Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

материалы по реализации проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pid_origenal.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методический проект «Воспитываем юных исследователей»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – заместитель заведующего по ВМР

Научный руководитель: Кузина Анна Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ 

Координатор проекта: Терехова Светлана Григорьевна – заведующий

Участники проекта: узкие специалисты и воспитатели

Сроки реализации проекта: 2009 г. – 2013 г.

Актуальность проекта

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность проекта на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Развитие должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.В.Пантюхин, Н.Н.Поддъяков и др.).

Проблема: отсутствие системы работы в детском саду по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: создание системы методического сопровождения работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Таблица 1 – Направления, задачи, ожидаемые результаты проекта

Направления

Задачи

Ожидаемый результат

Создание предметно-развивающей среды

Обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду в группах:

  • оборудовать для детского экспериментирования мини-лаборатории в старших дошкольных группах;
  • создать мини-музеи в группах;
  • организовать «огород на окне»
  • Обогащение среды коллекциями, картами-схемами алгоритмами проведения опытов, оформление панно

«Река времени» и «Карта мира»

  • Оборудованные для детского экспериментирования мини-лаборатории, мини-музеи: «Русская горница», «Музей часов», «Музей кукол» и др.
  • Оформление огорода на окне

Методическое сопровождение

профессиональной деятельности педагогов

Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов в области проектной деятельности по созданию и организации мини-лаборатории, мини-музея в группе

  • Создание мини-лабораторий и мини-музеев в группах.
  • Овладение педагогов практическими навыками в организации познавательно-исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов с детьми.

Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей.

Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации мини-музея, по развитию познавательной активности детей.

Стимулировать самообразование педагогов.  

Повышение квалификационной категории за счёт обобщения и распространения опыта работы 20-30 % педагогов.

Методическое сопровождение

работы с детьми

Формировать предпосылки поисковой исследовательской деятельности.

  • У 92% дошкольников сформированы исследовательские умения
  • Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании.
  • Развитие креативности детей в процессе создания творческих продуктов проектной деятельности  (проекты, сочинения, выставки, коллажи, панно и т.п.).

Развивать мыслительные операции (анализ, классификация, сравнение, обобщение),

умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию  окружающего мира и размышлению.

Методическое сопровождение

взаимодействия с родителями

Привлечь родителей к созданию мини-лаборатории и мини-музея.

Познакомить родителей с методами и приемами организации познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях семьи.

Активное участие родителей в создании и оформлении мини-лаборатории и мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.

Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Совместные творческие работы с детьми (исследования , альбомы, макеты, схемы, фотоколлажи и др.).

Таблица 2 – Возможные риски

Возможный риск

Возможный способ преодоления

1

Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей мини-лаборатории и мини-музея.

  • организация смотров-конкурсов сценариев, сочинений, экспозиций, коллекций, коллажей и т.п.,
  • взаимопросмотры непосредственно образовательной деятельности, совместного с детьми экспериментирования,
  • разработка диагностического материала, системы планирования.

2

Нежелание педагогов создавать проекты и методические материалы;

  • создание инициативной группы педагогов,
  • стимулирование педагогов,
  • защита и презентация проектов на педагогическом совете.

3

Недостаточная заинтересованность родителей в совместной деятельности

  • организация конкурсов совместных исследовательских  работ с детьми, познавательных викторин;
  • обсуждение роли познавательно –исследовательской деятельности  в развитии дошкольников  на родительских собраниях, диспутах, круглом столе.
  • вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации об экспонатах музея.
  • Изготовление с ребенком  альбома «Мои открытия»

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Цель: изучение, анализ и систематизация необходимой теоретической информации, мониторинг участников проектной деятельности.

Срок: сентябрь 2010 г. – январь 2011 г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с педагогами 

1

Анализ ситуации в детском саду

сентябрь

Зам.заведующего

2

Анализ Программы в соотнесение с темой инновационной деятельности

октябрь

Зам.заведующего

3

Изучение литературы по данной тематике

сентябрь-

октябрь

Зам.заведующего

Все педагоги

4

Составление картотеки книг, статей, журналов по данной проблеме в детском саду

в теч. года

Зам.заведующего

5

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

октябрь

Зам. заведующего

6

Консультация на тему: «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми»

октябрь

Зам. заведующего

7

Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников  познавательного интереса»

ноябрь

Зам. заведующего

8

Разработка критериев смотров-конкурсов:

  • Мини-лаборатория
  • Лучший мини-музей
  • Огород на окне

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего
Воспитатели

9

Разработка педагогических проектов по созданию мини-музея

декабрь-январь

Воспитатели

10

Анализ реализации подготовительного этапа проекта

январь

Заведующий
Зам. заведующего

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

1

Мониторинг овладения детьми поисково-исследовательской деятельностью.

