Рабочая программа образовательной деятельности по запросу участников образовательного процесса "Юный эколог" для подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Гендерова Ирина Владимировна

             Рабочая программа образовательной деятельности по запросу участников образовательного процесса "Юный эколог" для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                               Шарловский детский сад

Принято на педагогическом совете                                              Утверждено:                

 Приказ  №___от____________                                                     Приказ №___от _____________

                                                                                                           Заведующая_________

                           РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Образовательной деятельности по запросу участников   образовательного процесса

Образовательная область  Познавательное развитие

 «Юный эколог».

                             Воспитатель: Гендерова Ирина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи программы

6

1.2.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

7

1.3.

Планируемые результаты освоения рабочей Программы

9

1.4.

Особенности проведения педагогического мониторинга

10

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

11

2.

Общие положения

2.1.

Объём и срок освоения программы

11-12

2.2.

Тематический план

13-19

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

20

3.

Условия организации образовательного процесса.

3.1.

Литература

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка.

В нашей стране охрана природы – дело государственной важности. В Конституции нашей страны записано: Граждане России обязаны беречь природу, охранять её богатства. Умение жить в согласии с природой, и с окружающей средой следует начать воспитывать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её. Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Наша задача состоит в том, чтобы подвести к мировоззренческим выводам о единстве и разнообразии природы. Параллельно с этим идет формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать прекрасное и оценивать, своей деятельностью умножать окружающего, побуждать задуматься над взаимоотношениями людей и природы. Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому программа направлена на развитие чувства общности детей с природой. В экологическом воспитании малышей предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждения увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.

Чтобы реализовывать принципы на практике, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды. Достичь целей, декларируемых в современной концепции устойчивого развития, можно только через экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а первую очередь детей. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологи- ческого воспитания дошкольников.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные        в        детстве        впечатления                от                родной        природы,        очень        яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Данная        программа                включает развитие        у        детей        умений        постановки                и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной

программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Диагностики экологических знаний наших дошкольников показала, что по отдельным вопросам некоторые дети имеют достаточно высокий уровень знаний, некоторые моменты в работе упущены. Типовая программа воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой не раскрывает всего объема экологических знаний, умений и навыков, необходимых современному ребенку. Разнообразие других программ по экологии иногда вызывает у воспитателей затруднение в конкретизации задач. Проблема, зачастую еще и в том, что, работая с детьми, воспитателю порой сложно ориентироваться в тех знаниях, умениях и навыках, которые необходимо дать детям определенного возраста.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по экологическому воспитанию дошкольников. Все задачи разделены на четыре раздела, которые в свою очередь подразделяются на блоки. Кроме этого задачи подразделяются на обучающие, развивающие и воспитательные.

В программе также представлен годовой тематический план работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы, в котором отражены все разделы и блоки программы. Занятия по экологическому воспитанию проводятся 1 раз в неделю.

Тематический план составлен с учетом других направлений деятельности, в которые интегрируется экологическое образование:

  1. Изодеятельность, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
  2. Ознакомление с художественной литературой, где используются произведения о природе.
  3. Музыкальное воспитание, где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
  4. Физическое воспитание, где развиваются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, целевые прогулки.

Программа дополнительного образования «Юный эколог» разработана для детей 5-6 лет.

  1. Цели и задачи программы

Основная цель предлагаемой программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.

Задачи программы:

  • Дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Научить применять на практике полученные знания;
  • Учить детей быть ответственными за свои поступки;
  • Формировать культуру поведения в природе;
  • Обогащать представления об окружающем мире;
  • Помочь ребенку осознать природу как среду своего обитания, необходимость использовать знания о природе с целью ее сохранения, предотвращения необратимого нарушения ее целостности.
  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы;
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать        чувство        ответственности,        дисциплины        и        внимательного отношения к людям;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать формированию        экологического        восприятия и        сознания общественной активности;
  • Способствовать        укреплению        здоровья        ребят,        посредством        общения        с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Решение обозначенных в Программе целей и задач привития основ экологического воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней формирования основ экологической культуры.

