РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»
рабочая программа на тему

Махова Елена Александровна

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

 

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_seminara_kosmos_12.04.18g.docx572.42 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 30»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58

Email: dou351960@yandex.ru

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

Подготовили:

воспитатель первой квалификационной категории – Махова Е.А.

старший воспитатель – Нежданова З.А.

г. Сергиев Посад

12 апреля 2018 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Развитие познавательной деятельности через ознакомление с социальным миром». А если быть точнее, то через «Знакомство детей с космосом». Свое сообщение нам хочется начать словамисоветского ученого, изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского:

«Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы.

А затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

XXI в. – достижения Космоса стало неотъемлемой частью нашей жизни, и не только взрослых, но и детей. Я позволю нам всем напомнить: сотовая связь, без которой не мыслит себя современный человек, прогноз погоды, который мы тоже можем узнать в любую минуту, спутниковое телевидение – все это достижение Космоса.

     Космос необходим и интересен не только взрослым, но и детям.

     Современные дети, не по годам умненькие, сегодня хотят получить ответы на интересующие их вопросы, не дожидаясь, когда станут школьниками.

Задача современной дошкольной педагогики состоит в том, чтобы определить, нужно ли в дошкольном возрасте обсуждать с детьми такиевзрослые проблемы, как те, что связаны,например, с устройством Вселенной и космическими полетами. И все чаще у педагогов, работающих с дошкольниками 21 века, есть все веские основания дать положительный ответ на этот вопрос.

Речь идет не о том, чтобы каким-то образом заставлять дошкольников заниматься астрономией, и как-то искусственно перегружать детей недоступными им понятиями. Речь идет только о том, что мы можем и должны способствовать развитию естественного интереса, возникающего пусть даже не у всех малышей, а лишь у тех из них, кто больше всего интересуется космосом. Это поможет развить их интеллект и в буквальном смысле расширит кругозор и обязательно вскоре сделает их детьми, интересными для одноклассников, потому что ученик младших классов, проявляющий определенную эрудицию в вопросах астрономии, неизменно оказывается в центре внимания детей, окружающих его в школе и дома.

В недалеком прошлом проблем "дошкольной астрономии" не существовало, потому что ее просто не было, и никто не воспринимал ее всерьез. Считалось, что дошкольники до астрономии не доросли и из их окружающего мира (комната, дом, улица, город, страна), такое понятие как «Вселенная» безоговорочно исключалась. Но со временем ситуация изменилась, и, по мнению Е.П. Левитана, сейчас не только можно, но и нужно рассматривать дошкольную астрономию как одно из перспективных направлений в проектной деятельности.

     К сожалению, большинству загруженных житейскими проблемами родителей, да и воспитателей не до высших материй, в том числе не до «Вселенной» с ее тайнами, о которых, я предполагаю, многие взрослые сами не имеют никакого представления… Между тем "Вселенная" не есть некая добавка к и без того перегруженной Основной общеобразовательной программе. Ознакомление с увлекательнейшей наукой о космосе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. 

Развивать познавательный интерес ребенка необходимо начинать как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в современном мире.

Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Если малыш дорос до возраста «почемучки» и начинает засыпать вопросами, например:  «Почему звёзды светятся?», «Далеко ли до Солнца?», «Что такое комета?», «Почему Земля шарообразна?»,«Почему Луна превращается в месяц?» - это самое время поддержать их исследовательский интерес, познакомить, и рассказать о космосе в доступной для детей форме.

К сожалению, в настоящее время мечта вчерашних мальчишек стать космонавтом для современных детей недостаточно актуальна. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам необходимо методически грамотно построить работу по познавательному развитию дошкольников, через формирование у них положительных и правильныхпредставлений о Космосе, которые будет способствовать развитию детской любознательности и активности, а главное у детей будет воспитано чувство гордости за достижения соотечественников.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые знакомые свойства предметов, их сходства и различия, предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно.

«Умейте открыть перед ребенком окружающий мир, но открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы рёбенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», так писал  известный советский педагог, классик Василий Андреевич Сухомлинский.

Однажды, прочитав с детьми книгу К. Булычева «Тайна третьей планеты», а потом, просмотрев по этому произведению мультфильм, мы с детьми «загорелись» темой«изучение Космоса». Конечно, коротко рассказать о Космосе нельзя, отсюда и возникла у нас с коллегами идея разработки долгосрочного проекта «Загадочный Космос».

Проанализировав Основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, нами было отмечено, что в ней, к сожалению, не достаточно полнопредложен материал по развитию первоначальных представлений о космосе. А, если говорить конкретно, то я вам сейчас процитирую: «Рассказывать детям о Ю.А.Гагарине и других героев космоса», и все. Что делать?

     Мы стали изучать методические разработки и рекомендации таких авторов, какИ.Куликовская «», Р.Чумичева «», А. Анисимова «»,  и др.,художественную и энциклопедическую литературы по данной теме, нами были намечены: цель, задачи и этапы практического осуществления работы.

Цель- это познавательное развитие дошкольников через ознакомление с Космосом.

Она реализовывалась через конкретные задачи, а именно:

1. Сформировать представления детей о планете Земля, как части Солнечной системы.

2.Развивать речь, мышление, творческую фантазию детей, воображение, любознательность.

3.Воспитывать бережное отношение к планете Земля,  чувство гордости за достижения отечественных ученых, конструкторов, и мужественной профессии космонавт.

Поставив перед собой конкретную цель и определив задачи нашей работы нам необходимо было создать в группах для детей соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Были подобраны методический, наглядный материал, необходимое оборудование и игрушки по теме «Космос». Оборудован специальный познавательно-исследовательский, тематический уголок «Дети и Космос».

     Педагогам необходимо помнить, что любая работа с дошкольниками необходимо строить с учетом основных дидактических принципов:

  • Принцип возрастных особенностей

     Прежде всего, мы старались давать информацию о Космосе –дозированно, в соответствии с возрастом. Только тот необходимый объем знаний, который дети, прежде всего,могли понять, иим не трудно было усвоить.При объяснении мы пытались избежатьсложных и непонятных терминов. У ребят все еще впереди, в школе у них будет интересный предмет, как астрономия, где мы надеемся, они узнают еще много чего интересного о Космосе.

  • Принцип научности

     При изучении темы «Космос», воспитатели обязаны давать детям только научные, достоверно проверенные сведения, например, что Луна – это спутник Земли, а вот Земля вращается вокруг Солнца, и это, к сожалению не все взрослые это помнят.      

  • Принцип наглядности

     Так как у дошкольников наглядно-образное мышление, ребенку необходимо видеть то, о чем сообщает ему воспитатель. Разнообразные яркие наглядные пособия, помогут детям лучше и быстрее усвоить и запомнить предлагаемый материал.

  • Принцип интеграции

В процессе проектной деятельности с дошкольниками через ознакомление с социальным миром, воспитатели решают задачи не только познавательного развития, но и других образовательных областей, это «социально-коммуникативное», «речевое», «художественно-эстетическое» и «физическое развитие».

     Работа по изучениютемы «Космос» проходила через различные формы работы с детьми.

     Прежде всего, это образовательная деятельность:

  • занятия по ознакомлению с социальным миром, например, «Необычное путешествие в Космос»; «Наш дом – планета Земля»;
  • художественноетворчество:
  • рисование «Загадочный Космос»,
  • аппликация «Ночное небо», пластилинография «Космонавт в открытом космосе»и др.;
  • конструктивно-модельная деятельность: дети очень любят строить всевозможные космические корабли, ракеты, причем каждый раз они получаются необычные иразные;
  • на занятиях по ФЭМП ребята с удовольствием придумывали и решали космические задачки, закрепляли тему смены времен года, частей суток;
  • на физкультурных занятиях и в свободное время организовывали различные подвижные «космические» игры: « Раз, два - мы на старте», «Чейэкипаж быстрее соберется», «Путешествие по Галактике»;
  • в свободное от занятий время играли с ребятами в игры, которые  поддерживали у детей познавательный интерес к этой теме:«Космический словарик», «Загадки о Космосе», «Найди на глобусе» (примеры дидактических игр, уважаемые коллеги,  представлены в ваших программках);
  • в зимнее время, навечерней прогулкенаблюдализа небом, звездами, Луной, ребятам очень интересно было наблюдать за движущимися объектами в небе; предположения детей в эти моменты были просто фантастическими;
  • организовывали с ребятамисюжетно – ролевые игры, смотрелимультфильмы,презентации, учебные фильмы по астрономии, рассматривали детские энциклопедии:«Юный эрудит», «Хочу все знать», конечно же, с удовольствием читали произведение Н. Носова «Незнайка на Луне» и многое др.

     В своей творческой работе, педагогический коллектив не ограничивается только рамками дошкольного учреждения. В настоящее время образовательная организация активно и тесно сотрудничает с Центром технического творчества детей «Юность». У ребятесть возможность познакомиться с кружками: авиа моделирование, ракетостроение, они воочию могут видеть  первоначальные этапы конструирования и создания простейших летательных аппаратов. Нам педагогам особенно приятно видеть достижения своих выпускников, которые не только занимаются в кружках, но и завоевывают призовые места на международных конкурсах.

     Одной из важных стороной образовательного процесса является так же взаимодействие с родителями воспитанников. Родители не только видят нашу работу, но и с огромным удовольствиемсами принимают участие в творческих выставках рисунков, поделок, совместных экскурсиях. На наш призыв посетить с детьми «музей Космонавтики» на ВДНХ, откликнулись больше половины.

     Опыт работы по изучению с детьми темы «Космос»говорит нам о том, что дети активно включаются в познавательно - исследовательскую деятельность, потому что детям это интересно. Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники не только приобрели начальные знания по астрономии, и освоению Космоса, сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Практическая значимость опыта работы над проектом состоит в том, что  любой из вас, уважаемые коллеги, может использовать  его в работе, адаптировав содержание к условиям своего дошкольного учреждения и возможности взаимодействия с родителями воспитанников и социумом.

И в заключении, нам хочется сказать словами русского литературного критика Николая Васильевича Шелгунова:«Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку».

Литература

  1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2015г.;
  2. Т. А. Шорыгина «Детям о космосе и Юрии Гагарине-первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы» /«Издательство Сфера», 2011г.;
  3. С.А. Козлова «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру» /М.: «Линка-Пресс», 2000г.;
  4. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса», Москва, 2009г.;
  5. Е.П. Левитан «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы.Тема"Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность""Самое дорогое у человека-это жизнь"Н.А.ОстровскийНа современном этапе развити...

Из опыта работы. Тема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».

Опыт работыТема: «Развитие познавательных интересов старших дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность».Автор:ВоспитательМАДОУ № 185Сотникова Я.В.     А...

Выступление на районном семинаре-практикуме : « Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков ЗОЖ» с показом элементов гимнастики для кистей рук « Фингер Фитнесс» по методике Грега Ирвина. 27.04.2016 г.

РУКА…«замечательно сконструированная, дающая человеку производить такие маневры, которые  превосходят возможности любого другого животного. Пальцы могут сгибаться и выпрямляться в различных полож...

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Аннотация: Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ребенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые определяют по...