Главные вкладки

    Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Анна Владимировна Тельгузова

    Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместный детско-родительский проект по правовому воспитанию дошкольников в  старшей группе

                Тема: "Маленьким детям – большие права"

    Много нас на  белом свете

                                                                        Есть  и взрослые и дети

                                                                        Но в правах мы все равны

        И дружить мы все должны.

     Паспорт проекта:

    Актуальность:

    Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком находится в руках взрослых. Ещё Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»

    В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка. В 1990 году наша страна ратифицировала этот важнейший международный документ.

    С наступлением XXI века проблема защиты детей обострилась и в мире, и в России:

    • Институт семьи и права в Российской Федерации становится всё менее популярен, растёт число неполных семей и число семей, проживающих за чертой бедности.
    • Снижается воспитательный потенциал семьи – появились «социальные сироты» - сироты при живых родителях.
    • Родители нередко используют методы физического и психологического давления на ребёнка, что наносит ущерб физическому, умственному, моральному и социальному развитию детей. При этом образование родителей значения не имеет.
    • Участились природные и экономические бедствия, вооружённые конфликты.
    • Похищение и эксплуатация детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме принимают угрожающий характер для прогрессивного развития всего общества.

    Ситуация в современном обществе отражается в первую очередь на детях. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, независимо отполитического строя и вероисповедания. Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека. Это время формирования здоровья, развития личности, время, когда ребёнок полностью зависит от окружающих его взрослых – родителей и воспитателей.

    Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо воспитывать у детей чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим, приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно. Всё это – основа правового воспитания дошкольников. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.

    Идея проекта:

    Признание ребенка полноценной и полноправной личностью, свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

    Цель проекта:

    Формирование основ правового воспитания старшего дошкольного возраста.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    1.Познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

    2.Формировать у детей представление о правах человека;

    3.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;

    4.Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав;

    5.Совершенствовать умение выражать своё мнение.

    Развивающие:

    1.Развивать умение рассуждать, сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы;

    2.Развивать любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей;

    3.Развивать воображение, речь, коммуникабельные качества.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать опыт деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам;

    2.Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

    3.Воспитывать уважение и терпимость, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.

    Задачи для родителей:

    1. Улучшение детско - родительских отношений;

    2.Привлечение родителей к жизнедеятельности группы, совместному сотрудничеству.

    Вид проекта: Информационно – образовательный.

    Время реализации проекта:долгосрочный (сентябрь - апрель).

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

    Организованная форма ознакомления с правами включает в себя:

    • Знакомство с правами человека;
    • Беседы на этические темы;
    • Чтение правовых рассказов;
    • Чтение сказок;
    • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
    • Физкультурно-оздоровительная деятельность;
    • Изобразительная, трудовая деятельность;
    • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков;
    • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций, конфликтов).

    Этапы реализации проекта:

    1 этап проекта: подготовительный.

    • Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребёнка в РФ.
    • Создание подборки методической литературы и пособий по ознакомлению детей с правами (на имя, семью, жизнь, жилище (дом), здравоохранение, защиту от жестокого обращения и отдых).
    • Проведение анкетирования среди родителей с целью выявления их отношения к нарушению прав ребёнка, их юридической грамотности и компетентности.  
    • Беседа с детьми по выявлению их представлений о собственных правах.
    • Разработка программы проекта «Маленьким детям – большие права» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

    2 этап проекта: практический.

    • Ознакомление детей и родителей с правами ребёнка на имя, семью, жизнь, жилище (дом), здравоохранение,  защиту от жестокого обращения и отдых, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка и нормативно-правовые документы РФ по данной теме, через различные формы обучения и воспитания.
    • Развитие у детей нравственных представлений (забота, доброта, внимание к окружающим, ответственность за другого человека, желание защитить слабого…).
    • Воспитание чувства самоуважения и уважения к другим.

    3 этап проекта: заключительный.

    • Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях.
    • Анализ, оценка совместной работы.
    • Выявление и оформление проблемы на следующий год.
    • Презентация проекта «Маленьким детям – большие права».

    План – схема проекта:      

    Мероприятия

    Цель

    Сроки

    1.Знакомство с правами детей (совместное занятие с работниками библиотеки микрорайона).

    • Беседа: «Права детей».
    • Просмотр презентации: «Ваши права, дети!»
    • Просмотр мультфильма: «Смешарики».

    2.Изучение Конвенции и нормативно-правовых документов по правам ребёнка в РФ.

    3.Создание подборки методической литературы и пособий.

    4.Ознакомление родителей с проектом.

    5.Анкетирование родителей: «Знаете ли Вы права ребёнка?»

    Разработка программы проекта: «Ваши права, дети!» по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.

    сентябрь

    «Право на  имя».

    1.Беседа: «Значение имён».

    2.Составление рассказа: «Моё имя».

    3.Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Снегурочка».

    4.ДИ: «Имена на букву….».

    5.ДИ: «Как растёт имя».

    6.Рисование: «Цветок моего имени».

    7.Огадывание загадок о сказочных героях.

    8.Подвижная игра: «Угадай, кто позвал».

    Консультации для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек».

    Закрепление знаний о том, что у каждого человека есть имя, на которое он имеет право.

    сентябрь, октябрь

    «Право на семью».

    1.Беседа: «Моя семья».

    2.Беседа: «Как зовут твоих родителей?»

    3.Чтение сказки «Гуси - лебеди».

    4.Составление рассказа: «Члены моей семьи».

    5.ДИ: «Кто что делает».

    6.Пословицы о семье.

    7.Игра: «Путешествие в будущее».

    8.Рисование: «Моя семья».

    Совместная деятельность с родителями «Герб семьи».

    Закрепление и расширение представлений о семье.

    сентябрь, октябрь

    «Право на жизнь».

    1.Беседа: «Я родился».

    2.Чтение сказки: «Серая шейка».

    3.Игра: «Собери пазл».

    4.ДИ: «Подумаем вместе».

    5.Словесная игра: «Закончи предложение».

    6.Обсуждение ситуаций: «Опасно для жизни».

    7.Игра: «Запомни эти номера».

    8.Инценировка сказки: «Волк и семеро козлят».

    Закрепление знаний детей о правилах безопасной жизни.

    ноябрь

    «Право на жильё и его неприкосновенность».

    1.Беседа: «Дом, в котором мы живём».

    2.Чтение сказки: «Три поросёнка».

    3.Беседа: «Где живёт человек».

    4.Конструирование: «Мебель для моего дома».

    5.ДИ: «Чей дом».

    6.Игровое упражнение: «Назови свой адрес».

    7.СИД: «Теремок».

    8.СД: «Постройки из конструктора».

    Расширение представлений детей о праве на жильё и неприкосновенность.

    декабрь

    «Право на медицинский уход и  сохранение здоровья».

    1.Беседа: «Почему человек болеет?»

    2.Чтение: «Айболит».

    3.Беседа: «Защита здоровья».

    4.Лепка: «Здоровое питание».

    5.Игра: «Составь свой полезный  рацион».

    6.Подвижная игра: «Съедобное, несъедобное».

    7.ДИ: «Четвёртый лишний».

    8.СРИ: «На приёме у врача».

    Формирование убеждений о необходимости сохранения здоровья.

    январь

    «Право на защиту от жестокого обращения, всех видов насилия и эксплуатации».

    1.Беседа: «Я наказан».

    2.Чтение сказки: «Золушка».

    3.Чтение сказки: «Дюймовочка».

    4.Рисование: «Спасатели в сказках».

    5.ДИ: «Хорошо, плохо».

    6.Решение проблемной ситуации: «Меня наказали».

    7.Беседа: «Почему нельзя обзываться».

    8.Игровое упражнение: «Цвета и ассоциации».

    Предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения.

    февраль

    «Право на отдых».

    1.Беседа: «Отдых человека».

    2.Беседа: «Мои любимые праздники».

    3.Составление рассказов: «Отдых моей мечты».

    4.Чтение стихотворения: Е. Благинина «Мама спит, она устала».

    5.Рисование: «Подарок другу».

    6. Составление рассказов: «Я придумал праздник, которого нет».

    7.Пожвижная игра: «Поздравляем с днём рождения».

    8.Фотовыставка: «Отдыхаем, сохраняя здоровье».

    Расширение представлений о том, что отдых необходим для сохранения здоровья.

    март

    Итоговое мероприятие:

    • интегрированное занятие: «Маленьким детям – большие права».
    • презентация проекта: «Маленьким детям – большие права».

    Обобщение знаний детей и родителей об их гражданских правах и обязанностях

    апрель

      Ожидаемые результаты:

    • Дети  ознакомлены в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
    • Осуществляют перенос опыта знаний и представлений о правах человека в игру;
    • У детей сформированы первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
    • Возросла самостоятельность, ответственность за свои действия;
    • Дети научились сопоставлять права и правила, анализировать и делать выводы;
    • Дошкольники стали с уважением и терпимостью относиться к одногруппникам, независимо от пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физического недостатка.

    Перспективы:

    • Продолжать работу по формированию правового сознания, на основе разработанного плана с детьми и родителями, используя разнообразные подходы по организации детей;
    • Составить перспективный план по данному вопросу для детей подготовительной группы;
    • Продолжить тесное сотрудничество со специалистами детского сада по правовому воспитанию;
    • Пополнить копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей и правовому просвещению родителей.

    Итоговые мероприятия проекта:

    1.Интегрированное занятие «Маленьким детям - большие права».

    2.Презентация проекта на круглом столе «Маленьким детям - большие права».

    Конечные продукты проектной деятельности:

    1.Организация выставки детских работ.

    2.Презентация «Правовое воспитание дошкольников».

    3.Дидактическая игра «Я и мои права».

    4.Дидактическая игра «Я знаю свои права».

    6.Альбом «Герб моей семьи».

    7.Ширмы - передвижки: «Права детей».

    8.Макет: «Мой микрорайон».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"

    Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...

    Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

    Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

    Паспорт проекта по патриотическому воспитанию «Сызрань - славный город» для детей средней группы

    ТИП ПРОЕКТА: ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ...

    Паспорт проекта по экологическому воспитанию в старшей группе "Мы - юные экологи"

    В данном документе представлены задачи, актуальность проекта и предложено перспективное планирование образовательной деятельности по временам года....

    Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы

    Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств. Задачи Создать условия для: • Ознакомления детей в соответствующей возрасту...

    Паспорт проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе «Все мы едины»

    в современное время патриотическое воспитание детей все так же является одной из основных задач взрослого. Уже с детства родители, воспитатели должны закладывать в детях любовь к Родине, родным местам...