Проект «Что нам осень принесла?» 2 младшая группа «Звёздочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Бельтюкова Галина Евгеньевна

Формировать представления об осеннем времени года, ее дарах, умение различать их по внешнему виду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_nam_osen_prinesla.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Что нам осень принесла?»

2 младшая группа «Звёздочки»

Название проекта: «Что нам осень принесла?»

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность: краткосрочный- 2 недели

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации овощей и фруктов
  2. Пластилин для лепки, дощечки
  3. Губки, гуашь, простые карандаши, альбомные листы
  4. Пальчиковый театр: «Репка»
  5. Презентация: «Фрукты и овощи»
  6. Д/и «Что где растет»
  7. Фрукты для д/игры: «Угадай по вкусу»
  8. Маски для драматизации и подвижных игр

Актуальность:

У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?», и т.д. Они очень любознательны и хотят все знать. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно младший возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Одним из важных направлений в работе с детьми младшего возраста, является развитие их познавательных сфер, что способствует расширению, уточнению чувств, отношений, знаний. Участие детей в проекте: «Что нам осень принесла?» позволит обогатить знания и представления детей о том, что растет в огороде, в саду; будет способствовать развитию связной речи, любознательности, творческих способностей детей.

Цель: Формировать представления об осеннем времени года, ее дарах, умение различать их по внешнему виду.

Задачи:

  1. Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов,
  2. Устанавливать простейшие связи между ними
  3. Дать детям представления о характерных признаках овощей и фруктов
  4. Развивать творческие и познавательные способности
  5. Пополнить словарный запас, обогащать словарь детей прилагательными, способствовать сенсорному развитию
  6. Воспитывать интерес к осени.

Предполагаемые результаты:

  1. Повысить заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми, развитие познавательных способностей, повышение речевой активности
  2. Умение находить и называть фрукты и овощи
  3. Развитие творчества, фантазии
  4. Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах
  5. Пополнится словарный запас
  6. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.

Форма реализации:

НОД; дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; стихи, сказки; рассматривание иллюстраций; прослушивание аудиозаписей песен об осени; работа с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Выставка поделок (родители-дети) на тему: «Что нам осень принесла?». Осенний утренник

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный (разработка проекта)

  • Определение актуальности проекта
  • Постановка цели и задач
  • Сбор информации, литературы, дополнительных материалов
  • Работа по составлению этапов и планов по реализации проекта
  • Составление плана совместной работы с детьми и родителями
  • Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми, иллюстрации «Осень золотая», стихи, загадки.

Сотрудничество с родителями: подбор наглядного материала, художественной литературы, материал для продуктивной деятельности, атрибут для игр и драматизации, закупка фруктов, приготовление персонажей для кукольного театра, сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов, рисование на тему осень, разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах; беседа с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу В ДОУ.

2 этап- основной-продуктивный

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла?»

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы; беседы; НОД; дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание альбомов и картин. Наблюдение, экспериментирование, сбор природного материала, рисование, аппликация, лепка, конструирование, муз. деятельность.

Работа с родителями:

  1. Привлечение родителей к участию и оформлению группы к осеннему утреннику «Что нам осень принесла?», «Осень».
  2. Дома вместе с детьми изготовляют поделки из природного материала.
  3. Читают дома стихи, рассказы посвященные осени
  4. Подготовка консультации для родителей «Осенние прогулки с детьми»

1 неделя.

Наблюдение на прогулке «Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок «золотой осени», раскрыть новое понятие «листопад», учить наблюдать за полетом листочков, отметить цвет, форму, величину. Составить букет из осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций с фруктами и овощами. Обобщение их признаков. Рассматривание иллюстраций об осени.

Цель: уточнить и обогатить представления детей об осени.

Показ настольного театра: «Репка»

Цель: вспомнить знакомую сказку, обучать детей четкому проговариванию слов.

Драматизация сказки «Репка»

Цель: воспитывать желание подражать действиям героев сказки, закрепить последовательность действий героев.

Д/ игра «Угадай по вкусу»

Цель: закрепить знания детей о фруктах, овощах; угадывать по вкусу

Д/игра «Что где растет»

Цель: закрепить знания о фруктах и овощах, их характерных признаках

Чтение худ литературы: Ю. Тувим «Овощи»; Р.Н.С. «Вершки и корешки»; М. Дружинина «Веселый огород»; В. Степанов «Был у зайца огород»; В.Сутеев «Яблоко»; Е.Бацева «Сказка про фрукты»; Н.Егоров «Листопад»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.Бианки «Прячутся»; М. Садовский «Березы»; И. Бунин «Листопад»; В. Авдиенко «Осень».

Цель: формировать умение понимать смысл произведений; воспитывать умение внимательно слушать литературное произведение.

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Дождик, дождик поливай!»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Рисование

Тема: «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника рисования)

Цель: развивать внимание, наблюдательность во время рассматривания дерева (основные особенности строения, обратить внимание на изменение растений (показать, что листья деревьев меняют окраску и опадают), воспитывать любовь к природе.

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»,

Цель: обучать действовать по команде взрослого, развивать координацию

2 неделя

Наблюдение на прогулке «Хмурая осень»

Цель: познакомить детей с особенностями «хмурой» осени, воспитывать желание наблюдать за окружающей нас природой, развивать познавательные интересы.

Артикуляционная гимнастика «Дует ветер», «Шуршат листочки».

Чтение стихотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора», А. К. Толстой «Осень», обсыпается весь наш бедный сад», И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень».

Цель: познакомить детей с новыми произведениями, формировать умение внимательно слушать педагога, развивать речь.

Дидактические игры «Собери листочки-красного цвета», «Кто в гости пришел?», «Дует, дует ветерок», «Что нам осень подарила?», «Чудесные мешочек», «Когда это бывает?»

Цель: развитие умения собирать листочки только по одному признаку (по цвету). Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений.

Лепка на тему «Огурчик»

Цель: закрепит приемы лепки, воспитывать желание передавать сходство внешнего вида. Развиваем творческие способности и мелкую моторику

Просматривание картинок из цикла «Овощи и фрукты».

3 Этап-заключительный

Работа с родителями:

  1. Выставка поделок (родители-дети) на тему: «Что нам осень принесла?»

Цель: направить родителей на совместную деятельность с детьми по проекту.

  1. Консультация «О пользе овощей»

Цель: информирование родителей о пользе овощей в питании детей.

  1. Осенний утренник

Итог:

  • Умение называть осенние природные явления
  • У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки
  • Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств
  • Так же, дети стали получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей.

Приложение:

Стихи об осени

«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

«Что растет на нашей грядке»

Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?

Пальчиковая гимнастика: «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)

Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)

Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)

Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)

Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)

Раздается в доме стук

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)

Посолили, (движения по тексту)

И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)

Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)

«За грибами»

Цель: - массаж ручек, развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу.)

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца, поглаживая пальчики.)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А вот этот пальчик только ел,

Оттого и потолстел.

Подвижные игры

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу

Ход игры: дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» они бегут на свои места.

«Солнечные зайчики»

Ход игры: возьмите фонарь и покажите ребенку, как от него на стене появляется желтое пятно: «Это солнечные зайчики». Предложить поймать ладошками зайчика.

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики,

Мы зовем их – не идут,

Были тут -  и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там – и нет их там.

Где же зайчики? Ушли,

Мы нигде их не нашли.

«У медведя во бору»

Цель игры: развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться. Увеличение словарного запаса, умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами, умение быстро реагировать на слова воспитателя.

Ход игры: Медведь садится на корточки и изображает сон (складывает ладошки, наклоняет голову и кладет ладошки под голову). Детки, имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. После того, как воспитатель произносит стишок

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

и произносит долгий звук «р-р-р-р», дети разбегаются. И кого догонит медведь становится следующим «медведем»

 «Огуречик»

Выбирают из играющих детей Огуречик и Мышку. Все становятся в круг, Огуречик в центре круга. Дети идут по кругу со словами:

"Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик.

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет." -

Руку под локоток и грозят пальцем.

С окончанием слов мышка ловит огуречик.

 «Кот и мыши»

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, ловкости, быстроты.

ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает кота, ребенок - мышку. Ребенок сидит "в норке" (за стульчиком), "кот" ходит по комнате, говоря при этом:

Котик по двору идет, ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.   Тихо мышка сидит,

На кота она глядит, на кота глядит.

Взрослый садится на стул и закрывает глаза - "спит". Ребенок-"мышка" подходит, бегает и играет вокруг "кота". "Кот" потягивается, открывает глаза, "мяукает" и бросается ловить "мышку". Ребенок-"мышка" убегает в "норку"

                                             

 Потешки

«Огуречик»

Ай, огурчик молодой!

Ай, помыли мы водой!

Ай, ты в ротик к нам лети!

Ай, на зубках похрусти!

«Помидор»

Помидор на грядке

Делает зарядку;

Как здоровье, помидор?

-Хорошо! В порядке!

«Морковка»

В огороде шум-шум-шум,

Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,

Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,

Съел морковку ням-ням-ням.

«Чеснок-чесночок»

Чесночок наш, чесночок,

Ой, как горько-горько!

Чесночок наш, чесночок

Ест теленок Борька;

Нам скажи- ка – почему?

- Чтобы сильным быть! Му-му.

«Лучок»

Ходит по полю бычок:

«Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется-

Скушаю, раз хочется»

«Редиска»

- Эй, редиска! Прыгай в миску!

- Нет, не прыгну! Не хочу!

Детки руки не помыли,

Как помоют – заскочу!

«Кабачок»

Деда, баба, внучок

Льют-польют кабачок

Льют-польют кабачок

Деда, баба, внучок,

Чтоб скорее он зрел!

Чтоб скорее он спел!

Чтоб скорее-скорей

Его ротик наш съел!

Дидактическая игра

"Чудесный мешочек (фрукты и овощи)"

Цели:

совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме;

- правильно называть его цвет;

- развивать внимание, память, устную речь.

Материалы: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход занятия: 

- Ребятки к нам сегодня в гости пришел Мишка и принес вот такой мешочек, а мешочек не простой, а чудесный.

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

- Давайте посмотрим, что же в нем?

Дети берут из мешочка предмет и определяют, что это, называют его форму и цвет, а также, относят к группам фрукт или овощ. (играем до тех пор, пока мешок не опустеет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект основан на нетрадиционной технике рисования. Это эффективное средство формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей....

Проект на тему "Осень-красавица" (младшая группа)

Проект для детей 2-й младшей группы (3-4 года)...

Проект «Что такое осень?». Вторая младшая группа

Проект «Что такое осень?» для воспитанников второй младшей группы - пример плодотворного взаимодействия воспитателей, детей и родителей для наиболее эффективного усвоения детьми темы "...

ОСЕНЬ, ОСЕНЬ – В ГОСТИ ПРОСИМ!» Сценарий осеннего развлечения в1-2 младшей группе «Звёздочки»

создание у детей радостного настроения; закрепить понятие о времени года «Осень»; развитие памяти, речи; воспитывать интерес к явлениям природы (листопад)....

В гости к ёлке мы пришли!» Сценарий осеннего утренника в1-2 младшей группе «Звёздочки»

создание у детей радостного настроения, вызвать положительные эмоции у детей....

Паспорт проекта "Чай - чудесный эликсир" в младшей группе "Звёздочки"

Цель нашего проекта - это развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством фитотерапии. Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.Травяной чай, один из самых древних напитков, кото...