От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги группы совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.

  1. Принципы и подходы к организации к формированию программы

Программа разработана на основе следующих принципов экологического образования:

  • Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение)
  • Наиболее эффективно задачи познавательного развития решаются в случае интегрированного подхода. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов, презентаций, чтение художественной литературы
  • Принцип гуманности. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести

здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

  • Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.

Принцип целостности тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

  • Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.

Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Для того, чтобы подвести детей к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагогов.

В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,

игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания).

Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры- превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.

  1. Планируемые результаты освоения        Программы

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире;
  • Начальные экологические понятия;
  • О взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком;
  • О        единстве        живой        и        неживой        природы,        необходимости        бережного отношения к ней;
  • О месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества;
  • О причинах создания и назначении Красной книги;
  • О местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу;
  • О причинах и возможных последствиях экологических катастроф;
  • О ценности и уникальности каждого природного объекта;
  • О современных экологических проблемах и возможных путях их решения;
  • О правилах поведения человека в природе;
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
  • Выполнять        правила        безопасного        поведения        в        природе,        в        быту, общественных местах;
  • Применять свои        знания в обращении с живыми организмами;
  • Охранять редкие виды растений и животных;
  • Наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме;
  • Проводить простейшие экологические наблюдения в природе;
  • Формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу (экологической проблеме);

  1. Особенности проведения педагогического мониторинга

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в следующих формах контроля:

  1. входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей.
  2. текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе; - выставки творческих работ обучающихся.
  3. итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Урожай осени»,

«Вокруг живой елочки», «Природа – наш дом родной», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.

Оценка эффективности программы:

Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.Общие положения

Организация образовательной деятельности строится на основе интереса и

содержит проблемно-игровые ситуации, для того, чтобы развивать у ребенка любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с

осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей каждого ребенка. Учебный материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Большинство теоретических занятий

проводятся в форме дидактических игр с использованием игровых обучающих ситуаций. Содержание дополнительной образовательной программы «Юный эколог»:

  • Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
  • Растительный и животный мир. Многообразие
  • Взаимодействие растений и животных.
  • Домашние животные.
  • Окультуренная природа, декоративные растения.
  • Экосистемы.
  • Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения).
  • Связь живых и неживых объектов природы.
  • Различия живого и неживого.
  • Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.
  • Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
  • Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.

               2.1.  Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, Срок реализации программы 36 часов (академических).

Форма обучения - очная.

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности - комплексная.

         2.2. Учебный план.

Возрастная группа

Количество занятий

Продолжительнос ть

неделя

месяц

год

2

подготовительная группа

1 раз в неделю

4

  36

25 -30мин

                                                                     Список детей

 

1

2

3

4

                         Перспективный план занятий по программе

                             «Юный  эколог» в подготовительной группе

               

Месяц

       Тема

Программное содержание

Методические приемы

Материал

Сентябрь

    1 неделя

Диагностика

2 неделя

Планета Земля в опасности

Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть этого шара покрыта водой – океанами и морями. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные). Живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух. Стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные часто болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

Беседа о планете Земля. Рассказ об опасности которая грозит планете и о том как спасти ее.

Глобус

3 неделя

Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для всех живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия в которых они живут, мы сбережем  живые существа.

Учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать рассказы детей.

4 неделя

Рисование «Наше дерево»

Учить детей передавать дерево, которое дети наблюдали накануне, покров земли. Совершенствовать технику владения кистью и красками.

Вспомнить дерево на участке. Описать его. Показ воспитателем рисования ствола, веток. Работа детей. Сравнение нарисованных деревьев с оригиналом на улице.

ИЗО принадлежности

Октябрь

1 неделя

Какие рыбки могут жить в аквариуме?

Определить всех обитателей аквариума, их названия; отметить

общую красоту, привлекательность аквариума. Уточнить условия жизни обитателей аквариума, который является «домом» для рыб.

