Экологические беседы с детьми старшего дошкольного возраста
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экологические беседы с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_besedy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДС №27 «Филиппок»
г. Нижневартовск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
Подготовила: Волошина М.Н.
Экологическая беседа № 1 «Помогите природе».
Цель: формировать у дошкольников знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи: создать комфортную эмоциональную атмосферу, вызвать у детей желание принять участие в оказании посильной помощи природе.
Оборудование: демонстрационный материал «Береги природу», дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Ход беседы.
--- Многие из вас летом ездили отдыхать на природу. Расскажите, что вам больше всего запомнилось на отдыхе? (Рассказы детей).
--- Всем нравится отдыхать на природе. Чистый воздух, теплая вода в реке, можно прилечь в тени деревьев. Вот и детям из стихотворения С. Михалкова «Прогулка» захотелось отдохнуть на природе. (Чтение стихотворения).
--- Вам понравилось, как ребята поступили с природой? Почему? А что бы вы сделали?
К сожалению не все люди относятся к природе с добротой, уважением. Они загрязняют и губят природу. Поэтому растения и животные, леса, реки, луга, нуждаются в нашей помощи.
Рассматривание иллюстраций на тему: «Береги природу».
--- Как взрослые и дети помогают зимующим птицам? Зачем они это делают?
--- Как лечат деревья?
--- Зачем вокруг посаженных деревьев ставят колышки?
--- Почему из крана течет тонкая струйка воды?
--- Зачем дети ремонтируют книги и игрушки?
--- Почему в нашей стране созданы заповедники?
В нашей стране есть Всероссийское общество охраны природы. В это общество могут принять любого жителя России, который желает защищать природу. Общество охраны природы помогает очищать воду в реках, подкармливает зимой диких зверей и лечит их, привлекает внимание людей к фабрикам и заводам, которые загрязняют воздух и воду.
--- Дети, вы хотите помогать природе? Чем вы можете помочь?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Экологическая беседа № 2 « Мусор – хорошо или плохо».
Цель: дать детям представление о проблеме мусора в городах. Задачи: вызвать у детей желание не сорить на улицах города, познакомить с новыми словами мусоропровод, мусороприемник, пункт приема вторсырья.
Оборудование: презентация « Берегите наш город от мусора», иллюстрации на тему: « Вещи из бросовых материалов», сюжетные картинки.
Ход беседы.
В нашей стране много больших и малых городов. И в каждом городе живут люди. Чем больше город, тем больше людей его населяет. Ежедневно городские жители выносят из своих квартир пакеты с мусором.
--- Куда относят мусор горожане? ( В контейнеры на улице).
--- Правильно. Но в больших городах взрослые могут и не выходить на улицу, чтобы отнести мусор. В многоэтажных домах на каждом этаже есть мусоропровод. (Показ слайда). Человек подходит к мусоропроводу, открывает крышку и бросает мусор. А мусор падает по трубе вниз и попадает в мусороприемник (Показ слайда).
--- Зачем они это делают? (Ответы).
--- Куда и на чем увозят мусор? (Ответы).
--- Как вы думаете, все ли горожане относят мусор на улицу в контейнеры для мусора, если у них нет мусоропровода?
--- А если человек съел на улице мороженое или выпил воду из бутылки, куда ему отнести обвертку, пустую бутылку? (Ответы).
--- Все люди опускают мусор в урны? (Нет).
--- Это плохо? Почему?
Показ презентации «Берегите наш город от мусора».
--- Почему на улицах города лежит мусор?
---- Это хорошо или плохо? Почему?
Если каждый день отвозить на свалки мусор и ничего с ним не делать, то скоро мусор покроет всю нашу планету.
--Это хорошо или плохо? Почему?
Взрослые давно придумали, как использовать старую бумагу, металл, стекло. Существуют специальные места, которые называются пункты приема вторсырья. Туда можно принести бумагу, металл, стекло и получить за них немного денег.
Бумагу переработают и изготовят упаковочный материал или картон. Металл переплавят в специальной печи и изготовят новые предметы. Стеклянные бутылки хорошо помоют и опять ими можно пользоваться.
--- Это хорошо или плохо? Почему? Вы будете сорить на улице?
---Как вы думаете, можно ли из мусора что-нибудь изготовить? (Ответы).
