"Картотека игр с воздухом во второй младшей группе "
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр с воздухом во второй младшей группе
Опыт. «Что в пакете»
Цель: обнаружить воздух.
Оборудование: полиэтиленовый пакет
Рассмотреть пустой пакет.
Вопрос: Что находится в пакете?
Проблемная ситуация.
Набрать в пакет воздух и закрутить его, чтобы он стал упругим.
Результат. Дети наполняют пакеты воздухом, и зажимают их руками
Вопрос: А сейчас что в пакете?
Открывают пакет и показывают, что в нём ничего нет. Обращают внимание на то, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим.
Почему казалось, что пакет пустой?
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт. «Игры с соломинкой»
Цель: формировать представление о том, что внутри человека есть воздух, и его можно обнаружить.
Оборудование: соломинки, емкость с водой,
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха.
Вопрос: Что почувствовали? Откуда появился ветерок?
Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в нее.
Проблемная ситуация
Откуда появились пузыри, куда исчезли?
Результат. Дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.
Опыт. «Лодочка»
Цель: показать, что воздух обладает силой.
Оборудование: таз с водой, лодочка,
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы:
«Почему она плывет?», «Что ее толкает?», «Откуда появляется ветерок?».
Проблемная ситуация
почему плывёт лодочка, что её толкает (ветерок); откуда берётся ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Результат. Лодка плывет, если на нее дуешь.
Вывод. Человек выдувает воздух, он толкает лодочку.
Чем сильнее дует, тем быстрее плывет лодочка.
Опыт. «Что в пакете»
Цель: сравнить свойства воздуха и воды.
Оборудование: 2 пакета (один с водой, другой с воздухом,
Обследовать 2 пакета, узнать, что в них.
Дети взвешивают их, ощупывают, открывают, нюхают.
Обсуждают, чем похожи вода и воздух, а чем различаются.
Результат. Сходства: прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда.
Различия: вода - жидкость, она тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Воздух газ, он невидим, невесом.
Вывод. У воды и воздуха есть сходства и различия.
Опыт. «Загадочные пузыри»
Цель: показать, что воздух есть в некоторых предметах.
Оборудование: емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины.
Дети рассматривают предметы и погружают их в воду.
Наблюдают за выделением воздушных пузырьков.
Проблемная ситуация
Вопрос: Откуда появляются пузырьки?
Результат. Из поролона, глины, земли при погружении в воду выделяются пузырьки воздуха.
Вывод. Воздух проникает в некоторые предметы.
Опыт. «Надувание мыльных пузырей»
Цель: ознакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.
Оборудование: соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор,
Дети по очереди опускают соломинки в мыльный раствор и надувают
разные по размеру пузыри. Определяют, почему надувается и лопается мыльный пузырь.
Результат. Дети надувают разные по размеру пузыри.
Вывод. В каплю мыльные воды попадает воздух, чем его больше, тем больше пузырь. Лопается пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле, или, когда задеваешь и рвешь его оболочку.
Опыт. «Пузырьки-спасатели»
Цель: выявить, что воздух легче воды и имеет силу.
Оборудование: стакан с минеральной водой, пластилин.
Взрослый наливает в стакан минеральную воду и сразу бросает в нее несколько маленьких кусочков пластилина.
Дети наблюдают.
Возникает проблемная ситуация
Обсуждают: почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова опускается.
Результат. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.
Вывод. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.
Опыт. «Упрямый воздух»
Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, а сжатый воздух обладает силой.
Оборудование: шприцы, емкость с водой.
Дети рассматривают шприц, выясняют его устройство (цилиндр, поршень). Взрослый демонстрирует действия с ним: перемещает поршень вверх и вниз без воды. Пробует отжать поршень, когда отверстие закрыто пальцем, набирает воду в поршень, когда он вверху и внизу. Дети повторяют действия.
Результат: отжать поршень очень трудно, когда отверстие закрыто. Если поршень поднят, воду набрать невозможно.
Вывод: воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.
Опыт. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт. «Воздух - невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Физкультурного занятия на свежем воздухе во второй младшей группе на тему: «Три медведя».
Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию на свежем воздухе для детей второй младшей группы на тему " Три медведя." Занятие составлено со всеми требования...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
План-конспект занятия по физическому развитию на воздухе во второй младшей группе
План-конспект занятия по физическому развитию на воздухе по ФГОС....
Летнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «У солнышка в гостях»
Продолжать формировать у детей интерес к познанию, развивать у них внимание, память, речь. Правильно называть цвета.Продолжать работу над дикцией и совершенствованием интонационной выразительностью ре...
Летнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «У солнышка в гостях»
Летнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «У солнышка в гостях»...
Летнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «В гости к солнышку»
Летнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «В гости к солнышку»Сиротенко МаринаЛетнее развлечение детей на свежем воздухе во второй младшей группе «В го...
картотека прогулок на свежем воздухе во второй младшей группе
Прогулка в детском саду открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 г...