Рассматривание рыбок.

Беседы с детьми об образе жизни рыбок и уходе за ними

Презентация

2 неделя

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни; как белые медведи приспособлены к жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит своим молоком, потом рыбой.

Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая шерсть, в том числе и на подошвах лап. – она и спасает их от мороза: белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белые медведи занесены в Красную книгу.

Чтение рассказа из книги «Почему белые медведи не  живут в лесу». Беседа по содержанию. Выявление мест на глобусе, карте, где обитают белые медведи.

Картины из жизни диких

животных.  Книга «Экология в                                                                                                                          картинках».

3 неделя

«Наш аквариум

(создание своего аквариума –коллективная работа)

Уточнить особенности внешнего строения рыб; различие и

сходство рыбок, живущих в аквариуме.

Уточнить с детьми, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях медленно и быстро. Показать детям, что рыба нуждается в отдыхе и сне

Рассматривание совместно с

воспитателем. Беседы с детьми.

Самостоятельные наблюдения детей

Аквариум с рыбками

(картинка)

4 неделя

Беседа о кроте

Дать детям представление об особенностях внешнего вида,

строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами.

Вступительная беседа.

Рассказ воспитателя о жизни крота. Рассматривание картины

Картинка «Кроты»

(презентация).

Чтение рассказа

«Слепые землекопы».

Беседа по содержанию

Ноябрь

1 неделя

Сравнение песка и глины

Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использования в подделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке. Умение правильно называть разные явления, объяснять их.

Опыты и сенсорное обследование материалов. Беседа об их использовании человеком.

Камни и глина, сухой песок в

миске, банка с водой, доска для лепки.

2 неделя

Где у саксаула листья?

Дать детям первоначальные представления о пустыне: большие пространства земли – песчаные или каменистые, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники.

Обозначить закон природы: все растения и животные живут в тех местах, к которым они хорошо приспособлены, где они себя чувствуют как    дома. Уточнить с детьми представления о приспособленности

знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки.

Беседа о климатических условиях пустыни.

Чтение рассказа «Где у саксаула листья». Беседа о растительном и животном мире пустыне.    Обсуждение закона экологии

Книга «Экология в картинках».

Глобус, карта. Картина «Пустыня».

3 неделя

Растет ли саксаул у нас?

Продолжить формировать у детей представление о дифференцированных потребностях растений во влаге, приспособленность растений во влаге. Учить детей рассматривать  особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определенной категории.

Выяснить, какие деревья растут на участке детского сада

4 неделя

Беседа об осени

Сформировать у детей обобщённое представление об осени как

времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее). Растения и животные приспосабливаются к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

Продолжить формировать у детей представление о дифференцированных потребностях растений во влаге, приспособленность растений во влаге. Учит детей рассматривать особенности внешнего строения растений и на этой основе относить их к определенной категории.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Обратить внимание на красоту поэтического выражения.

Беседа с детьми о признаках осени. Рассматривание картин по музыку Чайковского.

Календарь

природы, загадки об осени, картины на тему «Осень», диск с произведениями П.И.

Чайковского

«Времена года».

Декабрь

1 неделя

Беседа о лесе

Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц.

Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках

Приход в гости старичка- лесовичка. Беседа о том, что дети знают о лесе. Сообщение гостя о том, какие бывают леса. Загадывание загадок о грибах

Рассматривание картин

Репродукции картин о лесе,  предметные

картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, муляжи грибов.

2 неделя

Изготовление плаката на тему «Сохраним ёлку –красавицу наших лесов».

Познакомит детей с плакатом, как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдение правил поведения. Учить придумывать содержание плакатов, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.

Учить придумывать содержание плакатов, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.

Плакат о природе, бумага,  изо принадлежности, трафареты, текст призыв, название Зеленая

елочка – живая иголочка».

3 неделя

Цикл наблюдений за водой и снегом

Выявить такие свойства воды, как прозрачность, способность при

низкой температуре принимать твёрдую форму (лёд).