Показ иллюстраций на тему : «Вещи из бросовых материалов».
Экологическая беседа № 3 « Как люди избавляются от мусора ».
Цель: рассказать о способах избавления от мусора. Задачи: учить детей быть экономными и бережливыми, отзывчивыми; вызвать у детей желание не выбрасывать в мусор игрушки и книги, которые еще можно отремонтировать. Оборудование: демонстрационный материал « Переработка мусора».
Ход беседы.
--- Сегодня мы с вами поговорим о том, как взрослые избавляются от мусора. Вспомните, какой опыт с мусором мы проводили на прошлой неделе. (Ответы).
--- Как еще люди избавляются от мусора? (Ответы).
--- Можно ли весь мусор, который собирается в доме, сжечь? (Нет). Почему? (Ответы).
--- Можно ли из всего мусора изготовить полезные в быту вещи? (Нет). Почему?
Вспомните, где можно сжечь предметы из железа, которые уже нельзя отремонтировать? (Ответы).
--- А где можно сжечь предметы из стекла? (Ответы).
Рассматривание иллюстраций по теме «Переработка».
--- Я знаю, что иногда взрослые выбрасывают в мусор одежду и обувь в хорошем состоянии только потому, что они им малы или не нравятся. Как вы считаете – это правильно? (Ответы).
--- Куда же в нашем городе можно отнести такие вещи? (Ответы).
В нашем городе всегда есть нуждающиеся люди – люди, которым нужна помощь. Иногда про таких людей пишут в наших газетах: «Великокняжеский курьер», «Вестник Приманычья» и просят принести для них старые вещи, продукты, деньги. И взрослые нашего города помогают нуждающимся людям, чем могут и это правильно.
---Почему воспитатели нашего детского сада не выбрасывают в мусор сломанные игрушки и растрепанные книги, а ремонтируют их? (Ответы).
--- А как вы дома поступаете со сломанными игрушками? (Ответы).
Дидактическая игра «Найди в группе игрушку, книгу, нуждающуюся в ремонте».
Экологическая беседа № 4 « Стихийные свалки вредят нашему здоровью».
Цель: рассказать о вреде свалок для природы и человека. Задачи: приучать детей к ответственному отношению к природе, вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование: демонстрационный материал « Городские свалки», магнитная доска, магниты, мнемосхемы, картонные стрелки.
Ход беседы.
--- Как называется место, куда отвозят мусор? (Ответы ).
Рассматривание иллюстраций по теме: «Городские свалки».
--- Вам бы хотелось жить рядом со свалкой? Почему?
Вы правы дети. Никому из людей не захочется жить рядом с таким местом.
Но иногда взрослые ленятся отнести мусор в положенное место или не хотят платить за уборку мусора. Они оставляют мусор где захотят: около магазина, на остановке, в подъезде, у заброшенного дома, на обочине дороги и в других местах. Если этот мусор вовремя не убирают, то другие нерадивые люди тоже приносят мусор. Через неделю – другую появляется небольшая свалка. Такую свалку называют «стихийной».
На доску прикрепляется изображение свалки.
Стихийная свалка в неразрешенном месте может сильно навредить нашему с вами здоровью.
--- Подумайте и скажите, как стихийные свалки могут навредить здоровью людей? (Ответы). А природе такие свалки вредят? Как вредят? (Ответы).
Вы правы ребята. Свалки рядом с жильем человека не только загрязняют воздух и воду, губят растения, но и являются угрозой для нашего здоровья. В отходах размножаются опасные микробы , которых могут домой принести кошки и собаки и заразить различными болезнями. Когда идет дождь, то микробы могут стечь в реку, в которой купаются взрослые и дети. А еще на стихийной свалке могут оказаться опасные вещества—токсичные, горючие, взрывчатые. Токсичными веществами называют различные яды, тяжелые металлы, газы. Горючими веществами называют бензин, керосин, солярку, масла. Взрывчатыми веществами называют вещества, которые могут взорваться.
К изображению свалки прикрепляются стрелки. Под стрелками прикрепляются изображения: домашних животных, отравленного воздуха, увядших растений, грязной реки, опасных веществ. От изображения домашних животных прикрепляется стрелка, под стрелкой помещается изображение дома. От изображений «грязная река», «отравленный воздух», «опасные вещества», «дом», прикрепляются стрелки к изображению «скорая помощь».
