Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

материалы по реализации проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pid_origenal.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Методический проект «Воспитываем юных исследователей»

Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Руководитель проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – заместитель заведующего по ВМР

Научный руководитель: Кузина Анна Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ 

Координатор проекта: Терехова Светлана Григорьевна – заведующий

Участники проекта: узкие специалисты и воспитатели

Сроки реализации проекта: 2009 г. – 2013 г.

Актуальность проекта

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательно-исследовательской деятельности обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность проекта на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. Развитие должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.В.Пантюхин, Н.Н.Поддъяков и др.).

Проблема: отсутствие системы работы в детском саду по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: создание системы методического сопровождения работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Таблица 1 – Направления, задачи, ожидаемые результаты проекта

Направления

Задачи

Ожидаемый результат

Создание предметно-развивающей среды

Обогатить и разнообразить предметно-развивающую среду в группах:

  • оборудовать для детского экспериментирования мини-лаборатории в старших дошкольных группах;
  • создать мини-музеи в группах;
  • организовать «огород на окне»
  • Обогащение среды коллекциями, картами-схемами алгоритмами проведения опытов, оформление панно

«Река времени» и «Карта мира»

  • Оборудованные для детского экспериментирования мини-лаборатории, мини-музеи: «Русская горница», «Музей часов», «Музей кукол» и др.
  • Оформление огорода на окне

Методическое сопровождение

профессиональной деятельности педагогов

Создать условия для повышения профессиональной компетенции педагогов в области проектной деятельности по созданию и организации мини-лаборатории, мини-музея в группе

  • Создание мини-лабораторий и мини-музеев в группах.
  • Овладение педагогов практическими навыками в организации познавательно-исследовательской деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов с детьми.

Разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей.

Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации мини-музея, по развитию познавательной активности детей.

Стимулировать самообразование педагогов.  

Повышение квалификационной категории за счёт обобщения и распространения опыта работы 20-30 % педагогов.

Методическое сопровождение

работы с детьми

Формировать предпосылки поисковой исследовательской деятельности.

  • У 92% дошкольников сформированы исследовательские умения
  • Повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании.
  • Развитие креативности детей в процессе создания творческих продуктов проектной деятельности  (проекты, сочинения, выставки, коллажи, панно и т.п.).

Развивать мыслительные операции (анализ, классификация, сравнение, обобщение),

умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию  окружающего мира и размышлению.

Методическое сопровождение

взаимодействия с родителями

Привлечь родителей к созданию мини-лаборатории и мини-музея.

Познакомить родителей с методами и приемами организации познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях семьи.

Активное участие родителей в создании и оформлении мини-лаборатории и мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.

Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Совместные творческие работы с детьми (исследования , альбомы, макеты, схемы, фотоколлажи и др.).

Таблица 2 – Возможные риски

Возможный риск

Возможный способ преодоления

1

Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей мини-лаборатории и мини-музея.

  • организация смотров-конкурсов сценариев, сочинений, экспозиций, коллекций, коллажей и т.п.,
  • взаимопросмотры непосредственно образовательной деятельности, совместного с детьми экспериментирования,
  • разработка диагностического материала, системы планирования.

2

Нежелание педагогов создавать проекты и методические материалы;

  • создание инициативной группы педагогов,
  • стимулирование педагогов,
  • защита и презентация проектов на педагогическом совете.

3

Недостаточная заинтересованность родителей в совместной деятельности

  • организация конкурсов совместных исследовательских  работ с детьми, познавательных викторин;
  • обсуждение роли познавательно –исследовательской деятельности  в развитии дошкольников  на родительских собраниях, диспутах, круглом столе.
  • вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации об экспонатах музея.
  • Изготовление с ребенком  альбома «Мои открытия»

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Цель: изучение, анализ и систематизация необходимой теоретической информации, мониторинг участников проектной деятельности.

Срок: сентябрь 2010 г. – январь 2011 г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с педагогами 

1

Анализ ситуации в детском саду

сентябрь

Зам.заведующего

2

Анализ Программы в соотнесение с темой инновационной деятельности

октябрь

Зам.заведующего

3

Изучение литературы по данной тематике

сентябрь-

октябрь

Зам.заведующего

Все педагоги

4

Составление картотеки книг, статей, журналов по данной проблеме в детском саду

в теч. года

Зам.заведующего

5

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

октябрь

Зам. заведующего

6

Консультация на тему: «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми»

октябрь

Зам. заведующего

7

Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников  познавательного интереса»

ноябрь

Зам. заведующего

8

Разработка критериев смотров-конкурсов:

  • Мини-лаборатория
  • Лучший мини-музей
  • Огород на окне

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего
Воспитатели

9

Разработка педагогических проектов по созданию мини-музея

декабрь-январь

Воспитатели

10

Анализ реализации подготовительного этапа проекта

январь

Заведующий
Зам. заведующего

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

1

Мониторинг овладения детьми поисково-исследовательской деятельностью.

сентябрь

Воспитатели

2

Посещение городских музеев, выставок с детьми

в теч. года

Воспитатель

3

Экскурсии в Березовую рощу, к пруду в парке Победы, городской парк.

в теч. года

Воспитатели

4

Выбор направления по созданию мини-музея в группах детского совместно с детьми

ноябрь

Воспитатели

5

Участие в создании мини-музея в группе, формирование коллекций

постоянно

Воспитатели

6

Составление картотеки описания экспонатов в мини-музеи

декабрь

Воспитатели

7

Изготовление совместное с детьми панно «Река времени», макетов «Карта мира», «Природные зоны», коллажей.

в теч. года

Воспитатели

8

Творческие работы детей (художественное творчество, ручной труд)

в теч. года

Воспитатели

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по поисково-исследовательской деятельности с дошкольниками

сентябрь

Воспитатели

2

Общее родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка к окружающему миру»

октябрь

Зам. заведующего

3

Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории и мини-музея в группе, в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации

декабрь-январь

Воспитатели

4

Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры города.

постоянно

Воспитатели

5

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ

в теч. года

Воспитатели

Проектная линия 3. Взаимодействие с социумом

1

Заключение договоров с социальными институтами:

  • с городским краеведческим музеем
  • с Национальным парком «Самарская Лука»

сентябрь

Заведующий

2. Практический этап. 

Цель: разработка методических материалов.

Сроки: январь 2011 г. – май 2012 г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с педагогами

1

Составление планов работы по поисково-исследовательской деятельности дошкольников на год

январь-февраль 2011

Зам. заведующего

Воспитатели, специалисты

2

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, экскурсий по мини-музею, совместных с родителями мероприятий по поисково - исследовательской деятельности

в теч. года

Зам. заведующего

Воспитатели

3

Разработка диагностического материала

февраль-

апрель 2011

Зам. заведующего

Воспитатели

4

Составление картотеки опытов и экспериментов для работы с  дошкольниками

март 2011

Воспитатели

5

Обновление уголков и мини-лабораторий опытно-экспериментальной деятельности во всех группах                

в теч. года

Воспитатели

6

Пополнение методического кабинета и групп методической, детской литературой и наглядными пособиями

в теч. года

Воспитатели

Зам. заведующего

7

Семинар-практикум «Педагогическое проектирование»

апрель 2011

Зам. заведующего

8

Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой и познавательной активности»

октябрь 2012

Зам. заведующего

9

Консультация на тему: «Особенности работы по созданию мини-лабораторий и мини-музея в группе»

май 2011

Зам. заведующего

10

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности».

февраль 2012

Заведующий

Зам. заведующего

11

Тематический контроль на тему: «Результативность работы по формированию у дошкольников элементарных естественно-научных представлений»

февраль 2012

Заведующий

Зам. заведующего

12

Взаимопросмотр организации познавательно-исследовательской деятельности

апрель-май 2012

Воспитатели

13

Анализ реализации педагогических проектов с детьми

май 2012

Зам. заведующего

Воспитатели

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

11

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание»

1 раз в неделю

Воспитатели

2

Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность: исследования и эксперименты, изготовление панно, макетов, коллажей и т.п.

1 раз в неделю

Воспитатели

3

Создание детских проектов

в теч. года

Воспитатели
Специалисты

4

Беседы с детьми по изучению элементарных естественно-научных представлений

1 раз в неделю

Воспитатели

5

Организация интерактивных выставок, экскурсий, тематических вечеров и музейных праздников

в теч. года

Воспитатели
Специалисты

6

Составление карт-схем и моделей действий и результатов опытов и экспериментов (графическое изображение).

по мере необход.

Воспитатели

7

Игры на развитие познавательного интереса

1 раз в неделю

Воспитатели

8

Встречи с интересными людьми

1 раз в 2 мес.

Зам. заведующего

9

Чтение и заучивание художественного слова по теме (рассказы, стихи, потешки, пословицы, загадки).

в течение года

Воспитатели

10

Наблюдения за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

ежедневно

на прогулке

Воспитатели

11

Продуктивная деятельность в рамках проектной деятельности

1 раз в неделю

Воспитатели

12

Пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения по тематике проекта

ежедневно

Воспитатели

13

Организация прослушивания аудиозаписей («Музыка дождя», «Звуки моря», «Журчание ручья», «Шум ветра» и т. п.)

1 раз в неделю

Воспитатели

14

Оформление альбома «Журнал экспериментов», «Познаю мир», «Мои открытия», фотоальбома «Наши опыты»

в течение года

Воспитатели

15

Рассматривание иллюстраций, картин.

