ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шубина Алёна Владимировна

Формирование целостной картины мира в средней группе на тему "Скоро зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОД «Формирование целостной картины мира» в средней группе.

Тема «Скоро зима

Задачи:

Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними.

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Расширять представления о жизни животных в природных условиях, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, узнавать и называть детёнышей, закрепить названия жилищ диких животных.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности.

Развивать речь детей.

Наглядный материал: письмо, картины с изображением осеннего пейзажа, животных, макеты, силуэты животных (белка, заяц, медведь, волк)

Раздаточный материал: клей, кисточки, картонные силуэты животных, крупы (манная, гречневая, ячневая, просо).

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина под музыку.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: правильно ребята! Вы хорошо знаете осенние месяцы.

Давайте поиграем в словесную игру «Да-нет» об осени слушайте вопросы и дайте положительные или отрицательные ответы.

Осенью растут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Жаркий ветер прилетает? (Нет)

Туманы осенью плывут? (Да)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

К нам букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто – часто льют дожди? (Да)

Достаем мы сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? (Нет)

Или лучше в теплой куртке

Погулять по переулку? (Да)

- А сейчас мы посмотрим на осенние картины и определим, какой бывает осень.

- Правильно, ребята, осень бывает ранняя, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная.

- Вика, а что бывает в ноябре, поздней осенью?

- В такую погоду люди начинают готовиться к зиме. Подскажите как?

К зиме готовятся не только люди, но и дикие животные.

Каких диких животных вы знаете?

Дети: Белки, волки, зайцы, медведи, лось.

- Почему их называют дикими?

Дети: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.

Воспитатель: Правильно, ребята! А теперь давайте вспомним

как готовятся к холодной зиме звери в лесу?

Дети:

- Белка делает запасы: собирает в дупло шишки, орехи, жёлуди.

- Медведи едят летом траву, ягоды и мед. Строят берлогу и всю зиму спят.

- У зайца серенькая шубка становится белой, чтобы на снегу его не видно было. Летом он питается свежей травой, сладкими корешками, а зимой – молодыми веточками, корой деревьев.

Воспитатель: Отгадайте загадки о лесных животных.

Проворная зверюшка

Живёт в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала грибок.

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок.

-Кто это? (белка) (воспитатель показывает картинку с изображением белки с бельчатами)

- Куда же это белка несёт грибок? (в дупло)

Что ещё запасла белка на зиму? (ягоды, орехи, жёлуди)

- Что изменилось во внешнем виде у белки? (Она поменяла шубку. Теперь она у неё стала серенькая тёплая).

- А кто это прыгает рядом с мамой – белкой? (бельчата)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

- Кто же это? (заяц)

- Правильно. Молодцы!

- Как зайка зиму встречает? (меняет серую шубку на тёплую белую)

- А почему шубка у него белая? (чтобы быть незаметным на снегу, прятаться от хищников)

3. Хоть и серый, но не ёж,

И на зайца не похож.

Кто ж там тихими шагами

Ходит, щёлкая зубами? (волк)

-Как называется жилище волка? (логово)

4. Зверя нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей. (лиса)

- Дети, а как зимуют волк и лиса? (Они зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более тёплый. Под снегом они добывают себе пищу-различных грызунов.)

5. У него постель под елью, занесённая метелью.

Спит в берлоге без забот косолапый …. (бегемот) (медведь).

- Расскажите, кто спит зимой?

Стихотворение «Кто спит зимой»

Спать зимой ложатся Ёжик и Барсук.

В дереве трухлявом спит усатый Жук.

Спит Медведь в берлоге, спит в норе Сурок.

Ну а Зайка белый спать зимой не лёг.

Не зарылся в листья, не залез в нору –

Бегает по лесу да грызёт кору.

Физкультминутка

У медведя дом большой, а у зайки – маленький.

Вот медведь гулять пошёл, а за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем и занятие продолжаем.

-Это карточки с изображением детёнышей лесных зверей, а на доске -

картинки с изображением взрослых животных. Назовите детёнышей и их жилище.

-Куда пойдёт белка? (в дупло к бельчатам); лиса? (в нору к лисятам); зайчиха? (под куст к зайчатам); волчица? (в логово к волчатам); медведица? (в берлогу к медвежатам).

- Молодцы ребята! Мне сорока сегодня на хвосте весточку принесла от наших друзей – лесных зверей. Они пишут: «Хорошо нам жилось на лесной полянке. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало в лесу холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли мы, зверята, тёплые шубки сшить и просим у вас помощи»

- Вы же добрые ребята, вы поможете зверятам?

- Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям.

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу.

Дети: Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать

- А теперь закройте глаза и повторяйте за мной:

Раз, два, три - вокруг себя повернись,

и в сказочном лесу окажись.

Воспитатель: А вот перед вами сказочный лес. Давайте посмотрим, каких диких животных вы видите в лесу?

Дети: зайцев, медведя, белок, волков.

Воспитатель: Скажите ребята! Где же нам можно взять тёплые шубки для наших лесных друзей?

Дети: Купить в магазине.

Воспитатель: Но в лесу нет магазина. А есть лесное ателье. Я предлагаю вам стать портными и сшить шубки для зверей из различных круп. Какие крупы вы видите? (Гречневая, манная, просо). Выбирайте, кому вы будете утеплять шубку. (Ребята выбирают силуэты животных)

Индивидуальные вопросы:

- Из чего ты будешь мастерить шубку медведю? (из гречневой крупы)

- Какого цвета шубка у зайчика? (белого цвета)

- Какого цвета шубка у белочки?

Практическая работа.

(На картонные силуэты животных дети намазывают клей ПВА, и посыпают соответствующей по цвету крупой).

- Какие же вы молодцы ребята! Какие замечательные шубки смастерили зверятам. Пока звери примеряют шубки, мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)

- У зайца хвост короткий, а уши ….(длинные)

- У белки задние лапы длинные, а передние ….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь ….(большой)

- Заяц пушистый, а ёж ….(колючий)

- У белки хвост длинный, а у зайца ….(короткий)

- У лисы шерсть мягкая, а у волка ….(жёсткая)

- А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Мы возвращаемся с вами в детский сад.

Повторяем волшебные слова:

Раз, два, три вокруг себя повернись,

и снова в группе окажись.

Ребята, вам понравилось в лесу?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Вы очень старались и дикие звери вам благодарны за помощь! Скоро к нам придёт зима. Теперь она нам не страшна. И в лесу и в городе все готовы к холоду! Добро пожаловать к нам, Зимушка-зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ)«Золотая Осень»

Образовательная область "Познание"(ФЦКМ) для детей старшей группы. Цель: закрепить  представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

тема: «Путешествие по родному краю» занятие по ФЦКМ подготовительная группа

тема: «Путешествие по родному краю»   Программные задачи:    Продолжать учить пользоваться как  краткой, как распространенной формой ответа, в зависимости от харак...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству. «Наш дружок – петушок» Вторая младшая группа.

Комплексное итоговое занятие по коммуникации, ФЦКМ, и художественному творчеству.        «Наш дружок – петушок»...