Конспект занятия в старшей группе "Арктика"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект занятия в старшей группе в рамках тематической недели "Арктика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sood_arktika_poznanie_starshaya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Дата: 15.01 2024

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социализация, коммуникация, физическое развитие.

Тема занятия: «Путешествие в Арктику»

Возрастная группа  старшая.

Цель занятия: Систематизировать знания детей о географическом положении  Арктики:  Арктика - это Северный Ледовитый океан, скованный мощными льдами и покрытый снегом.

Задачи занятия:

обучающие:

– Продолжать формировать умение работать с глобусом, находить Северный полюс (Арктику)
- Закрепить умение сравнивать Арктику и Антарктику, устанавливать признаки сходства и различия.
- Закрепить знания написания почтового адреса получателя письма, а также адреса отправителя.
- Формировать умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности.

- Формировать навыки самоанализа и самооценки.

развивающие:

– развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

- развивать мыслительные способности дошкольников.
- развивать способность к анализу, обобщению, сообразительность в процессе обучения детей отгадыванию загадок.

– развивать  познавательного интереса в процессе экспериментирования.

– продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;

воспитательные:

– Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им  в трудных условиях., воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование и материалы: мультимедиа, слайды с изображением пейзажей Антарктиды, животных, птиц, рыб Антарктиды, карточки – схемы природных явлений, слайд «Умка пишет письмо», видеоклип песни «Три пингвина» шоу – группы «Улыбка»), глобус, макет материка Антарктиды, перья птиц, таз с водой, клей, салфетки, ножницы, синтепон.

Этапы ОД

Содержание

Деятельность педагога

Действия детей

результат

1. организационный момент

Воспитатель: давайте улыбаться друг другу

И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться  в увлекательное путешествие. А в какое путешествие, узнаете, когда я вам прочитаю электронное письмо, пришедшее на сайт детского сада.

Дети здороваются,  слушают воспитателя.

2. основная часть

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус?  Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.

- Что обозначают коричневым цветом?  (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначено жёлтым цветом?

- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете?

- Хотите побывать на Севере, как Женя?

- Раз, два, три, четыре -  Север  нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и  северная гладь.

Вопросы к детям:

1. Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете?

 погода характерна для Севера?

всегда холодно?

3. Почему океан «Северный ледовитый»?

. А на Севере длиннее или короче?

Педагог показывает картину с изображением Северного сияния.

Педагог: Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это?

Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.

Педагог: а вы хотите сделать северное сияние своими руками.

Дети: да

Педагог: Тогда ребята подойдите к столам, где стоят тарелочки с молоком. Перед вами в баночках стоят красители 4 цветов и рядом лежат пипетки. Возьмите пипетку, наберите в неё краситель, который вам больше всего понравился, и выкопайте содержимое из пипетки в молоко. Затем тоже самое сделайте с остальными цветами красителей. А сейчас я вам накапаю моющего средства, и мы с вами будем наблюдать, что будет у нас происходить.

Наблюдение и обсуждения опыта «северное сияние»

Результат

Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получаются цветные завитки. Это продолжается в течении нескольких минут.

Какая забавная игра красок! Чем же это объясняется?

В состав молока входят жиры, которые плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями, растворенными в воде. Из-за этого капли красителей, находясь в молоке, практически никак не смешиваются друг с другом. Жидкость для мытья посуды расщепляет жиры, поэтому, если добавить ее в молоко, то начинается расщепление жиров и изменение силы поверхностного натяжения в растворе. За счет этого физико-химического процесса и происходит смешивание красок.

Самостоятельное зарисованние хода опыта и полученного результата.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди)

Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

- Правильно молодцы.

 Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь  легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода.

 Какие у белого медведя лапы?

 . Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут.

Основная пища белого медведя – тюлени.

- Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него   лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного  проваливаются в снег.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

• Толстый слой жира.

• Густая тёплая шерсть.

• Широкие лапы.

• Окраска меха.

- А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

- У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Дети рассматривают глобус, находят Арктику,  поясняют, где она расположена

Дети: Царство вечного холода, снега и льда

Дети морозная, холодная, студеная

Дети: весь скован льдом, покрыт снегом

Дети: зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.

Дети: северное сияние

Дети выполняют по инструкции воспитателя.

Ответы детей.

Дети зарисовывают свой результат

Белый медведь

Дети выполняют задание

Ответы детей

Дети выполняют задание

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались?  Что вам понравилось?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...