Внедрение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
статья по окружающему миру
Применение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
Т.И. Варвянская
МБОУ Новосибирского района, Новосибирской области, «Новолуговская средняя школа №57», воспитатель высшей квалификационной категории
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский неоднократно отмечал, что природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы изучить природу и рассказать о ней ребёнку, а постараться, чтобы эти идеи устойчивого развития вошли в сознание ребёнка, чтобы у детей сложилось мировоззрение, которое будет определять их поведение в дальнейшем. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать, как можно больше тайн живой и неживой природы.
Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи:
1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.
2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.
3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.
4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.
В своей работе выделяю следующие концепции устойчивого развития:
- Понимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете;
- Осознание ребенком себя, как части природы;
- Понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, в природе все взаимосвязано;
- Осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
В своей педагогической деятельности я прививаю экологическую культуру через формы организации экологического образования детей:
• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция), дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и другое.
Например, на занятии по художественному творчеству, ставлю перед детьми проблему экологического характера, при решении которой, у детей формируются представления о неблагоприятных последствиях для природы от человеческой деятельности (от нефти, мусора - портится вода, погибают морские животные). При этом у детей формируется бережное отношение к объектам природы, расширяется кругозор, закрепляются знания об обитателях подводного мира.
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.
• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.)
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра.
В своей работе использую:
- дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?»;
- предметные игры: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и другие;
- словесные игры: «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и другие;
- подвижные игры экологического характера: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и другие;
- игры-путешествия: «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.
- строительные игры с природным материалом.
Становление у дошкольников начал экологической культуры выявляю с помощью мониторинга (2 раза в год). Из данных полученных при мониторинге видно, что у детей формируется эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, развивается интерес к родному краю, формируются представления об экологических проблемах родного села.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-326150-1539570315.jpg)
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/19/picture-597548-1508399005.jpg)
Выступление в городском методическом объединении по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Нижнекамска
Выступление в городском методическом объединениипо экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: «Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем» для педагогов дошкольных учреждений г. Ниж...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/31/picture-1310408-1612086709.jpg)
Конспект интегрированного занятия по ПДД «Красный, жёлтый, зеленый.» для детей дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия по ПДД «Красный, жёлтый, зеленый.» для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-80512-1673419480.jpg)
Статья "Деятельностный подход при освоении зеленых аксиом детьми дошкольного возраста в ЭО УР"
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, требующих активности ребенка в разных видах деятельности.Поэтому так востребован деятельностны...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-80512-1673419480.jpg)
Экологическое образование для устойчивого развития через освоение "Зеленых аксиом" в ДОУ
Статья посвящена проблеме понимания дошкольниками нравственных императивов устойчивого развития Н.Н. Моисеева и их принятия на уровне ценностно-смысловых установок деятельности. Предлагается логика фо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-192829-1546996903.jpg)
Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного движения "Зеленый огонек" (старший дошкольный возраст)
Сценарий спортивного развлечения по правилам дрожного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-903785-1489320781.jpg)
Внедрение зелёных аксиом в дошкольном возрасте
Концепции устойчивого развития применяемые в дошкольном учреждении.vПонимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете;vОсознание ребенком себя, как части...