Программа кружковой работы «Волшебный мир природы» по экологическому воспитанию детей 3 - 4 лет с элементами игрового макетирования и экспериментальной деятельности
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Елена Викторовна Козлова

          Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_2_mladshaya_gr._ekologiya.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 486»

Программа кружковой работы

«Волшебный мир природы»

по экологическому воспитанию

детей 3 - 4 лет

с элементами игрового макетирования

 и экспериментальной деятельности

                                                               

                                                               

                                                                 

                                                                             

                                                                                      Воспитатель   Козлова Е.В.

                                                                                      вторая младшая группа

                                                                                      2023 – 2024 учебный год

                             «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

                            с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.»

В. Сухомлинский.

Пояснительная  записка

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе и задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее и научиться ценить. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для  воспитания личности.  

Подрастающее поколение олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее, и  поэтому особое место в формировании личности подрастающего поколения занимает система экологических ценностей.

В современной ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности.

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребенок может усваивать по средствам самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, но возможно выстроить  некую абстрактную модель этих явлений. В этом случае на помощь приходит метод игрового макетирования.

Играя с макетами, дети создают воображаемые ситуации, наполненные экологическим содержанием, что способствует формированию у детей осознанно – правильного отношения к растительному и животному миру, формированию гуманного отношения к природе.  Без специальной работы, многие дети, не замечают ее красоты, и остаются к ней безразличны. Макетирование можно рассматривать как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру.

Игровой макет поможет сохранить и поддержать любознательность детей в течении всего занятия, что важно для работы с детьми с ОВЗ. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на вербальном уровне, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с макетами  на невербальном уровне.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Вот на этом принципе и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.  В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.  Чем разнообразнее и интенсивнее эксперименты, тем больше новой информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы

         Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами  и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь  с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать и тому подобное.  В возрасте «почемучек»  дети задумываются  о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука, знакомятся с качествами разных материалов: дерева, бумаги, ткани. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют усвоению природных  явлений и обобщению полученных действенным путем результатов. Но многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Если необходимо показать детям внутренние, скрытые от непосредственного восприятия связи  и отношения объектов в реальности, хорошо использовать метод игрового моделирования. Моделирование поможет детям усвоить данные взаимосвязи в природе.

Моделирование является одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания взаимосвязей в природе. При этом сохраняется активное участие самого ребенка в процессе игрового моделирования.

      Считаю, что сочетая два метода  – экспериментирование и игровое моделирование, можно достигнуть наилучших результатов в усвоении детьми младшего дошкольного возраста  экологических представлений.

          Основная идея программы – осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование начал экологического мировоззрения и культуры.

           Цель программы: Становление начал экологической культуры  детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность  и  создание условий для игр детей на макетной основе.

           Задачи программы:

Образовательные:

1.Формировать представление детей о растительном и животном мире.

2. Формировать систему элементарных экологических знаний,  доступных пониманию детей младшего дошкольного возраста.

3. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

4.Формировать  у детей первоначальные навыки исследовательской деятельности.

5.Формировать у детей желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

Развивающие:

1.Развивать познавательный  интерес к миру природы.

2. Развивать познавательный интерес  к  исследовательской деятельности, желание познать новое.

3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитательные:

1.Воспитвать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о природном мире.

2. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

3.Способствовать более тесному сотрудничеству семьи и детского сада  в процессе проекта.

Предполагаемые результаты:

1.Сформируются  представления детей о растительном и животном мире.

2. Сформируется  система элементарных экологических знаний,  доступных пониманию детей младшего дошкольного возраста.

3. Сформируются умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

4.Сформируются первоначальные навыки исследовательской деятельности.

5.Сформируются  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

6.  В процессе проекта укрепится сотрудничество семьи и детского сада.

Этапы проекта

Первый этап – подготовительный.

1.Диагностические беседы с детьми, анализ и обобщение результатов.

2.Анкетирование родителей, анализ и обобщение результатов.

3.Определение цели и задач проекта.

4.Разработка комплексно - тематического плана работы

5.Изучение и анализ педагогической литературы по теме проекта.

6.Подбор методической, познавательной  и художественной литературы по данной теме.

7.Составление картотеки экспериментов по ознакомлению с неживой природой.
8.Подбор иллюстраций, презентаций, видеоматериалов.
9.Оснащение «Центра экспериментирования» необходимым оборудованием и инвентарем.

10.Изготовление основ, подбор атрибутов, муляжей для создания игровых макетов.

11.Подготовка консультаций и папок – передвижек для родителей.
Второй этап – основной.

1.Экспериментальная деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

2.Проведение занятий по созданию игровых экологических макетов.

3.Беседы о природе и ее важности для человека.

4.Чтение художественной литературы о природе.

5.Просмотр мультфильмов из серии «Малышарики».

6.Работа с родителями  по экологическому воспитанию детей.

Третий этап – заключительный.

