Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта для детей старшей группы «Юные исследователи»
методическая разработка (старшая группа)
Представляю вам паспорт педагогического познавательно-исследовательского проекта "Юные исследователи" в старшей группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта «Юные исследователи» в старшей группе.
Тема проекта | Юные исследователи |
Вид проекта | Познавательно-исследовательский |
Актуальность проекта | Ребенку с рождения присуще познание окружающего мира. Он это делает на протяжении всей жизни, но важно сделать первые шаги к познанию более интересным. Чтобы в будущем у ребенка оставалось любопытство, желание узнавать что-то новое - рекомендуется на самом начале познания делать это через экспериментирование. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. |
Цель проекта | Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность. |
Проблемный вопрос | Как проводить опыты и эксперитменты в обычной жизни? |
Задачи проекта | Задачи для детей: - Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления. - Формировать навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. - Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. - Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Задачи для родителей: - Побуждать родителей активно включаться в общеобразовательный процесс. - Привлекать к активному участию в оформлении папки с опытами детей. Задачи для воспитателя: - Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей. - Создать условия для формирования у детей интереса к данной теме, поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов. |
Продукт проекта | Папка с опытами детей «Опыты на практике». |
Сроки реализации | Краткосрочный (2 месяца) с продолжением элементов проекта до выпускной группы. |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированны евоспитателем | Материально- техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
Создание информационного стенда. Проведение с детьми бесед, организация сюжетно-ролевых, дидактических и речевых игр. Разработка презентаций, интерактивных игр. Подборка познавательных мультфильмов, сказок. Ознакомление родителей с планируемыми мероприятиями проекта. | Реализация проекта опирается уже на существующую материально- техническую базу группы. Принесённые родителями и детьми книги, дидактические игры по тематике. | Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. Недостаток средств для реализации проекта на обновление РППС и информаионно-методичекого обеспечения. Недостаточная осведомлённость родителей в актуальности проекта в связи с чем возможна отрицательная реакция на предложенные действия. | Пополнена РППС группы, разработан план реализации проекта. |
Выводы подготовительного этапа: На подготовительном этапе целью являлось оповещение всех участников образовательного процесса о проекте и подготовка дидактических материалов, оборудования для реализации проекта. Были определены конкретные, социально значимые проблемы: исследовательская, информационная, практическая и создан план по их решению.
Цель была достигнута.
Предполагаемые результаты:
- У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Ребята научатся определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Дети смогут применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
- У воспитанников вырастет уровень любознательности, наблюдательности.
- Активизируется речь детей, словарный запас пополнится многими понятиями.
Основной этап:
Проведение НОД по познавательному и речевому развитию:
- «Открытие Лаборатории группы «Лютик». Цель - знакомство с "Лабораторией чудес" и оборудованием. Чтение книги о научных открытиях для детей.
- «Погружение в мир опытов». Цель - обучение детей основам проведения опытов (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, анализ результатов).
- «Ученые в действии». Цель - разделение детей на группы и выбор экспериментов для самостоятельного проведения из предложенного списка.
- «Маленькие ученые». Цель - обсуждение полученных знаний, проведение анализа результатов, развитие речевого творчества.
- «Свойства воздуха». Цель - обощение представления детей о воздухе. Систематизирование знаний о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формирование основ экологического сознания.
- «Город волшебства». Цель - создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
- «Удивительная вода». Цель - совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды.
«Песочная страна - страна чудес». Цель - развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.
Самостоятельная деятельность детей в группе.
Настольные и дидактические игры, чтение художественной литературы, энциклопедии, развивающие и познавательные книжки, рассматривание картинок, рисование.
Проведение экспериментов в группе.
В группе было проведено большое количество экспериментов, которые дети самостоятельно проводили. Родители закупилии халаты и очки, и дети, как настоящие ученые, под руководством воспитателя, самостоятельно выполняли эксперименты в командах или индивидуально. Делились своими наблюдениями, а после за одним столом обсуждали увиденное.
Экскурсия «Музей экспериментов».
Вместе с родителями мы на выходных организовали экскурсию в «Музей экспериментов». Дети были в полном восторге, так как никто из ребят не бывал в таком месте ранее. Это была замечательная возможность для детей узнать о науке через интерактивные модели и выставки. Музей предлагает множество опытов и демонстраций, что помогает развивать критическое мышление и интерес к науке. Дети могли участвовать в экспериментах, что делало обучение более увлекательным. Такие экскурсии вдохновляют детей на дальнейшее изучение науки.
Научное шоу в честь Дня Матери.
Необычный День Матери для ребят! Опыты и эксперименты с различными веществами и химическими соединениями для присутствующих продемонстрировал главный учёный-Знай Знаевич. Дети приняли участие в простых экспериментах, а после каждого опыта обсуждали, что произошло и какие выводы можно сделать. Это был незабываемый день, полный радости, обучения и вдохновения для юных исследователей! Каждый ребенок унес с собой не только знания, но и позитивные эмоции.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
В группе благодаря отдачи родителей появился книжный уголок с книгами про опыты. Ребята в любое свободное время могут их изучать. Все дети с большим удовольствием читают и рассматривают картинки каждый день.
Экспериментальная деятельность в домашних условиях.
Каждой семье было выдано по одному опыту, которые ребята с удовольствием проводили дома. Родители фотографировали работу ученых, а после оформляли опыт на листе А4, который вдальнейшем вкладывался в папку «Опыт на практике». По оформлению родителям необходимо было указать ФИО ученого, оборудование, фотографии оборудования/процесса, пояснение что именно делали и впечатления ребенка. Дети с улыбками на лие приносили красиво оформленные листы, попутно делясь впечатлениями.
Работа с родителями в соц. сетях Telegram.
Во время проекта была работа с родителями, благодаря которой мы пришли к тому, что имеем на окончании проекта. Родители с удовольствием приняли участие в проекте, были вовлечены и заинтересованы данной темой.
Заключительный этап:
Дата | Итоговое мероприятие | Оценка эффективности реализации проекта | Обобщение педагогического опыта |
Конференция ученых и выступления по проделанной работе - индивидуальным опытам дома. Награждение, оформление папки с опытами детей «Опыты на практике» | Проект реализован в полной мере, в связи с возрастом требует более длительной работы над закреплением полученных знаний. Все задуманные в рамках проекта мероприятия были успешно реализованы. | За время работы над проектом дети узнали много нового и интересного науке. За все время проекта нам удалось вовлечь 15 родителей в образовательный процесс, так как их заинтересованное участие необходимо для их детей. Так же мы смогли заинтересовать их на самостоятельное участие и мотивацию детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические...

Методическая разработка информационно-исследовательского проекта для детей старшего возраста «Разноцветный небосвод»
Основной целью методичсекой разработки-проекта является создать условия для восприятия знаний о природном мире, для постижения закономерностей , лежащих в основе природных явлений....

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Проект для детей старшей группы «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»
Цель проекта:развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;обогащение личного опыта ребенка и создание усл...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Познавательно – исследовательский групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный водоем»
Проект для педагогов ДОУ...

Проект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и детей старшей группы №8 по теме «Волшебница вода».
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Как только у детей начинают формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Проект «Волшебница – вода»...
