Конспект занятия по познавательному развитию № 15 в средней группе Тема: «Откуда хлеб пришёл»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Откуда хлеб пришёл»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15_otkuda_hleb_prishyol.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 15

в средней группе

Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: рассказать детям, какое значение имеет хлеб, для людей, как много разных профессий трудятся, чтобы на столе появился хлеб.

Программное содержание:  познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа: чтение сказки «Колосок».

Материалы и оборудование: демонстрационный – колосья пшеницы и ржи (или рисунки), мука, хлеб белый и чёрный, мучные изделия; иллюстрации с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о том, как на наших столах появляется хлеб.

Структура занятия

I

Вводная часть

Сказка «Колосок»

1 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Беседа

3 мин

2

Физкультминутка

«Зернышки»

2 мин

3

Работа с пособием

«Расскажи сказку по картинкам»

3 мин

4

Опыт

5 мин

5

Работа с пособием

Какие машины помогают выращивать хлеб»

3 мин

III

Заключительная часть

Работа с пособием

3 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- Ребята, давайте вспомним сказку «Колосок».

- С чего начинается сказка? (Петушок нашёл колосок.)

- А где же колосок вырос?

- Кто его посадил?

Дети в затруднении. (Об этом в сказке не рассказывается.)

II. Основная часть

1. Беседа

- А дело было так. В те далёкие времена на Русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне в лесу начинали стучать топоры. Зачем?

- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями?

- Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова. Что оставалось на месте деревьев? (Пни.)

- Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней. И вот на этом месте уже не лес, а…(поле).

- Теперь его надо вспахать. Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем таких, как я,

Будет целая семья.  (Семя.)

- О чём эта загадка? (О семени.)

- Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе, что мы сеятели.

Дети изображают описанные действия.

- Как вы думаете, какая должна была быть погода в день посева? (Безветренная.)

- Почему?

- Что необходимо, для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)

- Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели.

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

2. Физкультминутка «Зернышки»

- Представьте себе, что вы зёрнышко.

Дети сворачиваются в клубочек на полу.

- Солнце пригрело, дождик прошёл, и на поле появились первые всходы.

Сжатые ладони потянулись вверх.

- И вот уже два листика тянутся к солнцу.

Ладони раскрытии, запястья сомкнуты.

- И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы. Вот тут-то и мог потеряться тот колосок, который нашёл Петушок.

3. Работа с пособием (задание 1)

- Посмотрите на картинки. Помните, что Петушок сделал с колоском дальше? (Обмолотил.)

- Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зёрна из него высыпались, зерно сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нём – частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал. Куда отнёс Петушок очищенное зерно? (На мельницу.)

- Как из него смололи муку?

- Рассмотрите муку.

-Что было потом? (Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил в печь.)

- Помните, чем закончилась сказка? (Петушок не пустил мышат за стол.)

- Почему?

- Потому, что «кто не работает, тот не ест». А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь  есть калачи, не сиди на печи».

4. Опыт

- Сегодня, мы тоже испечём баранки, бублики, блины, пирожки.

Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек теста и лепит  колобок, крендель и т.п.. Высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.

5. Работа с пособием (задание 3)

- Какие машины нарисованы на картинке?

- Для чего нужен трактор? (комбайн)

- Как вы думаете, поможет ли самосвал, людям вырастить хлеб?

- Какая погода на картинке?  

- Почему вы думаете, что очень жаркая?

- Почему поникли колоски?

- Чего больше всего хочется в жару?

- Нарисуйте тучку, которая закроет солнце и принесёт дождь.

III. Заключительная часть

Работа с пособием (задание 2)

- Ребята, рассмотрите картинки. Назовите то, что на них нарисовано.

- Расскажите, как делают хлеб (что было раньше, что потом).

- Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной,

Батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди  хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                                       (Я. Аким)

- В  каком магазине покупают хлеб?

- Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном,

На столбе золотом. (Зерно.)

На соломинке дом,

Сто ребяток в нём.

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких как я,

Будет целая семья. (Зерно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...