1.Диагностические беседы с детьми.

2.Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом.

3.Выступление на педсовете с презентацией проекта.

  Объекты программы:

- дети 3 - 4 лет;

- семьи детей  посещающих детский сад;

- педагогический персонал детского сада.

Методы работы

1.  Объяснительно - иллюстративные;

2. Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

3.Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

4. Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

         Формы организации работы:

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

          Принципы комплектования группы и организации работы:

- учет интересов и способностей детей;

- желание родителей;

-добровольное участие;

- учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 35 занятий по 10 - 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется  модификация методики О.А. Соломенниковой.

План  работы с родителями

Месяц

Формы работы

Цели

Сентябрь

1.Анкетирование родителей по теме «Экологическое воспитание детей в семье».

Выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Октябрь

1. Родительское собрание  «Экология и мы».

2. Привлечь родителей к участию в конкурсе  поделок «Осенняя фантазия».

1.Рассмотреть доступные методы и приемы экологического  воспитания    дошкольников.

2.Создать условия для развития творческого потенциала детей и родителей  в рамках культурно-образовательного пространства учреждения.

Ноябрь

1.Консультация для родителей «Домашние животные в жизни ребенка»

2. Фотовыставка «Мой домашний любимец»

1. Дать практические советы родителям по воспитанию у детей заботливого отношения к домашним животным.

2.Побудить родителей помочь ребенку составить короткий рассказ о своем  питомце.

Декабрь

1.Консультация для родителей «Как сберечь елочки в лесу».

2. Привлечь родителей к участию в конкурсе поделок «Новогодняя елочка».

1.Дать практические советы родителям по воспитанию у детей бережного отношения к живой природе.

 2.Создать условия для развития творческого потенциала детей и родителей  в рамках культурно-образовательного пространства учреждения.

Январь

1.Консультация для родителей Безопасный Новый год».

2. Фотовыставка «Наши зимние каникулы»

1.Дать практические советы родителям по безопасному проведению новогодних праздников в семье.

2. Познакомить с обычаями и традициями празднования Нового года в семьях воспитанников.

Февраль

1.Консультации для родителей «Поможем крылатым докторам».

2. Привлечь родителей к участию в акции «Кормушка для пичужки».

1.Дать практические советы родителям по воспитанию гуманного отношения животным и птицам.

2.Привлечь родителей и детей к изготовлению кормушек для зимующих птиц.

Март

1.Консультация для родителей «Прогулки в природу».

2.Памятка для родителей «Правила поведения в природе»

1.Дать практические советы родителям по проведению наблюдений за природными объектами вместе с детьми.

2. Воспитывать  внимательное, бережное отношение к природе родного края.

Апрель

1.Консультация для родителей  «Огород на подоконнике».
2.Привлечь родителей к участию в проекте «Как малыши огурцы вырастили»

1.Дать практические советы родителям по выращиванию вместе с детьми в домашних условиях овощей и зелени.

2.Вовлечь родителей в активную деятельность по подготовке и оформлению  огорода на участке группы.

Май

Анкетирование родителей по теме «На пути к экологическому воспитанию  дошкольников».

Анализировать работу родителей по экологическому воспитанию  у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование занятий по экологическому воспитанию  детей

3 - 4 лет с элементами экспериментальной деятельности

Месяц

 Тема занятия

Задачи

Сентябрь

1 неделя

 Диагностические беседы с детьми

Определить уровень экологических представлений у детей.

Сентябрь 2 неделя

Игровое макетирование «Мой любимый парк»

Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках, произрастающих в городских парках.

Сентябрь 3 неделя

Экспериментирование «Где прячутся детки?» Е.В.Марудова, стр.18.

Показать детям, что у каждого растения есть семена, которые помогают ему размножаться.

Сентябрь 4 неделя

Экспериментирование «Красящие вещества фруктов»

Е.В.Марудова, стр.17.

Показать детям, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет.

Октябрь

1 неделя

Игровое макетирование «Мы в лесу гуляли»

Закрепить представления детей о деревьях, кустарниках, грибах и ягодах, произрастающих в лесу.

Октябрь 2 неделя

Экспериментирование «Дерево: его качества и свойства» Е.В.Марудова, стр.25.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины, определять ее качества: твердая, режется, не бьется, не тонет.

Октябрь 3 неделя

Экспериментирование «Как листики по ветру летают» Е.В.Марудова, стр.19.

Научить детей различать листья деревьев, сравнивать их по цвету, форме, размеру, находить дерево, с которого упал лист. Показать зависимость полета листа от его формы и размера.

Октябрь 4 неделя

Игровое макетирование «На ферме»

Закрепить представления детей о домашних животных и их среде обитания.

Ноябрь

1 неделя

Экспериментирование «Ткань: ее качества и свойства» Е.В.Марудова, стр.29.

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества: толщину, мягкость, намокаемость.

