Тема проекта: «Семейное древо»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Константинова Лариса Владимировна

  Проект  "Семейное древо".

Актуальность: содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя в первую очередь воспитание любви к семье, уважительного отношения к своим родителям, близким,  Родине. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Семья — это источник любви, безопасности, уважения, солидарности и привязанности. То,   без чего не  должен существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим  истокам, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Семейное древо"34.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  «Детский сад №17 «Сказка»

Тема проекта: «Семейное древо»

Автор проекта: воспитатель  Константинова Л.В.

Паспорт проекта.

Вид проекта: групповой, информационно - исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта:  среднесрочный (4 недели).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Светлячки»   педагоги, родители.

Актуальность: содержание патриотического воспитания дошкольников включает в себя в первую очередь воспитание любви к семье, уважительного отношения к своим родителям, близким,  Родине. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Семья — это источник любви, безопасности, уважения, солидарности и привязанности. То,   без чего не  должен существовать человек. Интерес к своему прошлому, своим  истокам, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого человека. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо». 

В последнее время мало кто интересуется генеалогией. Жизнь показывает, что мы постепенно превращаемся в нацию «Иванов, не помнящих родства». Дети с трудом могут вспомнить имена бабушек и дедушек, не знают, где жили и чем занимались прабабушка и прадедушка. Вопрос же, откуда начинается история их семьи, их рода, ставит в тупик не только детей, но и их родителей. Если дошкольники будут знать историю своей семьи, своего рода, то у них проснется интерес к истории малой Родины, повысится уровень взаимопонимания в семье, ведь общее дело объединяет. Всё это будет способствовать развитию таких моральных качеств, как чувство патриотизма и гражданственности. Поэтому представленный проект является важным и актуальным.

Цель проекта: способствовать систематизации знаний дошкольника о семье, о своей родословной; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка;  развивать партнерские отношения с семьёй.

Задачи проекта:

 1. Формировать у детей представление о семье, о семейных традициях, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

3.  Дать представления о понятиях:  «родители», «род», «родные», «семья», «близкие».

4. С помощью родителей создать генеалогические древа своих семей, способствовать развитию творческих способностей в процессе совместной деятельности.

Предполагаемый результат: работа в данном проекте будет способствовать активному сплочению детей и родителей.

Родители получат рекомендации по составлению родословных, они осознают значимость этой работы для сохранения преемственности поколений своей семьи. Гордость за своих предков, за их дела, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми – вот, что  должны приобрести родители.

Дети расширят свой кругозор. У них возникнет интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа над проектом будет способствовать  воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Предполагается,  что дети станут более дружелюбными  и получат навыки бесконфликтного общения.

Роль родителей в реализации проекта:  

  • Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?».
  • Сбор фотографий для создания генеалогического древа  своей семьи.
  • Памятка для родителей «Как создать генеалогическое древо».
  • Папка – передвижка «Тайна имени».
  • Составление рассказа о своей семье совместно с детьми.

Продукт проектной деятельности: Выставка фотографий генеалогического древа семей дошкольников, рассказы детей о своей семье.

План реализации проекта.

  1. Первый этап – подготовительный
  • Определение цели и задач проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Сбор информации о генеалогическом древе.
  1. Второй этап – реализация проекта
  • Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Что такое семейное древо».
  • Разработка консультации для родителей «Что такое генеалогическое древо?».
  • Создание папки – передвижки «Тайна имени».
  • Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».
  • Проведение бесед по  данной теме.
  • Создание с детьми альбома «Моя семья».
  1. Третий этап – презентация проекта

Форма проведения презентации: представление детьми своих генеалогических деревьев, рассказ о членах семьи, старшем поколении.

Обобщение: В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, как о людях любящих и живущих вместе. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. В ходе проекта у детей развивались творческие и исследовательские способности. Они приобрели навыки поиска и сбора информации, умения анализировать и презентовать свои работы. Работа над проектом способствовала развитию сплоченности, доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи. Знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и  семейных традициях, а также понимание необходимости бережного отношения к семейным традициям, праздникам.  

