Конспект по кружку "Почемучки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мельникова Валентина Владимировна

Конспект НОД на тему "Песок и глина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektnod_v_starshey_gruppe_po_kruzhku_pochemuchki.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему  «Песок и глина».

Цель: систематизировать знания детей о свойствах песка и глины через экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

- расширить знания детей о свойствах песка и глины;

 Коррекционно-развивающие:

- развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

-развивать и совершенствовать у детей тонкую и общую моторику, навыки координации движений, ориентировки в пространстве и на плоскости;

Воспитательные

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, ответственность, инициативность;

Словарная работа: песчинки, сыпучий, глиняная, скульптор, скульптура, песчаная буря.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций с изображением изделий из песка и глины; беседы; рассматривание песка, глины на прогулке.

Материалы и оборудование: песок и глина, Совунья, одноразовые тарелки и ложки, песочные часы, палочки, лупы, баночка, резиновая трубочка, воронки, презентация «Песок и глина – наши помощники», музыка «Звуки природы – Пустыня».

Методы и приёмы: беседа, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям по теме, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, объяснение.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Форма организации детей: групповая

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика «На работу», физкультминутка «Начинается разминка», МП игра «Песок и глина».

Ход занятия: 

I. Вводная часть – 3 минуты.

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, где нас ждут новые и интересные открытия. Проходите за столы.

II. Основная часть – 20 – 25 минут

Воспитатель достает из мешочков песок и глину.

Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей) Молодцы! Да, это песок и глина. Ребята, что можно делать с песком? (Ответы детей) Давайте проверим какими свойствами обладают песок и глина! Но сначала нам надо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «На работу»

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — сжимать и разжимать пальцы, а на слово «Ура» - широко расставить пальцы в стороны. На последнюю фразу – хлопки в ладоши)

ОПЫТ №1 (Работа с лупой).

Воспитатель:

- Внимательно рассмотрите песок и глину.

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

- Как выглядит глина? (слайд 2)

Вывод

Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой. Глина состоит из кусочков. 

ОПЫТ №2

Воспитатель:

Возьмите песок в ложку и аккуратно насыпайте его на тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? (Он сыпучий)

А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее. Что легче делать? (Насыпать песок) Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? Подумайте. А как глина сыпется? (комочками) Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько времени прошло? (Ответы детей) Что у меня в руках, кто знает? (Песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпется в другую, пройдет 2 минуты. (Демонстрирую) Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя? Давайте сделаем вывод.

Вывод

ПЕСОК СЫПУЧИЙ, А ГЛИНА НЕТ.

Воспитатель: Ребята, продолжим наши открытия.

ОПЫТ № 3

Воспитатель: Ребята, возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (Палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга) А теперь тоже сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете? (Глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно)

Воспитатель: Ребята, давайте выполним модель песка и глины. Выходите на ковёр.

МП игра «Песок и глина» (песок – дети встают с расстоянием между друг другом; глина - встают плотно друг к другу).

Вывод: песчинки располагаются далеко друг от друга, а у глины близко. 

Воспитатель предлагает детям присесть за столы.

Воспитатель: Вот почему насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми.

(Слайд 3. Показ слайда «Пустыня»)

Посмотрите ребята на слайд. Что на нём изображено? Что вы знаете о пустыне? (Рассказы детей)

Воспитатель рассказывает детям.

В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают.

Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Звук песка) 

Воспитатель: Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке? (Ответы детей) Только сначала мы немного разомнёмся.

Физкультминутка «Начинается разминка»

Начинается разминка

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

Руки к верху поднимаем

И спокойно опускаем

Отдохнули все слегка? (Да).

За работу нам пора.

ОПЫТ №4

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим впитывают ли песок и глина воду?

Возьмите два стаканчика с песком и глиной, стаканчик с водой.

Аккуратно налейте немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок.

Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? (Она впиталась в песок). А теперь налейте немного воды в стаканчик с глиной. Скажите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине).

Вывод:  Песок легко пропускает воду, а глина водонепроницаемая. 

Воспитатель: Какое свойство песка и глины вы еще знаете?

(слайд 4. Дети играют с песком) Формуется только сырой песок.  При высыхании фигурки из песка рассыпаются 

Формуется только хорошо размоченная глина. При высыхании фигурки из глины остаются крепкими.

Итог занятия:

- Что мы сегодня делали? Что нового вы узнали?

- Давайте повторим все свойства песка и глины. (Рассказы детей).

- Вот эти все свойства песка и глины, люди используют. Поэтому песок и глина – это полезные ископаемые.

- А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей).

- Для чего нужен песок и глина? (Демонстрация слайдов 5,6 - песок: для игр, посыпают дорожки, при пожаре; глина – лепят игрушки, посуду.)

- (слайд 7,8). С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые тоже очень любят работать с песком: скульпторы создают разные скульптуры.

- Ребята, что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы! На сегодня наша лаборатория закрывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектпо математике в подготовительной группе.

Конспектпо математике в подготовительной группе....