сентябрь

Воспитатели

2

Посещение городских музеев, выставок с детьми

в теч. года

Воспитатель

3

Экскурсии в Березовую рощу, к пруду в парке Победы, городской парк.

в теч. года

Воспитатели

4

Выбор направления по созданию мини-музея в группах детского совместно с детьми

ноябрь

Воспитатели

5

Участие в создании мини-музея в группе, формирование коллекций

постоянно

Воспитатели

6

Составление картотеки описания экспонатов в мини-музеи

декабрь

Воспитатели

7

Изготовление совместное с детьми панно «Река времени», макетов «Карта мира», «Природные зоны», коллажей.

в теч. года

Воспитатели

8

Творческие работы детей (художественное творчество, ручной труд)

в теч. года

Воспитатели

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками

сентябрь

Воспитатели

2

Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка к окружающему миру»

октябрь

Зам. заведующего

3

Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории и мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

декабрь-январь

Воспитатели

4

Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры города.

постоянно

Воспитатели

5

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

в теч. года

Воспитатели

Проектная линия 3. Взаимодействие с социумом

1

Заключение договоров с социальными институтами:

  • с городским краеведческим музеем
  • с Национальным парком «Самарская Лука»

сентябрь

Заведующий

2. Практический этап. 

Цель: разработка методических материалов.

Сроки: январь 2011 г. – май 2012 г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с педагогами

1

Составление планов работы по поисково-исследовательской деятельности дошкольников на год

январь-февраль 2011

Зам. заведующего

Воспитатели, специалисты

2

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, экскурсий по мини-музею, совместных с родителями мероприятий по поисково - исследовательской деятельности

в теч. года

Зам. заведующего

Воспитатели

3

Разработка диагностического материала

февраль-

апрель 2011

Зам. заведующего

Воспитатели

4

Составление картотеки опытов и экспериментов для работы с  дошкольниками

март 2011

Воспитатели

5

Обновление уголков и мини-лабораторий опытно-экспериментальной деятельности во всех группах                

в теч. года

Воспитатели

6

Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями

в теч. года

Воспитатели

Зам. заведующего

7

Семинар-практикум «Педагогическое проектирование»

апрель 2011

Зам. заведующего

8

Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой и познавательной активности»

октябрь 2012

Зам. заведующего

9

Консультация на тему: «Особенности работы по созданию мини-лабораторий и мини-музея в группе»

май 2011

Зам. заведующего

10

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности».

февраль 2012

Заведующий

Зам. заведующего

11

Тематический контроль на тему: «Результативность работы по формированию у дошкольников элементарных естественно-научных представлений»

февраль 2012

Заведующий

Зам. заведующего

12

Взаимопросмотр организации познавательно-исследовательской деятельности

апрель-май 2012

Воспитатели

13

Анализ реализации педагогических проектов с детьми

май 2012

Зам. заведующего

Воспитатели

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

11

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»

1 раз в неделю

Воспитатели

2

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность: исследования и эксперименты, изготовление панно, макетов, коллажей и т.п.

1 раз в неделю

Воспитатели

3

Создание детских проектов

в теч. года

Воспитатели
Специалисты

4

Беседы с детьми по изучению элементарных естественно-научных представлений

1 раз в неделю

Воспитатели

5

Организация интерактивных выставок, экскурсий, тематических вечеров и музейных праздников

в теч. года

Воспитатели
Специалисты

6

Составление карт-схем и моделей действий и результатов опытов и экспериментов (графическое изображение).

по мере необход.

Воспитатели

7

Игры на развитие познавательного интереса

1 раз в неделю

Воспитатели

8

Встречи с интересными людьми

1 раз в 2 мес.

Зам. заведующего

9

Чтение и заучивание художественного слова по теме (рассказы, стихи, потешки, пословицы, загадки).

в течение года

Воспитатели

10

Наблюдения за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

ежедневно

на прогулке

Воспитатели

11

Продуктивная деятельность в рамках проектной деятельности

1 раз в неделю

Воспитатели

12

Пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения по тематике проекта

ежедневно

Воспитатели

13

Организация прослушивания аудиозаписей («Музыка дождя», «Звуки моря», «Журчание ручья», «Шум ветра» и т. п.)

1 раз в неделю

Воспитатели

14

Оформление альбома «Журнал экспериментов», «Познаю мир», «Мои открытия», фотоальбома «Наши опыты»

в течение года

Воспитатели

15

Рассматривание иллюстраций, картин.

