Главные вкладки

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста
    материал (старшая группа) по теме

    Борковец Ольга Владимировна

    Звуки вокруг нас

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_besedy.docx19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста  «Звуки вокруг нас»

    Музыкальный руководитель Ольга Владимировна Борковец

    ЦЕЛИ:

    Развитие у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса, с тем чтобы привести к осознанию ценности, необходимости, многогранности искусства, любви к нему. 

    ЗАДАЧИ:

    Пробудить интерес к искусству, познакомить ребят с элементарными понятиями в музыкальном, театральном, изобразительном искусстве, чтобы научить их воспринимать художественные образы музыки, театра, живописи, побудить к сопереживанию, сотрудничеству, развитию художественных способностей; привлечь внимание к литературе о разных видах искусства, книгах о композиторах, художниках, артистах.

    Предисловие:

    Ведущая клуба — Фея волшебной шкатулки — из года в год последовательно и логично знакомит детей с разными видами искусств — музыкой, театром, живописью, открывая на каждом занятии разные секреты из мира искусства. Она старается нетрадиционно подавать материал, находить занимательные элементы, включает песни, музыкальные и литературные записи, загадки, кроссворды, стихи, наглядные пособия, иллюстративный материал. Ребенок нередко живет в выдуманном мире игры и сказки, поэтому на занятиях обязательно присутствуют игровые элементы. Гордость Феи — игрушечная волшебная шкатулка, полная "секретов". Каждое занятие начинается с мелодичного звона шкатулки, что соответственно настраивает детей. В заключение каждого занятия художественно оформленные "секретики" помогают детям закрепить понятия, с которыми они познакомились, и каждый "секретик" опускается в волшебную шкатулку. Эта игра нравится ребятам и в то же время содействует усвоению новых знаний. При подведении итогов всего цикла "секретики" извлекаются из шкатулки и дети вспоминают все, что они узнали в ходе деятельности за полгода.

    ФЕЯ: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем занятие с веселой зарядки:

    Мы, ребятки, дружно, вместе

    Совершаем бег на месте.

    Если в сердце непокой,

    громко топнули ногой.

    И другой!

    А теперь, мои хорошие,

    Громко хлопайте в ладоши!

    Вы улыбками со всеми поделитесь

    И садитесь!

    (Дети выполняют все эти действия.) Что мы сейчас делали? Топали, хлопали, шумели.

    Как можно назвать такие звуки (топот, хлопки, стук)? Они называются шумы. Давайте минутку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый? Или нет? (Дети минуту слушают.) Итак, что вы услышали? (Шаги и речь людей за стеной, шум машин за окном, скрип дверей, радио.) Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас — звучащий.

    Какие шумы можно услышать дома? (Дети называют: звук льющейся из крана воды, плач ребенка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, шорохи, звук телевизора и др.) А на улице города? (Гудки фабрик и заводов, шум транспорта, разговоры и смех людей...) А в деревне? (Голоса домашних животных, скрип колодезного ворота, звуки от распиливания и рубки дров, треск поленьев в печи...) Правильно, все это — шумы! Давайте поиграем: я буду включать шумы, а вы их угадывать. Ведущая включает фонограммы различных шумов.

    Шумы бывают:

    • деревянные звуки (дровосек рубит дерево);
    • стеклянные звуки (звон разбитого стекла);
    • металлические звуки (звон монет);
    • шуршащие звуки (рвут бумагу).

    А теперь закроем глаза и послушаем следующий шум. (Ведущая включает фонограмму — шум грозы. Читает стихотворение А. Фета "Люблю грозу в начале мая...", показывая иллюстрации с изображением весенней природы.) Можно ли шум грозы, дождя отнести к шумам? Оказывается, не совсем! Все это — голоса природы.

    Какие голоса природы вы можете назвать в поле? (Пение жаворонка, шум колосьев на ветру.) А на речке? (Журчание воды, хор лягушек.) На море? (Плеск волн, крики чаек, шум бури, шторма.) В саду? (Пение соловья, шелест листьев.) В зимнем лесу? (Вой метели, треск бурелома, свист ветра...) Если все звуки разделить по временам года, то получатся зимние, весенние, летние и осенние звуки. Поиграем в игру: я включаю голоса природы, вы должны их отгадать!

    Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в сказочный летний лес. Закроем глаза, ощутим под ногами мягкую траву, услышим шум деревьев на ветру. (Дети закрывают глаза, ведущая включает фонограмму "Звуки летнего леса".) Что так приятно нашему уху? (Щебетание птиц.) Да, это поют, заливаются в летнем лесу на разные голоса веселые птицы. Щебетание птиц — это голоса природы. Теперь послушайте еще один отрывок, он тоже называется "Птичка". (Фонограмма пьесы В. Ребикова "Птичка" — фортепиано.) Эти звуки можно отнести к голосам природы? (Нет.) Они прозвучали на музыкальном инструменте. На каком? (На фортепиано.) Звуки, исполняемые на музыкальном инструменте, называются музыкальными, к музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на различных инструментах (фортепиано, виолончель, гитара, аккордеон, гусли, колокола и т. д.), а шумы и голоса природы являются немузыкальными звуками (ведущая с детьми повторяет слова: музыкальные и немузыкальные звуки).

    Послушайте пьесу еще раз и попробуйте изобразить птичек. (Ведущая проигрывает пьесу на фортепиано, дети в шапочках-ободочках изображают птичек — прыгают на носочках, машут руками, как крыльями.) Почему вы легко, весело прыгали? (Ответы детей.) Да, потому что музыка была легкая, быстрая, веселая, как будто птичка прыгает с ветки на ветку. Звуки были высокие, средние или низкие? (Высокие.) А кто же еще живет в чаще леса? Отгадайте загадку: "Косолапые ноги, зиму спит в берлоге. Догадайся, ответь. Это кто?" (Медведь.) Послушайте музыкальный отрывок. Кого он изображает: птичку или медведя? Почему? (Ведущая включает фонограмму пьесы В. Ребикова "Медведь" — фортепиано.) (Ответы детей.) Да, музыка изображает медведя, она звучит тяжело, медленно. Как двигается, как ревет медведь? Покажите! (Ребенок в маске изображает медведя.) Да, медведь тяжело переваливается, низким голосом ревет, и звуки на фортепиано — тоже низкие. А как говорит человек? (В среднем диапазоне.) Это — средние звуки.

    Итак, давайте повторим: какие же бывают звуки? Немузыкальные (шумы, голоса природы) и музыкальные (игра на музыкальных инструментах, пение человека), а также — высокие, средние и низкие.

    Сейчас проведем небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы — их относить к музыкальным или немузыкальным! Договорились?

    • пение мальчика (муз.)
    • скрип двери (немуз.)
    • звучание женского хора (муз.)
    • шум моря (немуз.)
    • подметание пола щеткой (немуз.)
    • стук мяча (немуз.)
    • игра на скрипке (муз.)
    • шум трактора (немуз.)
    • звучание    симфонического оркестра (муз.)
    • игра на фортепиано (муз.) и т.д.

    Молодцы! Теперь мы знаем, какие звуки окружают нас, все "секретики", которые мы с вами сейчас открыли, спрячем в волшебную шкатулку.

    Послушайте дома различные звуки, зарисуйте свои впечатления на листок и на следующем занятии расскажите, какие это звуки! До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

    Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Тема «Как надо правильно здороваться?»

    Цель: Способствовать нравственному развитию  ребёнка путём  формирования у него представлений о добре, дружбе и культуре  общения; формировать  интерес к общению со взрослыми...

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о музыкальном инструменте и его происхождении: скрипка

    Занятие проводится воспитателем в процессе изучения музыкальных инструментов, возможно привлечение музыканта...

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад»

    Беседа направлена на   расширение представлений дошкольников о детском саде, а также на развитие диалогической и монологической речи....

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральные профессии»

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Театральные профессии»Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к т...

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Наш детский сад»

    Цель: Расширение представлений детей о детском саде.Задачи:Образовательные:Развитие монологической, диалогической речи.         Развивающие:Развитие познаватель...

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Что символизирует герб и флаг нашего города»

    Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Что символизирует герб и флаг нашего города»Цель: Создать условия для ознакомления с главными символами города Бирюсинска (флаг, гер...