--- Какие животные живут как на стихийных, так и на городских свалках?
---- Они являются разносчиками болезней? Что нужно делать, чтобы не было стихийных свалок? Как вы можете помочь?
Экологическая беседа № 5 « Каким бывает мусор: его разновидности ».
Цель: познакомить детей с разновидностями мусора.
Задачи: учить сортировать мусор, сформировать понятия: «экологический знак», «маркировка», «утилизация».
Оборудование: резиновые перчатки, 6 промаркированных лотка для мусора, бытовой мусор, пищевые отходы, папка-передвижка «Экологические знаки».
Ход беседы.
--- В нашей корзине лежат предметы: пластиковая бутылка, картонная упаковка из-под сока, целлофановый пакетик, железная крышка, стеклянная баночка, старая газета, крошки мела, пряжка, лоскут, тюбик из-под крема, огрызки, рыбья голова, шкурка, бумажная салфетка, обычная лампочка, фотография, батарейка, чек, баллончик из-под аэрозоля. Что это? (Мусор).
--- Весь этот мусор лежит в одной корзине, потому что мы с вами так привыкли его складывать, прежде чем отнести в мусорный контейнер. Это потому, что у нас, в России, раньше не было заводов, которые перерабатывают мусор. Теперь и у нас строятся такие заводы, где перерабатывают или утилизируют бумагу, картон, пластик, железо, стекло, алюминий, опасные отходы. Каждый завод утилизирует только один вид мусора. Поэтому нам нужно научиться раскладывать мусор по разным контейнерам.
У меня есть 6 лотков для мусора. Чтобы знать, в какой лоток складывать определенный мусор или отходы, я прикреплю к лоткам рисунки-подсказки. Такие рисунки называются «маркировка».
Зеленый (изображение стеклянной бутылки) – стекло
Желтый (изображение пластиковой бутылки) – пластик
Красный (изображение огрызка) – пищевые отходы
Синий (изображение батарейки) – опасные отходы
Фиолетовый (изображение алюминиевой банки) – алюминий, железо
Белый (изображение блокнота) – бумага, картон
(Воспитатель надевает перчатки. Показывает дошкольникам предмет, дети помогают педагогу «сортировать» мусор). В течение процесса ребята узнают правила сортировки.
Правила сортировки.
- Упаковки из-под сока, молочных продуктов, пластиковые бутылки, нужно полоскать в воде, чтобы не было неприятного запаха.
- Опасные отходы: батарейки, аккумуляторы, ртутные и энергосберегающие лампы, электроприборы, нельзя отвозить на свалку—их принимают специальные заводы.
- Алюминий можно утилизировать бесконечно
- Бутылки из-под масла не утилизируются, трудно вымыть
- Чеки, салфетки, туалетная бумага, одноразовая бумажная посуда, ячейки из-под яиц, обои, подгузники, пачки от сигарет, бумажные полотенца, носовые платки, баллончики из-под аэрозоля, фотографии, упаковочная бумага, проездные, пенопласт, зубные щетки, целлофановые пакеты, трубочки для питья, упаковки из-под бритвенных станков не утилизируются! Они уже были изготовлены из вторсырья!
-- Что мы не будем отправлять на утилизацию? (целлофановый пакет, бумажную салфетку, фотографию, чек, баллончик из-под аэрозоля).
--- Что нам делать с пищевыми отходами? (Кормим домашних животных, закапываем в землю для компоста).
--- Вы обращали внимание, что на упаковках часто нарисованы разноцветные значки? Хотите знать, как они называются, и что обозначают? Это экологические знаки. Такие рисунки указывают, что еда внутри упаковки изготовлена из чистых, натуральных продуктов, без добавок и красителей.
Рассматривание папки-передвижки «Экологические знаки».
(Во второй половине дня проводится дидактическая настольно-печатная игра « Сортировка мусора»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека тем доверительных бесед с детьми старшего дошкольного возраста.
В детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту,справедливость, честность, вежливость. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других люд...
Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста
Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....
Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ
Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...
Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Правила поведения на экологической тропе»
Материал для педагогов...
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.
План беседы с детьми старшего дошкольного возраста по урегулированию конфликта между детьми.Цель: создать условия для урегулирования конфликта;Задачи:Образовательная: Создать условия для формирования ...
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом ....