Проект для детей старшей группы «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Громова Галина Геннадьевна

Цель проекта:

  • развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
  • обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.

Развитие поисковой деятельности ребенка:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные   способы использования обычных вещей;
  • систематизация знаний о свойствах воздуха;
  • совершенствование уровня накопленных практических навыков:
  • экспериментирование с объектами неживой природы;
  • создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
  • активизировать речь ребенка;
  • учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe_vozduh.docx459.27 КБ

Предварительный просмотр:


Проект «Маленькие исследователи. Воздух - фокусник»

Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

1 часть.  Актуальность проекта: 

Актуальность и эффективность проекта заключается в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей. Непосредственно ребенку предоставляется возможность не только проявить себя, но и пополнить знания, при этом, развивая творческие способности и коммуникативные навыки, формируются начальные предпосылки проектной деятельности, а также обеспечивается индивидуальная траектория развития ребенка, где предоставляется возможность участия в проекте в соответствии с его способностями и интересами. 

Однажды, беседуя с детьми о воздухе, я спросила: какими свойствами он обладает? Ответы были разными, но все знания сводились к одному: невидимый, не имеет запаха. Конечно, трудно рассуждать о его свойствах, не имея наглядного примера. Поэтому я решила провести несколько опытов и экспериментов, чтобы расширить знания детей о воздухе и разработала проект «Воздух-фокусник».

2 часть. Определение предмета исследования. 

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир.

3 часть.  Формулировка проблемы.

С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.

Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Как, используя свойства воздуха, показать фокусы?

 Цель проекта:

  • развитие творческих способностей ребенка, активизация мышления в процессе расширения специально-моделируемых проблемных ситуаций с воздухом;
  • обогащение личного опыта ребенка и создание условий для расширения представлений о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, «обладает силой», «передает запахи» и др.

Развитие поисковой деятельности ребенка:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные   способы использования обычных вещей;
  • систематизация знаний о свойствах воздуха;
  • совершенствование уровня накопленных практических навыков:
  • экспериментирование с объектами неживой природы;
  • создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями
  • активизировать речь ребенка;
  • учить ребенка разрабатывать гипотезы, развивать стремление к самостоятельному получению знаний  опытным путем.

Предварительная работа:

  • свободная опытная деятельность ребенка с различными вспомогательными приборами и приспособлениями;
  • знакомство с понятиями: воздух невидимка, прозрачный, невидимый, легкий, имеет запах;
  • знакомство со свойствами воздуха с помощью предметов-помощников;
  • использование свойства воздуха в природе, в жизни человека;
  • рассматривание иллюстраций в энциклопедиях;
  • наблюдение за предметами, планирование эксперимента;
  • воскресная прогулка  с родителями в парк, на берег реки;
  • занятия по познавательному развитию, изодеятельности.

 Задачи проекта:

  • Провести цикл опытов и экспериментов по теме «Свойства воздуха»
  • Организовать выставку детских рисунков
  • Ознакомить детей с литературными и музыкальными произведениями по тематике
  • Разработать анкеты для родителей по теме «Воздух в вашей квартире»
  • Изготовить совместными усилиями детей и педагогов поделки для «Музея воздуха»
  • Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Свойства воздуха»

 Участники проекта: дети, воспитатели.

 Предполагаемый результат: формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов. Использование полученных знаний в дальнейшей деятельности.

 Этапы работы над проектом:

I этап – подготовительный

На первом этапе реализации проекта, обозначили проблему: где найти невидимку-воздух? Что хотели бы узнать о нем? Применение воздуха. Как и из каких источников,  мы можем получить информацию о воздухе?

II этап – основной 

Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:

  • беседы (где найти невидимку; свойства невидимки;  как работают предметы; что умеет невидимка), рассказы из энциклопедий, видеосюжеты;
  • игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (каким бывает воздух, что происходит с воздухом, когда мы делаем действия; почему воздух движется и др.);
  • экспериментально-исследовательская деятельность («Как увидеть воздух?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой холодно, а летом тепло?», «Что умеет воздух?» «Полет в космос» и др.);
  • решение проблемных задач и ситуаций («как проверить, что воздух расширяется при нагревании», «обладает силой» и др.);
  • проявление действий в воздухе в природе тематические занятия: («Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»);

Поэтапное  решение   проблемной   ситуации:

1. Где найти невидимку;

 – Как работают вещи, благодаря воздуху;

 – Что умеет невидимка.

 2. Обсуждение результатов экспериментирования.

 3. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы

 4. Практическая деятельность, направленная на получение результата

 5. Итоги работы. Разрешение проблемы.

 6. Определение новых проблем.

III  этап – итоговый 

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с  полученными; обобщение материалов проекта. 

Практическая значимость проекта: для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме; для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

 В результате проведѐнной совместно с детьми деятельности по проекту были: - опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»; - подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь. 

C:\Users\МИХАИЛ\Desktop\Новости сада по темам недели\P1110997.JPG

C:\Users\МИХАИЛ\Desktop\Новости сада по темам недели\P1110977.JPG

C:\Users\МИХАИЛ\Desktop\Новости сада по темам недели\P1110983.JPG

C:\Users\МИХАИЛ\Desktop\Новости сада по темам недели\P1120002.JPG

C:\Users\МИХАИЛ\Desktop\Новости сада по темам недели\P1120008.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»

Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...

Конспект игрового занятия для детей старшей группы Квест-игра «Мы фокусники и волшебники»

Конспект игрового занятия для детей старшей группыКвест-игра «Мы фокусники и волшебники»...

Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»

Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58      Краткосрочный проект для детей с...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Воздух и вода»

Комитет по образованию Администрации города ПодольскаМуниципальное образовательное учреждение начальная школа - детский сад№58      Краткосрочный проект для детей старшей...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"...

Проект по STEM-образованию в старшей группе «Маленькие исследователи».

Проект по STEM-образованию в старшей группе«Маленькие исследователи»....