Проект подготовительной группы "Юные исследователи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Лабутина Надежда Сергеевна

            В дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_issledovatelskaya_deyatelnost.pptx1.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Лабутина Надежда Сергеевна МБДОУ ДС «Родничок» пос. Новогорный «Юные исследователи» Краткосрочный проект подготовительной к школе группы «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Слайд 2

Экспериментирование в ДОУ по ФГОС В соответствии с требованиями ФГОС ДО, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ. Краткосрочный проект в подготовительной группе по ФГОС может иметь разнообразную тематику, учитывая предрасположенность детей. Воспитатели стараются пользоваться проблемным обучением для развития логического мышления в своих воспитанниках. Краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на моделирование нестандартных ситуаций, разгадывание головоломок, проведение опытно-исследовательской деятельности.

Слайд 3

Цель проекта Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей. Задачи проекта 1. Организовать предметно – развивающую среду. 2. Развивать интерес к исследовательскому поиску. 3. Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и повседневной жизни. 4. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Слайд 4

Актуальность проекта В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность: Н.Поддьяков , А.Савенков, А.Чистякова, отмечают основную особенность познавательной деятельности: « ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка ». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Слайд 5

Этапы реализации проекта: 1 этап – организационно – диагностический; 2 этап – формирующий; 3 этап – заключительный. Ожидаемый результат: 1.Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию; 2.Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения; 3.Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 4.Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач; 5.В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Слайд 6

1 этап – Организационно – диагностический Формы работы 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Подборка опытов с описанием проведения. 3. Организация предметно – развивающей среды. Содержание деятельности Определение актуальности, постановка цели и задач . Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми. Создание условий для детского экспериментирования: Подбор оборудования для проведения опытов.

Слайд 7

2 этап – Формирующий Формы работы – проведение опытов Содержание деятельности 1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Юные исследователи» с необходимым для опытов оборудованием). 2. Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов. 3. Работа с родителями: Консультации, информационные буклеты.

Слайд 8

3 этап – Заключительный Содержание деятельности Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.

Слайд 9

ЦАРИЦА – ВОДИЦА Занятие по опытно – экспериментальной деятельности ЦЕЛЬ: совершенствовать представления детей о состояниях воды. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды; Развивать речь, мышление, любознательность; Развивать умения делать выводы, умозаключения; Воспитывать аккуратность при работе; ОБОРУДОВАНИЕ: Прозрачные стаканчики, емкость разной формы, сок, соль, сахар, лимон, краски, кисточка, чайный настой и др. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Организационный прием; Художественное слово; Уточнение, опросы, игровые приемы; Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ: Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Слайд 10

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает , В лес туманом заползает, На плите у вас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! Н.Рыжова

Слайд 11

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Какого цвета вода? Возьмем два стакана, один с водой, а другой с соком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с соком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок видно, а через сок нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Слайд 12

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Какой формы вода? Рассматривая формы предметов, находящихся в группе, воспитатель задает детям вопрос, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем емкости разной формы и нальем в них воды. Форма, которую принимает вода все время изменяется. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. Вода на дороге растекается, в ямках собирается, в землю впитывается. Итак вода не имеет формы . Далее с ребятами мы определили: Есть ли запах у воды ?; Имеет ли вода вкус ? И сделали вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Слайд 13

Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели; 4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Вода испаряется и превращается в пар Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Материал к игре. Термос (чайник) с кипятком, зеркальце среднего размера (стекло с обработанными краями) ВНИМАНИЕ!!! Эксперимент может быть организован только при соблюдении техники безопасности, НЕЛЬЗЯ оставлять детей без присмотра в процессе деятельности!

Слайд 14

Обратить внимание детей, что из термоса идет пар, трогать его нельзя, потому что он горячий! Поместим над открытым термосом зеркальце Вопросы детям: Что появилось на зеркальце? Вывод: пар – это тоже вода

Слайд 15

Взяли воду и поместили туда лед. Лед всплыл на поверхность. Лед обладает меньшей плотностью, чем вода. Делаем вывод: лед легче воды! Лед легче воды?

Слайд 16

Изготовление цветных льдинок Вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает при низких температурах. Замершая вода имеет форму.

Слайд 17

Что происходит, когда вода замерзает? Наполняем сосуды водой и записываем высоту. Ставим один сосуд в холод и ждем, пока вода не замерзнет. Теперь снова измеряем высоту воды, что произошло? До После

Слайд 18

Наше творчество на улице

Слайд 19

Наш уголок экспериментирования «Юные исследователи»

Слайд 21

Консультации для родителей

Слайд 22

И еще немного экспериментов для Вас!

Слайд 23

КАК ПОСЛАТЬ ТАЙНОЕ СООБЩЕНИЕ Для этого опыта нам потребуется: -чашка крепкого черного чая; -лимон; -лист белой бумаги; -стакан; -кисть для рисования; -миска (достаточно большая, чтобы в нее поместился лист бумаги)

Слайд 24

Что ты заметил? Когда сообщение, написанное лимонным соком высыхает, то его становится не видно. Когда ты кладешь в миску с чаем, то сообщение снова появляется. Как это объяснить? В чае содержится таниновая кислота, которая является красителем черного чая, взаимодействуя с лимонной кислотой происходит проявление надписи.

Слайд 25

ЛИМОН МОЖЕТ ПЛАВАТЬ? Для этого опыта нам потребуется: - лимон; - миска с водой Наполним миску водой так, чтобы она покрыла лимон. Лимон в миске утонет или останется на поверхности? Теперь разрежем лимон и положим его в миску с водой. Кусочки лимона утонули или остались на поверхности? Что ты заметил? Целый лимон не тонет, а разрезанный тонет. Как это объяснить? Кусочки лимона тонут в воде из-за мякоти. Мякоть впитывает воду и вес воды заставляет кусочки лимона опускаться на дно. Целый лимон не может впитывать в себя воду из-за непроницаемой цедры.

Слайд 26

СДЕЛАЙ САМ ЦВЕТНЫЕ МЕЛКИ Для этого опыта нам потребуется: -скорлупа 12 яиц; 2 ст. ложки муки; -2 ст. ложки очень горячей воды; -скалка, поднос, миска

Слайд 27

Результаты осуществления проекта В ходе наблюдения за детьми в процессе опытно-экспериментальной деятельности мы получили результаты, которые свидетельствуют о том, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Полученные данные об использовании метода экспериментальной деятельности показывают ряд его достоинств: - более глубокое усвоение предметного содержания; - высокая способность к концентрированию знаний из разных областей; - развитие творческого мышления; - большое количество идей, их глубина, оригинальность; - эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"

Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....

Проект "Лаборатория маленьких исследователей"

Педагогический проект дополнительного образования детей...

Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...

Проект мы маленькие исследователи

Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе  «Исследователи воды»...

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...