Опыт: вода принимает любую форму.

2. Опыт: вода прозрачная

3. Опыт: из снега можно получить воду.

4 неделя

Изготовление снежинок

Учить детей при помощи складывания вырезать снежинки симметричной формы.

Совершенствовать умения детей при работе с ножницами

Рассматривание снежинок. Показ способов вырезания снежинок. Изготовление снежинок.

Бумага, ножницы

Январь

1 неделя

«Следы на снегу»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА КАНИКУЛАХ

2 неделя

«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между  природными явлениями, делать выводы

Предложить детям рассказать гостю-зайчику о том, как

живут звери в лесу зимой

Картины «Лоси в зимнем лесу»,

«Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы»;

предметные картинки с изображением животных

3 неделя

«Волк и лиса –лесные хищники»

Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время: живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками их боятся все мелкие животные: зайцы, нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Формировать представление о приспособленности хищников добывать себе пищу. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

Рассматривание картин о лисе, составление рассказа (то же самое о волке)

Выяснение вопроса, почему лиса и волк хищники

Игрушка-заяц. Картины

«Волчья стая зимой,

«Медвежья

берлога.

4 неделя

«Сравнение белого и бурого медведей»

Уточнить и расширить представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Учить детей сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала сходства, затем различия.

Рассматривание картин, беседа по ним Игра- соревнование «Кто больше назовёт сходств и отличий. Смогут ли медведи жить, если они поменяются местами средой обитания.

Картины «Семья белых медведей»,

«Медвежья берлога», «Медведи весной».

Февраль

1 неделя

Выращивание лука

Уточнить представление детей о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать благоприятные условия (посадить в воду и поставить в теплое и светлое место).

Лук, вода, емкости.

2 неделя

Цепочки в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес –это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Чтение рассказа «Цепочки в лесу». Беседа по  содержанию. Выкладывание на фланелеграфе цепочек питания лесных обитателей.

3 неделя

«Кто главный в лесу?»

Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного

сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу - растения, которыми питаются животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.

Вспомнить рассказ  «Невидимые весы», выстраивание пищевой цепочки. Беседа по содержанию рассказа. Знакомство с профессией лесника и его деятельностью. Рассматривание картин и беседа по ним.

Рассказ «Невидимые весы» Картины «Зимняя подкормка диких

животных», «Лесник спасает зайцев»

4 неделя

Воздух нужен для жизни

Дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхают его легкими, которые находятся в грудной клетке, что без воздуха человек жить не может.

Игра «Чем пахнет воздух?»

Тарелка, овощи и фрукты, нарезанные кубиками.

Март

1 неделя

«Пройдет зима холодная….»

Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных зимой. Показать зависимость состояния растений от  внешних условий. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

Беседа о зиме с

рассматриванием календаря

Посещение выставки зимнего пейзажа. Самостоятельная

на тему зимы под музыку

Календарь наблюдений за природой, картины о зиме,

запись произведений П.И.Чайковского

«Времена года».

2 неделя

Посадка цветочной рассады

Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.

Рассматривание картин с изображением клумб.

Отметить их красоту.

Предложить детям самостоятельно вырастить рассаду цветов для клумб.

Цветочные семена, земля, ящики для рассады.

3 неделя

«Что мы знаем о птицах?»

Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их

жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц живущих в уголке природы. Формировать обобщённое представление о птицах как наземно-воздушных животных,  которые могут летать и жить на земле.

Рассматривание картинок

Уточнить с детьми свойства воздуха Опыт «Как летает птица» (с веером),  «почему водоплавающие птицы не тонут в воде.

Картинки с

изображением птиц, 2 листа бумаги, 2 бумажных голубя, набор  перьев.

4 неделя

Уточнить с детьми признаки домашних и признаки диких

животных: живут вместе с человеком не боятся его, используются им в хозяйстве. Показать, чем домашние животные отличаются от диких. Упражнять детей делать умозаключения: объяснять, сравнивать, доказывать, применять знания в новых ситуациях

Рассматривание картинок,

беседа по ним. Выяснение, чем дикие животные

отличаются от домашних. игра-соревнование «Кто больше даст правильных ответов»

Картины с

изображением животных. + бонусы для игры.

