Доклад "Моя страна - моя семья"
материал по окружающему миру (младшая группа)

Соколова Наталья Николаевна

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребёнку социально – исторического опыта. В ней ребёнок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokladchtenie.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далёкого детства. Пусть этим уголком связывается образ великой Родины»

                                                                                   В. А. Сухомлинский

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребёнку социально – исторического опыта. В ней ребёнок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, родине.

С чего начинается наша прекрасная Родина? Этот вопрос актуален для меня и многих людей. Каждый ответит по-своему, но я поделюсь своим мнением.

Для меня Родина – семья. Родина – это семья и та территория, на которой мы проживаем. Речь идёт о всей стране России. Любовь к ней, как к семье, не измеряется словами или математическими формулами. В ней закладываются правила и традиции.

Семья – модель государства. Это показывает то, что мы приучаемся к любви к стране через любовь к семье.

Родина – семья. Защита и безопасность – то, что даёт Родина. Это даёт и семья. Она является нашей маленькой, но очень значимой Родиной!

В своей работе по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, я использовала проектную деятельность. Последнее из моего опыта работы - это тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьёй»

При реализации проекта поставила задачу, создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Определилась цель моей работы: создание условий для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены мной следующие задачи, с помощью которых, изучала и проанализировала научную литературу по проблеме. Изучила совместные подходы работы ДОУ и родителей по вопросам патриотического воспитания, выявила состояние сотрудничества ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию.

Привлечение родителей в процесс образования  - это итог успешного решения проблем по вопросу патриотического воспитания. Опыт показывает, что тесный контакт, доверительные отношения между педагогом, детьми, родителями  приводят к хорошим результатам.

  Успешность моей работы зависела во многом от моих знаний, компетенций в области патриотического воспитания дошкольников. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина, «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Н.Г. Комарова, «Моя страна» В.И. Натарова, «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Н.Д. Маханева, «Растите детей патриотами» А.Д. Жариков, «Дошкольникам о защитниках Отечества» Л.А. Кондрыкинская, «Приобщение к истокам культуры» О.В. Князева, «Родной край» Г.И. Жуковская.

Эта практика показала, что работа по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи с использованием системы работы позволяет отойти от традиционных форм и методов образовательного процесса. Реализация предложенной системы опыта охватывает работу с родителями, сотрудничая с ДОУ вовлекая их в образовательную деятельность.

Поэтому семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья - это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались - святые или красные слова.

Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я» - это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.

Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я - член семьи, я - член коллектива, я - житель этого города, я - гражданин России, и только после этого, я - житель планеты Земля. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса, встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи, нравственных устоев семьи, ответственности перед семьей». Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Семья – мир, в котором мы живём. Именно он служит основой для того, чтобы полюбить большую Родину. Она подразумевает под собой всю страну с людьми и животными, природой и памятниками культуры.

Так с чего же начинается Родина? И где она оканчивается? В семье. В семье она начинается, в семье она и заканчивается. Сберегая  главное в жизни человека – семью, мы сбережём Родину и нашу страну от разрушения, падения в Лету, небытие. Только так, по моему мнению, мы можем сберечь нашу великую страну, сохранить её на карте мира и, быть может, поставить её во главе мира, разумеется, не путём войн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Взаимосвязь ДОУ, школы, семьи и общественности в воспитании детей".

ДОУ, школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности ДОУ,...

ДОКЛАД по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».

Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и ...

Доклад для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка".

Чтобы семья успешно справилась с воспитательными задачами,нужно,чтобы родители знали основные требования и необходимые условия семейного воспитания.Задача воспитателя-лучше узнать условия  жизни,...

Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения»

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессо...