Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта для детей старшей группы «Юные исследователи»
методическая разработка (старшая группа)

Становая Елизавета Михайловна

Представляю вам паспорт педагогического познавательно-исследовательского проекта "Юные исследователи" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_yunye_issledovateli.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта «Юные исследователи» в старшей группе.

Тема проекта

Юные исследователи

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Актуальность проекта

Ребенку с рождения присуще познание окружающего мира. Он это делает на протяжении всей жизни, но важно сделать первые шаги к познанию более интересным. Чтобы в будущем у ребенка оставалось любопытство, желание узнавать что-то новое - рекомендуется на самом начале познания делать это через экспериментирование. Экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Цель проекта

Расширение знаний детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность.

Проблемный вопрос

Как проводить опыты и эксперитменты в обычной жизни?

Задачи проекта

Задачи для детей:

- Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления.

- Формировать навыки проведения элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Задачи для родителей:

- Побуждать родителей активно включаться в общеобразовательный процесс.

- Привлекать к активному участию в оформлении папки с опытами детей.

Задачи для воспитателя:

- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

- Создать условия для формирования у детей интереса к данной теме, поддерживать детскую инициативу, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов.

Продукт проекта

Папка с опытами детей «Опыты на практике».

Сроки реализации

Краткосрочный (2 месяца) с продолжением элементов проекта до выпускной группы.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия,

инициированны

евоспитателем

Материально-

техническое и

дидактическое

обеспечение проекта

Риски

Результаты

Создание информационного стенда. Проведение с детьми бесед, организация сюжетно-ролевых, дидактических и речевых игр. Разработка презентаций, интерактивных игр.

Подборка познавательных мультфильмов, сказок.

Ознакомление родителей с планируемыми мероприятиями проекта.

Реализация проекта опирается уже на существующую материально- техническую базу группы.

Принесённые родителями и детьми книги,

дидактические игры по тематике.

Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов. Недостаток средств для реализации проекта на обновление РППС и информаионно-методичекого обеспечения. Недостаточная осведомлённость родителей в актуальности проекта в связи с чем возможна отрицательная реакция на предложенные действия.

Пополнена РППС группы, разработан план реализации проекта.

Выводы подготовительного этапа: На подготовительном этапе целью являлось оповещение всех участников образовательного процесса о проекте и подготовка дидактических материалов, оборудования для реализации проекта. Были определены конкретные, социально значимые проблемы: исследовательская, информационная, практическая и создан план по их решению.

Цель была достигнута.

Предполагаемые результаты:

- У детей будут сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Ребята научатся определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

- Дети смогут применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- У воспитанников вырастет уровень любознательности, наблюдательности.

- Активизируется речь детей, словарный запас пополнится многими понятиями.

Основной этап:

Проведение НОД по познавательному и речевому развитию:

  1. «Открытие Лаборатории группы «Лютик». Цель - знакомство с "Лабораторией чудес" и оборудованием. Чтение книги о научных открытиях для детей.
  2. «Погружение в мир опытов». Цель - обучение детей основам проведения опытов (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, анализ результатов).
  3. «Ученые в действии». Цель - разделение детей на группы и выбор экспериментов для самостоятельного проведения из предложенного списка.
  4. «Маленькие ученые». Цель - обсуждение полученных знаний, проведение анализа результатов, развитие речевого творчества.
  5. «Свойства воздуха». Цель - обощение представления детей о воздухе. Систематизирование знаний о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Формирование основ экологического сознания.
  6. «Город волшебства». Цель - создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
  7. «Удивительная вода». Цель - совершенствование знаний детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды.

«Песочная страна - страна чудес». Цель - развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.

Самостоятельная деятельность детей в группе.

Настольные и дидактические игры, чтение художественной литературы, энциклопедии, развивающие и познавательные книжки, рассматривание картинок, рисование.

Проведение экспериментов в группе.

В группе было проведено большое количество экспериментов, которые дети самостоятельно проводили. Родители закупилии халаты и очки, и дети, как настоящие ученые, под руководством воспитателя, самостоятельно выполняли эксперименты в командах или индивидуально. Делились своими наблюдениями, а после за одним столом обсуждали увиденное.

Экскурсия «Музей экспериментов».

Вместе с родителями мы на выходных организовали экскурсию в «Музей экспериментов». Дети были в полном восторге, так как никто из ребят не бывал в таком месте ранее. Это была замечательная возможность для детей узнать о науке через интерактивные модели и выставки. Музей предлагает множество опытов и демонстраций, что помогает развивать критическое мышление и интерес к науке. Дети могли участвовать в экспериментах, что делало обучение более увлекательным. Такие экскурсии вдохновляют детей на дальнейшее изучение науки.

Научное шоу в честь Дня Матери.

Необычный День Матери для ребят! Опыты и эксперименты с различными веществами и химическими соединениями для присутствующих продемонстрировал главный учёный-Знай Знаевич. Дети приняли участие в простых экспериментах, а после каждого опыта обсуждали, что произошло и какие выводы можно сделать. Это был незабываемый день, полный радости, обучения и вдохновения для юных исследователей! Каждый ребенок унес с собой не только знания, но и позитивные эмоции.

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

В группе благодаря отдачи родителей появился книжный уголок с книгами про опыты. Ребята в любое свободное время могут их изучать. Все дети с большим удовольствием читают и рассматривают картинки каждый день.

Экспериментальная деятельность в домашних условиях.

Каждой семье было выдано по одному опыту, которые ребята с удовольствием проводили дома. Родители фотографировали работу ученых, а после оформляли опыт на листе А4, который вдальнейшем вкладывался в папку «Опыт на практике». По оформлению родителям необходимо было указать ФИО ученого, оборудование, фотографии оборудования/процесса, пояснение что именно делали и впечатления ребенка. Дети с улыбками на лие приносили красиво оформленные листы, попутно делясь впечатлениями.

Работа с родителями в соц. сетях Telegram.

Во время проекта была работа с родителями, благодаря которой мы пришли к тому, что имеем на окончании проекта. Родители с удовольствием приняли участие в проекте, были вовлечены и заинтересованы данной темой.

Заключительный этап:

Дата

Итоговое мероприятие

Оценка эффективности реализации проекта

Обобщение педагогического опыта

Конференция ученых и выступления по проделанной работе - индивидуальным опытам дома. Награждение, оформление папки с опытами детей «Опыты на практике»

Проект реализован в полной мере, в связи с возрастом требует более длительной работы над закреплением полученных знаний.

Все задуманные в рамках проекта мероприятия были успешно реализованы.

За время работы над проектом дети узнали много нового и интересного науке. За все время проекта нам удалось вовлечь 15 родителей в образовательный процесс, так как их заинтересованное участие необходимо для их детей.

Так же мы смогли заинтересовать их на самостоятельное участие и мотивацию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".

Цель: дать  детям  сведения,  необходимые  для  укрепления  здоровья; выработать  на  основе  полученных  знаний  необходимые  гигиенические...

Методическая разработка информационно-исследовательского проекта для детей старшего возраста «Разноцветный небосвод»

Основной целью методичсекой разработки-проекта является создать условия для восприятия знаний о природном мире, для постижения закономерностей , лежащих в основе природных явлений....

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Проект для детей старшей группы «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»

Цель проекта:развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;обогащение личного опыта ребенка и создание усл...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагогов и детей старшей группы №8 по теме «Волшебница вода».

Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Как только у детей начинают формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Проект «Волшебница – вода»...