        

Материалы, использованные для реализации проекта.

Физкульминутки:

«Семья»

Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам, движения головой – влево - вправо)

Папа тоже дорогой (вытягивают руки вперёд).

Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)

Дед уже не молодой (поглаживание щёк вниз)

Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)

А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)

Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)

Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны).

***

"Семейная зарядка".

(Движения в соответствии с текстом)

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

 

Пальчиковая гимнастика

«Наша семья»

(Правая рука сжата в кулак, левой рукой разжимают пальцы поочередно).

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой (разжимают большой палец)

Рядом с папой - наша мама (разжимают указательный палец)

Рядом с мамой – старший брат (разжимают средний палец)

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка. (разжимают безымянный палец)

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. (разжимают мизинец)

***

«Наша бабушка!»

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек (положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»)  

Где же, где ж мои клубочки? (развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки? (выполнять движение «вязание на спицах)

***

«Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре, (ребенок сжимает и разжимает кулачки)

Мы посуду маме мыли: (потереть одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (ребенок загибает пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли, (потереть одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили, (ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали! (ребенок сжимает и разжимает кулачки)

***

«Кто приехал?»

Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)

Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)

Мама, мама, это ты? (кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопают кончики указательных)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Братец, братец, это ты? (хлопают кончики средних пальцев)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики безымянных)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши).

Беседы: «Я и моя семья», «Тайна имени», «Самая любимая, самая родная»,

«Папа в доме – наша защита!», « Моя любимая бабушка», «Мой дедушка»,

«Происхождение фамилии», «Что такое генеалогическое дерево?».

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры на тему «Семья»; дидактическая игры «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее»,  «Моя семья - самая…», «Какой? Какая? Какие?», «Профессии», «Семья», «Угадай, о ком я говорю».

Организация  выставок из детских работ и фотографий «Семейный альбом».

Непосредственно образовательная деятельность. «Что такое генеалогическое древо».

Познавательное развитие: «Моя семья», «Как жили люди в прошлом».

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Мамочка любимая моя», «Мой папа – самый», «Моя семья», «Профессии».

Лепка. «Выходной день с семьей». Оригами «Подарок для папы».

 Чтение художественной литературы.

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы»; В. Осеева «Просто старушка»; Я. Сегель «Как я был мамой»; П. Воронько «Мальчик Помогай»; Д. Габе «Моя семья»; А Барто «Вовка – добрая душа»; Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»; Е. Благинина «Аленушка»; М. Родина «Мамины руки»; Е. Пермяк «Мамина работа»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; М. Матвеева «Синяя чашка»; Е. Пермяк «Мамина работа»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; К. Ушинский «Косточка»; А. Барто «Как Вовка бабушек выручил».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Загадки о семье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный проект "Герб семьи. Семейное древо"

Создание семейного дерева трудоёмкий и увлекательный процесс, который поддерживает интерес людей к истории своего рода, ведь семья - это самая большая ценность и основа в жизни человека. Изучая своё г...

Детский исследовательский проект "Семейное древо"

В проекте ребенком исследуется генеологическое древо своей семьи...

Творческий проект «Семейное древо»

Семья – это самое ценное, что есть у ребенка! В современном мире отношение к семье изменилось не в положительную сторону, поэтому я считаю сейчас как нельзя кстати, вспомнить семейные ценности и...

ПРОЕКТ «Семейное древо» с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей

1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.2. Воспитывать у детей лю...

2 младшая группа. Проект "семейное древо"

                                      Проект«Семейное древо»Руководитель проекта:...

Исследовательский проект "Семейное древо"

Изучение истории семьи увлекательнейшее занятие. Оно чем-то похоже на работу сыщика и археолога одновременно. Ведь нам надо как археологам проникнуть вглубь времен, дойти до самого их начала. И, как с...

Проект "Семейное древо" в рамках общесадовского проекта - "Моя Малая Родина" "

laquo;Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из его рук, будет овеяно ма...