Методическая разработка по окружающему миру в старшей группе "Зимующие птицы!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Калинина Татьяна Михайловна

 

Беседа «Зимующие птицы»

Воспитателя  

Калининой Т.М

Цель: расширение знаний и представлений у детей старшей группы о зимующих птицах.

Задачи:

Познавательное развитие:

- формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Речевое развитие:

- обогащать словарный запас детей;

- активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы.

Физическое развитие:

- формировать у детей основы здорового образа жизни;

- развивать физические качества;

- формировать двигательные умения и навыки.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать умение видеть красоту природы;

- воспитывать потребность в познании прекрасного.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать желание оказывать помощь живым существам;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.

Ход беседы:

1. Организационный момент:

- Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику:

- Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).

- Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

- Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

«Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит».

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

- И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Вверх, вниз, влево, вправо»

- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Основная часть:

- Мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах.

- А каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

- Верно! Мы с вами познакомимся с некоторыми зимующими птицами.

1 картинка – воробей.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Среди важных голубей

Смело скачет воробей.

Он без всякого их спроса

Схватит крошку из под носа,

Лихо крыльями взмахнёт

И довольный упорхнёт!»

- Верно! А вы знаете что-то о воробьях? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Воробей – это городская распространённая птица с небольшим телом, коричнево-серыми перьями и маленьким клювом. Летом питаются воробьи червями, личинками, насекомыми, семенами и плодами растений, рисом и зерном, а зимой – хлебными крошками, семечками из кормушек. Чтобы почистить свои пёрышки, воробьи купаются в лужах или в песке.)

2 картинка – голубь.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Почту носит голубок,

Небо рассекая.

Он письмо доставит в срок,

Крыльями сверкая.

Прилетят с ним вместе

Родные вести.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Голубь – это большая городская птица, которая имеет оперение разных цветов (белый, серый, коричневый, чёрный и т.д.). У голубей, которые живут в городе, светло-серые перья с тёмными полосками и тёмно-серая шея с зелёным отливом. Таких городских птиц называют сизыми голубями. Питаются эти птицы семенами, зерном, ягодами, фруктами и семечками. Голуби могут очень высоко и быстро летать на большие расстояния. Они всегда находят дорогу домой.)

3 картинка – синица.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Любят шустрые синицы

На просторе порезвиться:

Полетать, повеселиться,

Звонкой песней поделиться.

Ты зерно в кормушку кинь

И услышишь: «Синь-синь-синь!»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Синица – это небольшая птичка в яркой одёжке. У неё сильные лапки и короткий клюв. Окрас у синички интересный – животик ярко-жёлтый, с чёрным «галстуком», крылья тёмно-зелёные, а на голове чёрная шапочка. Летом синицы питаются мошками, комарами и другими насекомыми вредителями, принося пользу деревьям и растениям, а зимой они кушают то, чем их покормят люди (несолёное сало, хлебные крошки, семена, семечки). А вообще эти птицы делают очень много запасов на зиму в укромных местах, чтобы не умереть от голода.)

4 картинка – снегирь.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Много снега навалило –

Снегирю так это мило!

Но, как только снег сойдёт,

Птичка мигом пропадёт…

Не за тридевять земель –

Спрячется в гнездо на ель.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Снегирь – это певчая птица, немного похожая на воробья. У него небольшое тельце, чёрно-серые крылья, красная грудка у самцов, а бурая грудка у самок. Снегири живут в лесах, садах, парках. Зимой эти птички питаются ягодами калины и рябины, семенами, почками, а летом – некоторыми насекомыми. Саму ягоду снегирь не ест, он только проглатывает семечки внутри ягоды, а мякоть выбрасывает. Снегири обычно живут небольшими стайками по 7-10 птиц, а в поисках еды перемещаются с места на место.)

5 картинка – сорока.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Вездесущая сорока

Черноока, белобока.

Целый день она летала,

Новостей насобирала,

И теперь вовсю стрекочет,

Поделится ими хочет.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Сорока – это шумная крупная птица. Голова, шея и крылья птицы, чёрные с фиолетовым или зелёным отливом, а грудка и бока белые. Именно за белые бока люди называют ту птицу «сорока-белобока». Чёрный хвост сороки длиннее, чем она сама. По земле птичка передвигается прыжками. Сороки живут в небольших лесах, парках, садах и рощах неподалёку от человеческого жилья. Питаются они семенами, зерном, насекомыми, яйцами птиц и мелкими животными, грызунами. Сороки любят всё яркое и блестящее, поэтому тянут всякие мелочи к себе в гнездо.)

6 картинка – ворона.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Хозяйки города – вороны.

У них, ворон, свои законы.

Решив, что мстят они за дело,

Клюют врагов умело, смело.

Никто из крыс, котов, собак,

Понять не может, что не так.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Ворона – это крупная городская птица с широким клювом. Тело вороны серого цвета, а голова, крылья и хвост – чёрные с металлическим отливом. Встречаются полностью чёрные птицы. Вороны питаются червями, личинками, мышами, лягушками и жуками. Это умная, хитрая и нахальная птица – в поисках пищи она может разорять чужие гнёзда. Вороны умеют подражать человеческому смеху или собачьему лаю, а иногда даже говорить некоторые слова.)

7 картинка – дятел.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Барабанщика приятель –

Дробь выстукивает дятел.

По стволу стучит, стучит,

На минутку замолчит,

Язычком жучка поймает

И работу продолжает...»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Дятел – это небольшая птичка с интересной расцветкой. Оперение у этих птиц бывает пёстрым, чёрно-белым, пятнистым. У дятла тело покрыто чёрными и белыми перьями, длинный клюв и красный хохолок на голове. Дятлы живут в лесах на деревьях. Основное занятие этой птицы – это стучать по дереву, добывая из-под коры насекомых (муравьи, жучки, личинки), которыми и питается дятел. В народе дятла называют «санитаром леса» («доктором леса»), а всё из-за того, что он избавляет деревья от вредных насекомых, лечит деревья.)

- Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Птички»:

«Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И на место сели!»

- Продолжаем нашу беседу.

Дидактическое упражнение «Для чего?»

- Для чего птице клюв? (Ответы детей)
- Для чего птице крылья? (Ответы детей)
- Для чего птице лапки? (Ответы детей)
- Для чего птице пёрышки? (Ответы детей)
- Для чего птице хвост? (Ответы детей)

- Хорошо! А теперь приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
Птичка пёрышки помыла (пошевелить пальцами)
Птичка клювом повела (сложить клюв из мизинцев)
Птичка зёрнышки нашла
Птичка зёрнышки поела (поклевать по столу)
Птичка песенку запела (раскрывать мизинцы)
Птичка крылышки раскрыла (изобразить крылья)
Полетела, полетела!

3. Заключительная часть:

- О ком мы с вами разговаривали? (Мы разговаривали о зимующих птицах)

- Назовите, с какими птицами мы познакомились. (Ответы детей)

- Хорошо! А как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_zimuyushchie_ptitsy.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшей группы.

Беседа «Зимующие птицы»

Воспитателя  

Калининой Т.М

Цель: расширение знаний и представлений у детей старшей группы о зимующих птицах.

Задачи:

Познавательное развитие:

- формировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.

Речевое развитие:

- обогащать словарный запас детей;

- активизировать словарь детей, продолжать учить правильно отвечать на вопросы.

Физическое развитие:

- формировать у детей основы здорового образа жизни;

- развивать физические качества;

- формировать двигательные умения и навыки.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать умение видеть красоту природы;

- воспитывать потребность в познании прекрасного.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать желание оказывать помощь живым существам;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе.

Ход беседы:

1. Организационный момент:

- Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику:

- Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).

- Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.)

- Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.)

«Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит».

(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

- И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Вверх, вниз, влево, вправо»

- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Основная часть:

- Мы сегодня с вами поговорим о зимующих птицах.

- А каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

- Верно! Мы с вами познакомимся с некоторыми зимующими птицами.

1 картинка – воробей.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Среди важных голубей

Смело скачет воробей.

Он без всякого их спроса

Схватит крошку из под носа,

Лихо крыльями взмахнёт

И довольный упорхнёт!»

- Верно! А вы знаете что-то о воробьях? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Воробей – это городская распространённая птица с небольшим телом, коричнево-серыми перьями и маленьким клювом. Летом питаются воробьи червями, личинками, насекомыми, семенами и плодами растений, рисом и зерном, а зимой – хлебными крошками, семечками из кормушек. Чтобы почистить свои пёрышки, воробьи купаются в лужах или в песке.)

2 картинка – голубь.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Почту носит голубок,

Небо рассекая.

Он письмо доставит в срок,

Крыльями сверкая.

Прилетят с ним вместе

Родные вести.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Голубь – это большая городская птица, которая имеет оперение разных цветов (белый, серый, коричневый, чёрный и т.д.). У голубей, которые живут в городе, светло-серые перья с тёмными полосками и тёмно-серая шея с зелёным отливом. Таких городских птиц называют сизыми голубями. Питаются эти птицы семенами, зерном, ягодами, фруктами и семечками. Голуби могут очень высоко и быстро летать на большие расстояния. Они всегда находят дорогу домой.)

3 картинка – синица.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Любят шустрые синицы

На просторе порезвиться:

Полетать, повеселиться,

Звонкой песней поделиться.

Ты зерно в кормушку кинь

И услышишь: «Синь-синь-синь!»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Синица – это небольшая птичка в яркой одёжке. У неё сильные лапки и короткий клюв. Окрас у синички интересный – животик ярко-жёлтый, с чёрным «галстуком», крылья тёмно-зелёные, а на голове чёрная шапочка. Летом синицы питаются мошками, комарами и другими насекомыми вредителями, принося пользу деревьям и растениям, а зимой они кушают то, чем их покормят люди (несолёное сало, хлебные крошки, семена, семечки). А вообще эти птицы делают очень много запасов на зиму в укромных местах, чтобы не умереть от голода.)

4 картинка – снегирь.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Много снега навалило –

Снегирю так это мило!

Но, как только снег сойдёт,

Птичка мигом пропадёт…

Не за тридевять земель –

Спрячется в гнездо на ель.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ним познакомимся. (Снегирь – это певчая птица, немного похожая на воробья. У него небольшое тельце, чёрно-серые крылья, красная грудка у самцов, а бурая грудка у самок. Снегири живут в лесах, садах, парках. Зимой эти птички питаются ягодами калины и рябины, семенами, почками, а летом – некоторыми насекомыми. Саму ягоду снегирь не ест, он только проглатывает семечки внутри ягоды, а мякоть выбрасывает. Снегири обычно живут небольшими стайками по 7-10 птиц, а в поисках еды перемещаются с места на место.)

5 картинка – сорока.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Вездесущая сорока

Черноока, белобока.

Целый день она летала,

Новостей насобирала,

И теперь вовсю стрекочет,

Поделится ими хочет.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Сорока – это шумная крупная птица. Голова, шея и крылья птицы, чёрные с фиолетовым или зелёным отливом, а грудка и бока белые. Именно за белые бока люди называют ту птицу «сорока-белобока». Чёрный хвост сороки длиннее, чем она сама. По земле птичка передвигается прыжками. Сороки живут в небольших лесах, парках, садах и рощах неподалёку от человеческого жилья. Питаются они семенами, зерном, насекомыми, яйцами птиц и мелкими животными, грызунами. Сороки любят всё яркое и блестящее, поэтому тянут всякие мелочи к себе в гнездо.)

