Экологический проект "Секреты воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шагинян Анжела Графиковна

Экологический проект для средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_sekrety_vody_2.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Секреты воды»

в средней группе.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы №3,  педагоги группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Цель проекта: Уточнение и расширение представления детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;

Задачи проекта:

  • Создание условий для формирования у детей познавательного интереса;
  • Расширение  представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
  • Формирование  представления о значении воды в жизни человека.

Предполагаемый результат:

  • расширение и углубление знаний  и представлений ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
  • развитие интереса  и познавательных  умений через экспериментальную деятельность;
  • формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания своих детей;
  • воспитание бережного отношения к воде.

Результат проекта: Создание альбома –  фото отчёта  «Наши эксперименты».

Создание куба «Секреты воды»

Создание альбома – схем « Мы экспериментируем с водой»
                                                                                               

Актуальность:

Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейкевода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Разработка плана реализации проекта.

Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.

Основной этап:

Реализация темы недели «Экспериментирование с водой»

Понедельник

1. Беседа «Знакомство детей с правилами безопасности при проведении экспериментов и умение соблюдать их», «Кому и для чего нужна вода?».

2.Игры с водой (фонтан, бассейн, озеро, экспериментируем с тонущими и плавающими предметами).
3. Создание альбома- схем «Мы экспериментируем с водой». 

Вторник

1.Опыт «Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)

2.  Опыт «Вода принимает форму»

 Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита

Среда

1.Опыт «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

2.Опыт «Тающий лед»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 

Практические работа: 

  • «Изготовление цветных льдинок».

Четверг

 1.  Опыт «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки

     2.Опыт«Что растворяется в воде?»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

3. Практическая работа: «Окрашивание воды»

Пятница

 Развлечение «Секреты воды»
 Консультирование родителей по теме:
«Создание условий для экспериментирования детей дома», «Экспериментируем дома».

Заключительный этап:

Создание альбома –  фото отчёта  «Наши эксперименты».

Создание куба  «Секреты воды»

Создание альбома – схем « Мы экспериментируем с водой»
Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, подготовленный материал был детьми принят и усвоен. Результатом остались довольны все. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды.

                                       

Приложения

Игры с водой

Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется, игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов - бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий: педагог обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.
Экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
Металл - обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное - не забыть высушить их и положить на место).
Дерево - ложка, мисочка и др. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).
Пластмасса - любые предметы или игрушки, резина.
Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
Бумага и картон разной плотности, разного размера.
Губки разных размеров - поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирают ими  мокрую поверхность. Игры с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только во время купания, но и при любой возможности.

Переливание воды

Приготовьте пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки и другие ёмкости различных размеров (вся посуда должна быть небьющейся). Вместе с малышом наполняйте их водой из-под крана: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Переливайте воду из одной посуды в другую.

Фонтан

Если подставить под струю воды ложку либо пузырёк с узким горлышком, получается «фонтан». Обычно такой эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побуждайте ребёнка повторить действие за вами.

Бассейн

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (для этого используйте пластмассовых пупсиков): «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!»

Озеро

Наполните большой таз водой - теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот её детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке». Придумывайте свои истории.

 

              Художественно-творческая деятельность

Игры с красками

На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: краски, кисточки, клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол.

Цветная вода

Для проведения игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов можно увеличить). Расставьте  стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красную, жёлтую, синюю, зелёную (можете начинать с любимого цвета ребёнка, если такой есть, это поможет вовлечь ребёнка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя вслух свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребёнка, внесите элемент загадочности: «Сейчас возьмём на кисточку твою любимую жёлтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!»

Смешиваем краски

Смешивая краски, мы получаем возможность создавать новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в одном стакане, либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок, можно смешивать краски, используя палитру.

Рисование на мокром листе

Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку, пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краски - вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона.

Литература

      1    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2009

2 «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».

3  Журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 / 2009 «Портрет современного дошкольника»;

4 Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2008

5 Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2009

6 Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008

7 Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 2010 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект « Водичка, водичка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 5Экологический проект « Водичка, водичка»( краткосрочный ноябрь – декабрь)...

Экологический проект «Водичка, водичка» в средней группе

Тип проекта: познавательно-поисковыйУчастники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.Срок реализации: 3 месяца ( январь, февраль, март)....

Экологический проект "Вода? Вода! Ты откуда и куда?"

Материал содержит описание экологического проекта округовороте воды в природе....

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...

Экологический проект "Водичка, водичка"

Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых...