Проект "Байкал - жемчужина Сибири"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кольцова Ирина Викторовна

Аналитическая справка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Детский сад «Берёзовый».

Кольцова Ирина Викторовна, воспитатель.

 

Методическая разработка: проект «Байкал – жемчужина Сибири».

Мною был разработан и реализован проект «Байкал – жемчужина Сибири» в подготовительной группе детского сада.

Актуальность проекта:

Мы живем в уникальном месте, на территории нашей Иркутской области расположен «Священный Байкал». Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, которой можно напоить весь мир. В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов исчезновением чистой воды и обитающей в ней рыб, проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

                  Цель проекта:

        Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

    

        При подготовке проекта я определилась с целями, задачами, спрогнозировала результаты, подобрала программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный раздаточный материал, изучила и проанализировала научно-исследовательскую литературу, интернет ресурсы по данной проблеме, разработала перспективный план проектной деятельности.

 

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта:

 

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Познавательное развитие

Беседы:«Байкал – жемчужина Сибири», «Растительный и животный мир Байкала»», «Подводный мир Байкала», «Нерпа», «Заповедники Байкала», «Сибирский кедр», «На страже Байкала».

Просмотр видеофильмов, слайд-фильмов, видеороликов  о Байкале.

Рассматривание: иллюстраций «Природа Прибайкалья», «О негативных воздействиях человека на экологию»; энциклопедий о Байкале; журналов «Сибирячок», макетов Байкала.

Рассказы о Красной книги Иркутской области, о коренных жителях Прибайкалья.

Д/игра «Рыбы, птицы, звери», лото «Растительный и животный мир Байкала».

Составление детской книги «Байкал – жемчужина Сибири».

Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования).

Экспериментирование с камнями:

- через лупу, кто, что увидел    

-закрой глаза, и на ощупь выбери самый гладкий, самый неровный камень.

-взять в одну руку камень а в другую- пластилин, сжать обе ладони, сравнить, что произошло?

Речевое развитие

Загадывание загадок о животном и растительном мире Байкала.

Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала», стихотворения о Байкале, М. Сергеев «Байкал», В. Стародубов «Омулёвая бочка», «Ангарские бусы», журнал «Сибирячок».

Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал».

Социально-коммуникативное развитие

 

Ситуативные разговоры: «Почему нужно бережно относиться к природе», «Как заботиться о диких животных», « Как помочь нерпе», «Для чего люди устраивают субботники на Байкале», «Кто засоряет Байкал», « Как защитить Байкал»,

«Почему нужно беречь воду», « Что было бы, если из леса исчезли…».
Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»

Художественно-эстетическое

развитие

 

 Объёмная аппликация «Нерпа»,

- Лепка «Нерпа»,

- Аппликация:  «Нерпа нежится на солнышке»       
- Рисование «Озеро Байкал»,

- Коллективная  аппликация «Природа Байкала»

-Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;

-Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала»;  

-Прослушивание записи: «Шум Байкала», «Шум леса», «Голоса птиц, зверей»

Физическое

развитие

 

-Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);

-Этюд «Волны на Байкале»;

-Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири»

-Физминутка «Пять маленьких рыбок»

  1. -П./и «Чыбыс-хыаан»
  2. -П/и «Ястреб и утки»

-П/и «Стадо и волк»

-П/и «У оленя дом большой»

 

      В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. И поэтому в конце проекта мы пожелали друг другу все-таки увидеть эту чудесную красоту.

Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.

Анализируя свою работу по теме « Воспитание любви к родному краю на примере озера Байкал» я поняла, что экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть!

Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее.

Для достижения данных результатов были использованы средства обучения:

-печатные (книги для чтения, раздаточный материал)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеоролик на цифровом носителе)

наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)

демонстрационные (стенды, модели демонстрационные)

Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-правовое обеспечение:

-Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования.

 -СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций».

-Устав МДОУ ИРМО «Детский сад «Березовый»

   В реализации проекта принимали участие воспитатель, помощник воспитателя, дети и родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_baykal-_zhemchuzhina_sibiri.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детский сад «Березовый»

Проект: «Байкал – жемчужина Сибири».

Автор: Кольцова И.В.        

Проект «Байкал – жемчужина Сибири».

Автор проекта: Кольцова Ирина Викторовна.

Продолжительность проекта: 2 недели.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Актуальность проблемы:

В нашем микрорайоне живут в основном приезжие жители. Многие из них никогда не были на Байкале и мало что знают об уникальном озере. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом через несколько десятков лет. В ходе реализации проекта дети получат знания: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме – охране Байкала.

Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов ознакомления детей с родным краем и его достопримечательностями.

Цель проекта:

Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Задачи проекта:

для детей:

-формировать первичные знания об озере Байкал,  о заповедных местах (Байкальский,  Баргузинский заповедники);

-расширять представления детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;

-углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

-познакомить с народами  Прибайкалья;        

-воспитывать любовь к родному краю.

для педагога

-создать  условия в предметно-пространственной  среде группы для реализации проекта;

-реализовать цель и задачи проекта  с детьми;

-создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;

-активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме « Байкал – жемчужина Сибири».

для родителей:

-расширить знания родителей о Байкале   через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал»,  консультация «Сохраним Байкал для потомков»;

-привлечь родителей к изготовлению макетов Байкала, принести фотографии для фотовыставки «Мы на Байкале»;

-заинтересовать родителей к бережному отношению к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Ожидаемые результаты по проекту:

- Дети должны сами проявлять познавательный интерес к познанию об обитателях озера Байкал, его экологической безопасности, стать более наблюдательными; задавать интересующие вопросы; рассказывать о природе Прибайкалья; иметь простейшие представления о природоохранных действиях людей и желание самим участвовать в них.

- Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.

    - Проявляют чувства гордости и восхищения Байкалом - жемчужиной Сибири.

Этапы

 проекта

Действия

педагога

Действия

детей

Действия

родителей

Подготови-

тельный

этап

Постановка проблемы, цели, задач по теме «Байкал – жемчужина Сибири».

Составление и обсуждение всеми участниками проекта поэтапного плана работы, банка идей и предложений. Выбор источников информации.

Ознакомление детей с темой проекта;

Создание и формирование проблемного вопроса.

Ознакомление родителей с темой проекта, целью, задачами;

С планом работы по проблеме;

Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Основной

этап

Реализация поставленных цели и задач по теме «Байкал – жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной, самостоятельной с педагогом деятельности.

Координация работы участников проекта.

Участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей.

Привлечение родителей к изготовлению макетов Байкала.

Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом.

Заключи-

тельный

 этап

Анализ результатов.

Подготовка презентации по теме «Байкал – жемчужина Сибири».

Представление результатов проекта, продуктивной деятельности, детской книги «Байкал – жемчужина Сибири».

Представление презентации проекта.

Выставка макетов Байкала.

Заключение:

         При  реализации  данного проекта  дети получили  знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки  познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - книгу «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

        Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с родителями "Тюмень - жемчужина Сибири".

Деятельность родителей в общеобразовательном проекте "Тюмень - жемчужина Сибири"....

Презентация недели "Байкал - жемчужина Сибири" в детском саду

Представляем Вашему вниманию презентацию семейной выставки - конкурса "Ластоногий символ Байкала" в детском саду № 68 города Братска Иркутской области. Которая проводилась между семьями воспитанников ...

Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»

В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...

Байкал "Жемчужина Сибири"

Знакомство детей с Байкалом....

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...

«Байкал – жемчужина Сибири»

Технологическая карта...