периодически

Воспитатели

16

Викторина « Чудеса вокруг нас» старший дошкольный возраст

апрель

Воспитатели

17

Конкурс детских творческих работ «Прошлое, настоящее и будущее»

май

Воспитатели

18

Мониторинг овладения детьми познавательно-исследовательской деятельностью

май

Воспитатели
Зам. заведующего

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Консультации на тему:

  • «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
  • «Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей дома»

декабрь

февраль

Воспитатели

Воспитатели

2

Памятки:

  • «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,
  • «Рекомендации по организации развивающей среды в семье»

январь

март

Воспитатели

Воспитатели

3

Рекомендации: 

  • «Проведите с детьми дома» (проведение опытов, рисование на предложенную тему, заучивание наизусть)

февраль

Воспитатели

4

Оформление наглядной информации:

  • папки-передвижки:
  • «Юные исследователи»
  • «Чудесные превращения»
  •  «Экспериментируем дома»
  • Оформление альбома: «Наши открытия»
  • Оформление фотовыставки на  тему: «Неизведанное рядом»

1 раз в квартал

Воспитатели

Зам. заведующего

5

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды в группе

в теч.года

Воспитатели

6

Участие родителей в подготовке и проведении экологического похода:

  • к водоему,
  • в Березовую рощу.

июнь

август

Воспитатели, родители

7

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. Анализ

май

Зам. заведующего

Психолог

Проектная линия 3. Взаимодействие с социумом

1.

Участие представителей Национального парка «Самарская Лука» в подготовке и проведении экскурсий, целевых прогулок, викторин для педагогов и детей (Договор о сотрудничестве)

в течение года

Заведующий

Зам. заведующего

2.

Участие представителей Краеведческого музея г.о. Жигулевск  в подготовке и проведении экскурсий, выставок, просмотр видео материалов для педагогов и детей (Договор о сотрудничестве)

в течение года

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

3.

Привлечение школьников – выпускников детского сада и детей к изготовлению атрибутов для игр и экспериментов, проведению мини-спектаклей на экологическую тематику

в течение года

Воспитатели

3. Заключительный этап.
Цель: представление и оценка результатов реализации проекта.

Срок: май  2012г. – январь 2013г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с  педагогами

1

Презентация мини-музеев для педагогов на уровне округа

май 2012

Зам. заведующего

Воспитатели

2

Создание пакета методических материалов по организации мини-музеев в СПДС

июнь-август

Зам. заведующего

Воспитатели

3

Показ открытых мероприятий для педагогов детских садов города и круга на Дне открытых дверей

октябрь

Зам. заведующего

Воспитатели

4

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

декабрь

Зам. заведующего

5

Анализ реализации проекта в целом

январь 2013

Зам. заведующего

6

Круглый стол на тему: «Результативность работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта»

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

Специалисты

7

Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети»

май 2012

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

8

Окружной семинар-практикум

для воспитателей д/с на тему: «Организация исследовательской  опытно-экспериментальной деятельности дошкольников  в д/с»

апрель

Заведующий

Зам. заведующего

9

Публикации в СМИ опыта работы по поисково-исследовательской деятельности (интернет конференции, сайт детского сада печатные издания, видеоролик на ФТВ-Жигулевск)

в теч. года

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

10

Участие в Международной заочной научно-практической конференции: «Психолого-педагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности»

ноябрь 2012

Зам. заведующего

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

1

Итоговый мониторинг по поисково-исследовательской деятельности

январь 2013

Воспитатели

2

Презентация проектов с детьми по поисково-исследовательской деятельности

декабрь 2012

Воспитатели

3

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

январь 2013

Заведующий

Зам. заведующего

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей по результатам поисково-исследовательской деятельности. Анализ

Октябрь

Воспитатели

2

Участие родителей в круглом столе по результатам работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта.

Декабрь

Зам. заведующего

Родители

3

Участие родителей в презентации проектов с детьми по поисково-исследовательской деятельности

в теч. года

Воспитатели

Родители

Проектная линия 4. Взаимодействие с социумом

1

Участие представителей музея и Национального парка в круглом столе по результатам работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта.

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

Специалисты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

"Воспитываем юных исследователей"

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

ПРОЕКТ «МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Люди,  научившиеся  наблюдениям и опытам,  приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровн...

Педагогический проект «Неделя юных исследователей»

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли най...

Проект "Дневник юного исследователя"

Что я знаю о снеге?- снег состоит из снежинок;- из снега можно лепить;- снег может таять;- снег бывает грязный;- снег может летать в воздухе...

Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта для детей старшей группы «Юные исследователи»

Представляю вам паспорт педагогического познавательно-исследовательского проекта "Юные исследователи" в старшей группе....