6 картинка – ворона.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Хозяйки города – вороны.

У них, ворон, свои законы.

Решив, что мстят они за дело,

Клюют врагов умело, смело.

Никто из крыс, котов, собак,

Понять не может, что не так.»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Ворона – это крупная городская птица с широким клювом. Тело вороны серого цвета, а голова, крылья и хвост – чёрные с металлическим отливом. Встречаются полностью чёрные птицы. Вороны питаются червями, личинками, мышами, лягушками и жуками. Это умная, хитрая и нахальная птица – в поисках пищи она может разорять чужие гнёзда. Вороны умеют подражать человеческому смеху или собачьему лаю, а иногда даже говорить некоторые слова.)

7 картинка – дятел.

- Посмотрите внимательно, что это за птичка? (Ответы детей)

«Барабанщика приятель –

Дробь выстукивает дятел.

По стволу стучит, стучит,

На минутку замолчит,

Язычком жучка поймает

И работу продолжает...»

- Верно! А вы знаете что-то о них? (Ответы детей)

- Давайте немного с ней познакомимся. (Дятел – это небольшая птичка с интересной расцветкой. Оперение у этих птиц бывает пёстрым, чёрно-белым, пятнистым. У дятла тело покрыто чёрными и белыми перьями, длинный клюв и красный хохолок на голове. Дятлы живут в лесах на деревьях. Основное занятие этой птицы – это стучать по дереву, добывая из-под коры насекомых (муравьи, жучки, личинки), которыми и питается дятел. В народе дятла называют «санитаром леса» («доктором леса»), а всё из-за того, что он избавляет деревья от вредных насекомых, лечит деревья.)

- Предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка «Птички»:

«Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают,
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили?
Пёрышки почистили!
Клювики почистили?
Клювики почистили!
Дальше полетели
И на место сели!»

- Продолжаем нашу беседу.

Дидактическое упражнение «Для чего?»

- Для чего птице клюв? (Ответы детей)
- Для чего птице крылья? (Ответы детей)
- Для чего птице лапки? (Ответы детей)
- Для чего птице пёрышки? (Ответы детей)
- Для чего птице хвост? (Ответы детей)

- Хорошо! А теперь приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук)
Птичка пёрышки помыла 
(пошевелить пальцами)
Птичка клювом повела 
(сложить клюв из мизинцев)
Птичка зёрнышки нашла
Птичка зёрнышки поела 
(поклевать по столу)
Птичка песенку запела 
(раскрывать мизинцы)
Птичка крылышки раскрыла 
(изобразить крылья)
Полетела, полетела!

3. Заключительная часть:

- О ком мы с вами разговаривали? (Мы разговаривали о зимующих птицах)

- Назовите, с какими птицами мы познакомились. (Ответы детей)

- Хорошо! А как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Можно вывешивать кормушку и каждый день насыпать в неё пшено, рис, сухие ягоды, крошки)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста по теме:"Волшебный мир насекомых".

Проводится с использованием мультимедиа - слайдов.Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых....

Методическая разработка по окружающему миру для детей старшей группы Тема: «Домашние птицы»

В данном материале содержится информация для детей по знакомству с домашними птицами. А так же наглядный материал, который могут приметять в своей работеразличные специалисты....

Методическая разработка по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Растёт наш лук от семи недуг»

Конспект образовательной ситуации в старшей группе. Тема: «Растёт наш лук от семи недуг»Цель: создать условия для расширения представлений детей о луке, его полезных свойствах, особен...

Методическая разработка по окружающему миру в старшей группе «Знакомство с термометром»

Цель: ознакомление с прибором-термометром и виды термометров....

Методическая разработка по окружающему миру для детей средней группы Тема: «Домашние птицы»

Методическая разработка по окружающему миру для детей средней группы Тема: «Домашние птицы»...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...