Ноябрь

2 неделя

Игровое макетирование «На птичьем дворе»

Закрепить представления детей о домашних птицах и их среде обитания.

Ноябрь

3 неделя

Экспериментирование «Веселые человечки играют» Е.В.Марудова, стр.16.

Познакомить детей со строением тела  и лица человека.

Ноябрь

4 неделя

Экспериментирование «Починим куклу» Е.В.Марудова, стр.16.

Познакомить детей с различными выражениями лица человека, в зависимости от его настроения.

Ноябрь

5 неделя

Экспериментирование «Наши помощники» Е.В.Марудова, стр.28.

Познакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей беречь органы чувств.

Декабрь

1 неделя

Экспериментирование «Лед – твердая вода» Е.В.Марудова, стр.44.

Показать детям, что лед в тепле превращается в воду.

Декабрь

2 неделя

Игровое макетирование «Дикие животные зимой»

Закрепить представления детей о диких животных и их среде обитания.

Декабрь

3 и 4 неделя

Проект «Как сберечь елочки в лесу»

Формировать у детей бережное отношение к миру растений. Создать у детей образ ели – она живая, ее нельзя ломать и рубить.

Январь

1 неделя

Экспериментирование «Что в пакете?» Е.В.Марудова, стр.31.

Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Январь

2 неделя

Игровое макетирование «Зимующие птицы»

Закрепить представления детей о зимующих птицах и их среде обитания.

Январь

3 неделя

Игровое макетирование «Зоопарк»

Закрепить представления детей о жизни диких животных, которые содержатся в зоопарке.

Январь

4 неделя

Экспериментирование «Надувание мыльных пузырей» Е.В.Марудова, стр.31.

 Показать детям, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Февраль

1 неделя

Игровое макетирование «В мире динозавров»

Формировать представления детей о жизни древних животных.

Февраль

2 неделя

Экспериментирование «Что звучит? » Е.В.Марудова, стр.33.

Научить детей узнавать предмет по издаваемому звуку.

Февраль

3 неделя

Игровое макетирование «Зимний парк»

Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках в зимний период.

Февраль

4 неделя

Экспериментирование «Музыка или шум?» Е.В.Марудова, стр.33.

Научить детей определять происхождения звука, различать шумовые и музыкальные звуки.

Март

1 неделя

Экспериментирование «Бумага: ее качества и свойства» Е.В.Марудова, стр.24.

Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качества: мнется, рвется, режется, намокает.

Март

2 неделя

Игровое макетирование «Дикие животные весной»

Закрепить представления детей о жизни в весенний период диких животных и их среде обитания.

Март

3 неделя

Экспериментирование «Солнечные зайчики» Е.В.Марудова, стр.34.

Познакомить детей со свойствами света, научить отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Март

4 неделя

Экспериментирование «Игры с цветными стеклышками» Е.В.Марудова, стр.35.

Научить детей  различать через цветные стекла предметы ближайшего окружения.

Апрель

1 неделя

Экспериментирование «У воды нет вкуса и запаха» Е.В.Марудова, стр. 21.

Познакомить детей со  свойствами воды:  не имеет  запаха и вкуса.

Апрель

2 неделя

Экспериментирование «Узнаем, какая вода»

Е.В.Марудова, стр. 20.

Познакомить детей со  свойствами воды: она прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес.

Апрель

3 неделя

Игровое макетирование «Обитатели морского дна»

Закрепить представления детей о рыбах и их среде обитания.

Апрель

4 неделя

Экспериментирование «Песок и глина.Сыпучесть.»   Е.В.Марудова, стр.21.

Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть.

Май

1 неделя

Экспериментирование «Песок и глина. Рыхлость.»

Е.В.Марудова, стр.22.

Учить детей сравнивать песок и глину, показать свойства песка – рыхлость.

Май

2 неделя

Игровое макетирование «В мире насекомых»

Закрепить представления детей о насекомых и их среде обитания.

Май

3 неделя

Проект «Как малыши огурцы вырастили»

Формировать у детей познавательный интерес через выращивание и уход за овощными культурами.

Май

4 неделя

Диагностические беседы с детьми.

Определить уровень экологических представлений у детей.

Список литературы

1.Клевцова М.Н. Макетирование в детском саду // Молодой ученый, 2017.

2.Марудова Е.В.  «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. – С.Пб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010

3.Соломенникова О.А.»Ознакомление с природой в детском саду» Младшая группа. Изд – во «Мазаика – синтез», 2015.

4.Ясвин В.А.Образовательная среда от моделирования к проектированию //Москва, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Программа по самообразованию воспитателя на 2019-2020гг. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности,позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практически...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...

Программа кружковой работы «Волшебный мир природы» по экологическому воспитанию детей 6 - 7 лет с элементами экспериментальной деятельности

Целью пограммы является воспитание  у старших дошкольников эмоционально - положителього отношения к окружающему миру. В процессе проекта у воспитанников  разовьются  навыки элементарной...