Апрель

1 неделя

«Зеленая служба» Айболита – весенний уход за комнатными растениями»

Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Их можно узнать по

внешним признакам.

Приезд доктора Айболита Сообщение Айболита о весеннем пробуждении растений Осмотр растений группы. Советы. Выявление помощь. Оказание помощи

растений, которым требуется помощь. Оказание помощи растениям.

Кукла Айболит, чемоданчик доктора с инструментами (палочки для

рыхления, пульверизатор, мешок с землей.

2 неделя

«Как черепахи живут в природе?»

Уточнить представления детей об особенностях жизни черепахи. Познакомить с местом обитания и жизнью черепахи в естественных условиях (степях, пустынях). Их приспособленностью в питании, защите от врагов, перенесении жары и холода, выведение потомства.

Беседа о черепахе с

одновременным рассматриванием ее.

Знакомство о жизни черепахи в естественных условиях.

Глобус, картины

степь, пустыня.

3 неделя

«Морские коровы и Красная книга»

Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу,

погубили много растений и животных. Морские коровы – животные. Которых больше никогда не будет на Земле.

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение детей в изо деятельности.

Чтение рассказа. Рассказ

воспитателя о Красной книге. Предложить детям нарисовать морскую корову.

Рассказ

«Морские коровы и Красная книга», (презентация).

4 неделя

ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ

Май

1 неделя

Высадка цветочной рассады в клумбы

Упражнять детей в посадке рассады на клумбе, прививать любовь к земле, желание сделать окружающую обстановку красивее.

Подготовка места для посадки Рассматривание рассады, определение частей растения. Показ способа посадки рассады.

Детские наборы (лопатки, грабельки), цветочная рассада

2 неделя

Кому нужна вода?

Уточнить с детьми представление о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Познакомить для чего люди используют воду. Получить чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо беречь. Хорошо закрывать кран, чтобы она не зря текла. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязнения воздуха. Кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям

Беседа с детьми «Кому нужна   вода» Рассматривание картин, беседа по ним. Чтение рассказа. Беседа по содержанию.

Глобус, картины с изображением реки, озера,

моря, пустыни; предметные раздаточные картинки с изображением того, как человек использует воду.

3-4 неделя

- Диагностика

  1. Организационный раздел

3.Условия организации образовательного процесса

Организация образовательного процесса предусматривает:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной,

музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

  • экскурсии;
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  • прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
  • развлечения;
  • проектирование решения проблемы;
  • познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно- иллюстративного материала, музыкального сопровождения,

художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

  • чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
  • трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд)

             3.1.   Литература:

С.Н.Николаева Парциальная программа «Юный эколог»  Экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада.                                                                -Мозаика – синтез, Москва,2022.

С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников» – 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7лет логопедической подготовительной группы. Срок реализации 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа  на 1 год для работы с детьми коррекционной группы (логопедия) подготовительного к школе возраста. Программа написана для работы воспитателей с детьми .В основу программы легла ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа «Б».

Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакциейН.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (2014г)Срок реализации программы 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6 -7 лет, подготовительная группа.

"Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа" разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ МБДОУ Д.С. «ТОПОЛЕК» с. АЛЕКСАНДРОВКА

Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ МБДОУ Д.С. «ТОПОЛЕК» с. АЛЕКСАНДРОВКА

Программа составлена для организации работы с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Рабочая программа разработана на основе ФГОС ДО (Приказ №1155 Министерства образования и н...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа (разработана на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43») Срок реализации: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа подготовительной группы спроектирована на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43», с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей муниципал...

Рабочая программа по образовательной деятельности по запросу участников образовательного процесса «Физическое развитие»

Рабочая программа представляет собой систему комплексных занятий с использованием современных оздоровительных технологий....