периодически

Воспитатели

16

Викторина « Чудеса вокруг нас» старший дошкольный возраст

апрель

Воспитатели

17

Конкурс детских творческих работ «Прошлое, настоящее и будущее»

май

Воспитатели

18

Мониторинг овладения детьми познавательно-исследовательской деятельностью

май

Воспитатели
Зам. заведующего

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Консультации на тему:

  • «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
  • «Как организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей дома»

декабрь

февраль

Воспитатели

Воспитатели

2

Памятки:

  • «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»,
  • «Рекомендации по организации развивающей среды в семье»

январь

март

Воспитатели

Воспитатели

3

Рекомендации: 

  • «Проведите с детьми дома» (проведение опытов, рисование на предложенную тему, заучивание наизусть)

февраль

Воспитатели

4

Оформление наглядной информации:

  • папки-передвижки:
  • «Юные исследователи»
  • «Чудесные превращения»
  •  «Экспериментируем дома»
  • Оформление альбома: «Наши открытия»
  • Оформление фотовыставки на  тему: «Неизведанное рядом»

1 раз в квартал

Воспитатели

Зам. заведующего

5

Привлечение родителей к обогащению развивающей среды в группе

в теч.года

Воспитатели

6

Участие родителей в подготовке и проведении экологического похода:

  • к водоему,
  • в Березовую рощу.

июнь

август

Воспитатели, родители

7

Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей. Анализ

май

Зам. заведующего

Психолог

Проектная линия 3. Взаимодействие с социумом

1.

Участие представителей Национального парка «Самарская Лука» в подготовке и проведении экскурсий, целевых прогулок, викторин для педагогов и детей (Договор о сотрудничестве)

в течение года

Заведующий

Зам. заведующего

2.

Участие представителей Краеведческого музея г.о. Жигулевск  в подготовке и проведении экскурсий, выставок, просмотр видео материалов для педагогов и детей (Договор о сотрудничестве)

в течение года

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

3.

Привлечение школьников – выпускников детского сада и детей к изготовлению атрибутов для игр и экспериментов, проведению мини-спектаклей на экологическую тематику

в течение года

Воспитатели

3. Заключительный этап.
Цель: представление и оценка результатов реализации проекта.

Срок: май  2012г. – январь 2013г.

Содержание

Сроки

Ответственные

Проектная линия 1. Организация работы с  педагогами

1

Презентация мини-музеев для педагогов на уровне округа

май 2012

Зам. заведующего

Воспитатели

2

Создание пакета методических материалов по организации мини-музеев в СПДС

июнь-август

Зам. заведующего

Воспитатели

3

Показ открытых мероприятий для педагогов детских садов города и круга на Дне открытых дверей

октябрь

Зам. заведующего

Воспитатели

4

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности

декабрь

Зам. заведующего

5

Анализ реализации проекта в целом

январь 2013

Зам. заведующего

6

Круглый стол на тему: «Результативность работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта»

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

Специалисты

7

Всероссийский конкурс инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети»

май 2012

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

8

Окружной семинар-практикум

для воспитателей д/с на тему: «Организация исследовательской  опытно-экспериментальной деятельности дошкольников  в д/с»

апрель

Заведующий

Зам. заведующего

9

Публикации в СМИ опыта работы по поисково-исследовательской деятельности (интернет конференции, сайт детского сада печатные издания, видеоролик на ФТВ-Жигулевск)

в теч. года

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

10

Участие в Международной заочной научно-практической конференции: «Психолого-педагогические и технологические аспекты развития ребенка как субъекта деятельности»

ноябрь 2012

Зам. заведующего

Проектная линия 2. Организация работы с детьми

1

Итоговый мониторинг по поисково-исследовательской деятельности

январь 2013

Воспитатели

2

Презентация проектов с детьми по поисково-исследовательской деятельности

декабрь 2012

Воспитатели

3

Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения

январь 2013

Заведующий

Зам. заведующего

Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями

1

Анкетирование родителей по результатам поисково-исследовательской деятельности. Анализ

Октябрь

Воспитатели

2

Участие родителей в круглом столе по результатам работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта.

Декабрь

Зам. заведующего

Родители

3

Участие родителей в презентации проектов с детьми по поисково-исследовательской деятельности

в теч. года

Воспитатели

Родители

Проектная линия 4. Взаимодействие с социумом

1

Участие представителей музея и Национального парка в круглом столе по результатам работы по поисково-исследовательской деятельности в рамках реализации проекта.

декабрь

Заведующий

Зам. заведующего

Воспитатели

Специалисты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

"Воспитываем юных исследователей"

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Методический комплект Юный исследователь

Методический комлект содержит  перспективный план работы кружка,...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"

Авторы делятся опытом организации работы  по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...

ПРОЕКТ «МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Люди,  научившиеся  наблюдениям и опытам,  приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровн...

Педагогический проект «Неделя юных исследователей»

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли най...