Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Беседа об алфавите"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дети узнают о том, что такое древнее рисуночное письмо,как возникла азбука, кто является её создателем, сколько всего  букв в русском алфавите и в каком порядке они следуют друг за другом .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ob_alfavite.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Знакомство с алфавитом»

Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с русской азбукой, алфавитом; учить детей запоминать буквы в определённом порядке; активизировать словарь детей по теме.  

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематического восприятие и речевое дыхание через проговаривание стихотворения на выдохе (громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно); развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к русскому языку, любовь к чтению; воспитание активности и  усидчивости на занятии.

Оборудование:  картинка «Памятник Кириллу и Мефодию в Москве», «письмо древнего человека», карточка «возникновение буквы А», букварь.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Сядет тот, чьё имя начинается со звука «А», «У», «В», «И», «К», «Т», «Д», «Н».

Развитие речевого дыхания.

- Послушайте стихотворение-загадку:

Тридцать три родных сестрицы.

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

Что это? (буквы)

- Сели прямо, проговорим этот отрывок хором на выдохе. Вдох носом, проговаривание на выдохе.

Индивидуально: проговорить громко, шепотом, с восклицанием, вопросительно.

Основная часть занятия:

  1. Рассказ о возникновении азбуки.

Русскую азбуку создали монахи Кирилл и Мефодий. (Кто такие монахи?) Они очень хорошо знали греческий и латинский алфавиты, поэтому многие буквы русской азбуки похожи на буквы этих алфавитов. И назвали сначала в честь монаха Кирилла – «кириллицей». Русский современный алфавит произошёл от   русской азбуки – кириллицы. Слово «азбука» есть только в русском языке, и произошло оно от первых букв кириллицы – «АЗ» и «БУКИ» - АЗБУКА – это буквы только русского языка, расположенные строго по порядку. День рождения азбуки отмечается 24 мая – в день памяти монахов Кирилла и Мефодия.

    В мире много разных алфавитов: латинский, немецкий, французский, английский… Алфавит – это буквы какого-либо языка, расположенные строго по порядку. Большинство алфавитов произошло из древнего рисуночного письма. Люди рисовали рисунки и так передавали то, о чём хотели рассказать.

2.Физкультминутка «Алфавит»:

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Ё, (ходьба на месте)

Знайте место все своё!

Жэ, Зэ, И, Й, Ка, эЛ, эМ, (прыжки на правой ноге)

Вспоминайте, кто за кем!

эН, О, Пэ, эР, эС, Тэ, У, (прыжки на левой ноге)

Стойте дружно все в ряду!

эФ, Ха, Цэ, Че, Ша и Ща, (повороты в стороны)

Размещайтесь не спеша!

Твёрдый знак и мягкий знак, (приседания)

Стойте рядышком, вот так!

Торопитесь Э, Ю, Я! (ходьба на месте)

Вот и в сборе вся семья!

      3.Знакомство с алфавитом, его заучивание.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, которые стоят в строгом порядке:

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, в каком порядке стоят буквы:

Песенка-азбука.  (Б. Заходер)

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха, -

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!..

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком,

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

- Попробуйте повторить буквы алфавита с помощью этого стихотворения (3 – 4 ребёнка)

- Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите, про какие буквы забыл автор стихотворения (Ё, Й, Ы, Ь, Ъ). Теперь я знаю, что вы запомнили все буквы алфавита. А как хорошо вы знаете все звуки и буквы я сейчас проверю. Только сначала отдохнём и выполним упражнение.

      Итог занятия. Оценка деятельности детей.

Литература:

1В.Волина «Занимательное азбуковедение»-М.: Просвещение,2000

      2.Кочетков Л. «Исчезнувшие буквы алфавита»-М.: Издательство «Настя и Никита» 2021.

      3.Новиковская О.А. «Алфавит: буква за буквой»-М.: Издательство «Гном и Д»,2021.

      4.Сундуков И. «Азбука в стихах»-СПб.: Издательство «Книжный дом»,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

Цель: Способствовать нравственному развитию  ребёнка путём  формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре  общения; формировать  интерес к общению со взрослыми...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка

Занятие проводится воспитателем в процессе изучения музыкальных инструментов, возможно привлечение музыканта...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад»

Беседа направлена на   расширение представлений дошкольников о детском саде, а также на развитие диалогической и монологической речи....

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральные профессии»

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральные профессии»Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к т...

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад»

Цель: Расширение представлений детей о детском саде.Задачи:Образовательные:Развитие монологической, диалогической речи.         Развивающие:Развитие познаватель...