новый листочек, и разные краски.

- можно покрыть листочек разными красками, получится необыкновенно красивый осенний листочек!

- Если делать отпечатки листьев с одного дерева, можно расположить их так, как будто они на одной веточке, а черешки у листьев и веточку можно дорисовать кистью.

- Можно сделать отпечатки с разных деревьев на листе бумаги голубого цвета - получится осенний листопад.

Восковые мелки + акварель «Волшебные картинки». Для работы понадобится: лист бумаги белого цвета, восковой мелок или свеча парафиновая, акварельные краски, кисть мягка широкая.

Для детей младшего возраста взрослый может подготовить рисунок заранее, то есть нарисовать заранее что-нибудь на листе бумаги и предложить ребёнку раскрасить акварельными красками лист. Обратите внимание малыша на то, что нужно использовать больше воды и набирать побольше краски. Краски используйте яркие. Набрав краску на кисть нужно мягкими движениями покрывать лист бумаги краской, не делая пробелов. Вскоре малыш увидит, что проявился рисунок. Это для него будет настоящий сюрприз.

Рисование пальчиковой гуашью «Птичка». Для занятия понадобится: лист плотной бумаги любого цвета, пальчиковая гуашь.

«Маленькая птичка

Прилетела к нам

Маленькой птичке

Зернышек я дам

Маленькая птичка

Зернышки клюет

Маленькая птичка

Песенку поет

«Чик-чирик, чик-чирик».

Чтобы нарисовать птичку надо ладошку покрасить гуашью, сделать отпечаток на листке бумаги, дорисовать клюв и глазик.

Совмещение  несколько техник. Аппликация и рисование.

Салют. Цель: Учить рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Материал: Специальные краски для рисования, разведённая гуашь или акварель; лист бумаги; вода; тряпочка, салфетка. Клеёнка.

Техника: Рисование пальцами. На занятии используются 2-4 краски разных цветов, например, синяя, зелёная, жёлтая, красная.

- Помнишь, мы с тобой видели салют? Там было много маленьких разноцветных огоньков.

- Их было очень-очень много. Они были похожи на маленькие разноцветные кружочки.

В небе черном три фонтана,

Ярких, огненных тюльпана.

Как цветы, раскрылись искры,

А растаяли так быстро!

Снова: "Бам!" - светло как днём,

Небо светится огнем.

Красный, желтый, белый, синий -

Сотня звезд и сотня линий.

Я салют смотреть готов

Сто минут и сто часов.

Вот бы каждый день салют

- Сто часов и сто минут.

- Давай мы с тобой нарисуем салют!

Положите на стол лист бумаги и покажите, как можно рисовать пальцами: окунуть кончик пальца в краску, затем прикоснуться им к бумаге, потом снова окунуть в краску и т.д. Когда малышу надоест рисовать краской одного цвета, объясните, что надо вымыть пальчик в банке и вытереть его салфеткой.

Дайте ребёнку возможность рисовать самостоятельно.

- Вот какой красивый салют у тебя получился! Молодец!

Рисование на мокрой бумаге.

Незабываемые и необычные ощущения получит ваш ребёнок в процессе рисования акварельными красками на мокрой бумаге. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. При рисовании на мокром листе речь не идёт о рисовании чего-то определённого.

Постелите на стол или на пол клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (окуните его в таз с водой) и положите на клеёнку, пригладив мокрой губкой.

Окуните кисточку в любую краску и проведите по бумаге. То же самое сделайте с красками других цветов. Обратите внимание ребёнка на то, что изображение получилось размытое, как будто в тумане или под дождём. А если наклонить лист, то краску будут стекать по листу и получится новый узор.  

Когда краски подсохнут, можно вместе с ребёнком попытаться придумать, на что похож рисунок. Предложите ребёнку сделать рисунок на мокром листе самостоятельно. Рисовать можно кисточками и пальчиками.

Получившийся рисунок можно использовать как основу для аппликации.        

Приложение 2

Анкета для родителей

«Развитие художественно -  творческих способностей в жизни дошкольника»

1. Чем увлекается ваш ребенок дома? ________________________________________________________________________________

2. Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)? ________________________________________________________________________________ 3.Есть ли творческие способности у вашего ребенка?

________________________________________________________________________________

4. Рисует ли ваш ребенок по своей инициативе или нет? ________________________________________________________________________________

5. Любит ли мастерить, какими инструментами или материалами пользуется? ________________________________________________________________________________

6. Что именно он любит изображать, мастерить? ________________________________________________________________________________

7. Рассказывает ли вам о том, что хочет сделать? ________________________________________________________________________________

8. Обращается ли он за советом, помощью?

________________________________________________________________________________

9.Часто ли вы, вместе с ребенком занимаетесь, творческими видами деятельности?

________________________________________________________________________________ 10.На что должна обратить внимание семья при развитии способностей ребенка.

________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Обработка и анализ результатов (поможет определить):

- какой процент опрошенных родителей понимает значение творческих видов деятельности для общего развития ребенка.

- какой процент опрошенных родителей активно помогает своему ребенку в развитии творческих способностей.

- каков уровень готовности родителей к взаимодействию с детским садом по развитию творческих способностей детей.

- существует ли потребность родителей в консультативной помощи по развитию творческого развития ребенка.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

дошкольного образования

Умения и навыки в художественно-творческой деятельности

- Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отношение к произведениям искусства и памятникам культуры, эстетически привлекательным объектам, музейным экспонатам; высказывает  желание принимать посильное участие в их сохранении.

- Проявляет исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства.

- Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и другие), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

- Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.

- Демонстрирует высокую техническую грамотность.

- Планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам.

Рисование является одним из основных видов деятельности детей во всех возрастных группах.

Для того чтобы развить художественно-творческие способности, привить интерес и любовь к изобразительному искусству/рисованию с младшего дошкольного возраста, необходимо использовать нетрадиционные способы рисования. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо  знакомых  им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.

Аппликация.  Один из любимых детьми видов изобразительной деятельности:

их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. одна важная техника изобразительного искусства, любимая детьми это - Аппликация.

Их  радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Она также является неотъемлемым приемом  развития творческих способностей детей.

Лепка  в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства. Материалы для лепки тесто глина. Начиная с самого раннего возраста важно особое внимание уделять развитию мелкой моторики у детей, которая помогает им работать с пластилином. На занятии с пластилином крепнут пальчики ребенка. Лепка также необходима для развития способности фантазировать, представлять, воображать.

Для развития детского творчества в лепке, необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Так у нас появился "Уголок творчества" с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности.

В работе используем пальчиковые игры, которые способствуют развитию творческих способностей дошкольников, ведь они развивают мелкую моторику.

Главными помощниками в развитии творческих способностей являются родители. Развивать творческие способности возможно только через направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребенка в совместной деятельности педагогов, родителей и самого ребенка.        

Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Вместе с родителями мы используем такие методы и формы работы как: родительские собрания, анкетирование, консультации, конкурсы, выставки.

        

Вывод:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу и выстраивать партнерские отношения с педагогом.

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные и интересные по содержанию.

Комплексное обучение рисованию в детском саду, освоение приемов лепки и аппликации положительно влияют на мелкую моторику, способствуют усовершенствованию речевых навыков, помогают детям проявить свои чувства, эмоции и способности

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- дети научились помогать друг другу и выстраивать партнерские отношения с педагогом.

- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальные и интересные по содержанию.

Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изо деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. В творческой деятельности мы видим задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

1. Дошкольный возраст является благоприятным  для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2.Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у   ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия,   пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия,  внимания и    усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить  мыслить смело и свободно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Значение развивающей среды на развитие личности ребенка в рамках реализации ФГОС ДО»

СентябрьТема: «Дорожная азбука» ·        "Правила дружелюбной дороги". Цели: уточнить и закрепить знания детей об опасных ситуациях на дороге, о причинах возник...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «НАШ ОГОРОД» с детьми старшей группы № 8

Вид по доминирующему методу: познавательно – исследовательский.Время реализации проекта: сЦель проекта: Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, поч...

Конспект мероприятия по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Чудеса весной» с детьми старшей группы № 7 «Сказка» общеразвивающей направленности

Направление:  «Познавательно - речевое  развитие»Вид занятия: Сюжетное, в познавательно игровой форме.Интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», ...

ПРОЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «С нами чудо из чудес - Благовещение с небес»

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – ...