Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Песник Татьяна Вячеславовна

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Маленькие исследователи. Наши помощники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_issledovatelistarsh_gr.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Маленькие исследователи. Наши помощники» (15.01.2024-19.01.2024)

Программное содержание:
1. Расширение представлений об окружающем мире.
2. Формирование  умений устанавливать закономерности.
3.  Развитие образного мышления, воображения.

                

Наблюдение и экспериментирование

Подвижные игры

Труд

Самостоятельная деятельность

Основные движения

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель: формировать представления об изменениях в природе.
Наблюдение: красота зимнего пейзажа.
Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа, связную речь, формировать умение анализировать и сопоставлять информацию.
Наблюдение: следы на снегу. 

Цель: обсудить, кем или чем были оставлены следы, учить аргументировать выводы.
Наблюдение: свойства снега.  Предложить вспомнить свойства снега при дневной прогулке и сравнить с его изменением к вечеру. Учить анализировать, делать выводы.
Наблюдение за солнцем. Формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно солнца; расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать умение видеть красоту окружающей природы, желание познать её тайны.

Подвижные игры с бегом
«Мороз Красный нос»

Цель: продолжать воспитывать умение соблюдать правила игры, развивать ловкость, координацию движений.
«Два Мороза».
Цель: совершенствовать выполнение основных движений при беге с увёртыванием; развивать навыки пространственной ориентации; способствовать совершенствованию функциональных возможностей организма.
«Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Подвижные игры с прыжками
«Удочка»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей перебираться с одной стороны площадки на другую  прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.
Подвижные игры на метание
«Попади в обруч», «Парный бег».

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.
«Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Постройка снежной горки. 
Цель: учить подбирать инвентарь, распределять фронт работ, договариваться о взаимодействии. Учить применять наиболее рациональные приёмы работы.

Укрываем стволы деревьев от мороза снегом.
Цель: воспитывать ответственность за порученное дело; учить анализировать ход и подводить итоги работы.
Сметание снега с построек
Цель: формировать навыки самостоятельного и последовательного выполнения трудовых действий, соблюдая целостность трудового процесса.
Сгребание снега на участке для построек( по желанию детей)
Цель: развивать умения детей выполнять соответствующие трудовые действия, использовать инвентарь ;вызвать желание помогать взрослым.

с выносным материалом:
- ведерки,
- лопатки,
- лыжи,
- санки,
- метелки,
- формочки для снега.

«Кто дальше?».

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении. (Лиза Х., Яна Х.)

Бег с преодолением препятствий

Цель: повторить с детьми бег с преодолением препятствий. (Влада С., Арина Г.)

Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично приземляться. (Нарек Н., Артём К.)

 Развитие движений. «Кто быстрее добежит до флажка» способствовать развитию ловкости, быстроты, выносливости. (Вова Ш., Матвей П.)  





                                                                                                       Понедельник

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Уголок природы Дежурство в уголке природы.
Цель: закрепить умение убирать за собой рабочее место (мыть инвентарь, просушивать, вкладывать на место), мыть руки с мылом.
Беседа экологического содержания «Кто, угадай-ка, седая хозяйка»

Цель: Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениями. Воспитывать любовь к природе.

Дидактические игры: (речевое развитие) «Закончи предложение»
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Заучивание стихотворения  В.Степанов «Откуда хлеб пришел?».
Цель: воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо произносить звуки.
Индивидуальная работа по звуковой культуре речи   «Необычная песенка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата (София, Мария, Дарина)
К.Г.Н.  «Чудесные расчески». Формировать стремление быть опрятными, привычку следить за своим внешним видом. Учить правильно и своевременно пользоваться расческой, поддерживать аккуратность прически.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

- в уголок изодеятельности: бумагу различной фактуры, акварельные карандаши, восковые мелки, трафареты, шаблоны.

-  пазлы, раскраски, мозаики.

- счетные палочки, счётный материал.

- дид. игра"Найди различия" (дополнение незавершенной схемы-развертки той или иной детали).

Консультирование по запросам родителей

Индивидуальные рекомендации родителям

рассмотреть технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

- создать условия для формирования способов поведения в разных видах самостоятельной детской деятельности.

Организованная образовательная деятельность

1. Физическая культура (Физическое развитие) (по плану специалиста)

2. Звуковая культура речи (Речевое развитие) (Уч.логопед)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения.  Комплекс № 9

Чтение художественной литературы на нравственную тематику  В.Степанов «Российская семья»
Конструктивно-модельная деятельность «В мире фантастики»
Цель:
предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Музыкально-дидактические игры «Веселые подружки»
Цель: развивать чувство ритма детей.

Игры на развитие слухового и зрительного внимания   «Скажи, что ты слышишь»
Цель:
 накопление словаря и фразовой речи.
Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию  «Исключи лишнее»

Цель: развитие мышления и объема памяти. (Катя Г., Марк, Нарек)

                                                                                                                   

Вторник

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Слушание музыки  «Клоуны» муз. Д. Кабалевского, «Вечерняя сказка» муз. А.Хачатуряна

Цель: вызвать у детей эмоциональное наслаждение от восприятия музыки.
Строительная игра «Летательные аппараты». Цель:  упражнять в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; развивать умение планировать процесс возведения постройки; воспитывать интерес к профессии

Беседа о труде взрослых «В гостях у работника прачки»

Цель: развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду.

Опытно-экспериментальная деятельность «Статическое электричество».
Цель: дать представление о положительно и отрицательно заряженных частицах, используя несколько основных предметов, которые мы часто используете в быту.

Индивидуальная работа по математике
 «Собери в корзину».
Цель:
упражнять в счете; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний. (Роман, Яна, Артём К.)
К.Г.Н. «В гостях у Мойдодыра». Углубить знания детей о предметах личной гигиены, напомнить, что они должны быть индивидуальными.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Внести в уголок природы изображения животных, растений.

Внести журналы, коллекции, гербарии.

-  пазлы, раскраски, мозаики.

- счетные палочки, счётный материал.

Индивидуальные рекомендации родителям

Рекомендации по запросам родителей.
- создать безопасные условия для познания окружающего мира.    

- поддерживать желание детей экспериментировать с различными предметами, учить безопасному обращению с острыми предметами.


Организованная образовательная деятельность

1.Музыка (Художественно-эстетическое развитие) (по плану специалиста)

2. Окружающий мир/Природа (Познавательное развитие) (источник интернет, конспект прилагается)

Тема: «Мы маленькие исследователи воздуха»
Цель: уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха; создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

3. Рисование/Народное декоративно-прикладное искусство (Художественно-эстетическое развитие) ( по плану специалиста)

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №9

Чтение художественной литературы А. Пушкин «Ветер, ветер...» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне»).
Игры на развитие эмоциональной отзывчивости   «Мимическая гимнастика»

Цель: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.
Театрализованная игра  «Изображение различных эмоций. Сами с усами»
Цель:  развивать диалогическую и монологическую речь детей; воспитывать коммуникативные качества.

Рассматривание репродукции картин «Что из чего?»
Цель:
совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены.
Инд. работа по изодеятельности (лепка)  «Котик».

Цель: учить лепить конструктивным и смешанным способами, создавать устойчивые фигуры, передавать фактуру животных. (Арина, Влада, Данил, Вова)

                                                                                                                           Среда

Совместная деятельность взрослого и детьми

с учетом

интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Работа по ОБЖ, поведение в социуме «Опасно - не опасно»
Цель: учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;

Словесные игры (звукоподражание, дыхание, слух) «Угадай, кто это ?»
Цель:
 воспитание слухового внимания.
Игра на развитие мышления «Логические концовки»

Цель: развивать мышление, воображение, способность к анализу.

Инд. работа по изодеятельности (аппликация) «Красивые рыбки в аквариуме».
Цель: упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета, умение располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветление или усиление цвета (Арина, Милена)

К.Г.Н.  продолжать учить детей вести правильно себя за столом во время приёма пищи

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Внести в уголок природы изображения животных, растений.

Внести по р. р. картинки, схемы.

Выставка дымковских игрушек и их изображений - определить элементы узора (полосы, круги, кольца, овалы), характерные сочетания цветов (тёплые, холодные, контрастные, белый фон, черный цвет в украшении). Подобрать игрушки с одинаковым узором (полосатый, клетчатый, из колец - в шахматном порядке или рядами). Выбрать тот узор, который больше всего нравится.

Индивидуальные рекомендации родителям

Рекомендации по запросам родителей.

- «Мы – читающая семья» - продолжать развивать речь как средство общения, развивать монологическую форму речи

Организованная образовательная деятельность

1. Физическая культура (Физическое развитие) (по плану специалиста)

2. Подготовка к обучению грамоте (Речевое развитие) (Уч.логопед)

3. Математические представления/Сенсорные эталоны и познавательные действия. Экспериментирование (познавательное развитие)

Колесникова Е.В. (Занятие № 6 стр. 27)

Тема: Число и цифра 6, знаки = , +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

Цель: учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков; познакомить с цифрой 6; учить писать цифру 6; учить порядковому счету в пределах б, правильно отвечать на вопросы сколько? на котором по счету месте? знакомить с составом числа 6 из двух меньших; учить решать логическую задачу на установление закономерностей; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №9

Чтение художественной литературы по формированию патриотического воспитания Высотская О. «Мой брат уехал на границу»

Сюжетно-ролевая игра «Ученые-исследователи».
Цель: развивать игровую деятельность. Формировать умение обследовать объект, видеть признак, фиксировать в модели, ставить вопрос – проблему.
Ручной труд    Хозяйственно – бытовой труд: протирание игровых модулей.
Цель: учить правильно и аккуратно выполнять трудовые поручения. Формировать положительное отношение к труду, поощрять желание трудиться.
Дидактическая игра на слуховое внимание «Часовой»
Цель:
  развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.
Инд. работа по муз. воспитанию «Музыкальные загадки»
Цель: развивать тембровое чувство детей. (Арина, Матвей)

Четверг

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом

интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Работа по ЗОЖ. Найди опасные предметы.

Цели: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними.

Работа по формированию навыков самообслуживания «Что не так и как исправить»        

Цель: Продолжать приучать замечать непорядок в одежде и устранять с небольшой помощью взрослого.                                                                                                                                                                   

Работа по обогащению словаря «Наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей)

Инд. работа по изодеятельности (рисование) «Тайна подводного царства»

Цель: знакомить детей с оттенками основных цветов, развивать чувство цвета.  Развивать умение выделять интересные рисунки, объяснять свой выбор. Формировать умение у детей рисовать техникой акварели – рисование по сырой бумаге.  Учить аккуратности в процессе деятельности. (Маша, Богдан, Надя)
КГН:  Продолжать закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Пользоваться индивидуальными туалетными принадлежностями.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Дид. игра «Найди различия» (дополнение незавершенной схемы-развертки той или иной детали).

- дидактические, настольные игры, лото «Что лишнее», «Назови одним словом», «Кто – где живет?».

Индивидуальные рекомендации родителям

Рекомендации по запросам родителей.

Консультация «Гололёд на улице»

Цель: напомнить родителям о правилах поведения при гололёде.

Организованная образовательная деятельность

1.Музыка (Художественно-эстетическое развитие) (по плану специалиста)

2. Финансовая грамотность (Познавательное развитие) (конспект прилагается)
Тема: «Деньги всякие нужны»

Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота».

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №9

Чтение художественной литературы  Н.Рыжова «Как люди речку обидели»
Сюжетно - ролевая  игра «Мореплаватели»

Цель: учить взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка.
Работа в уголке книги «Книжная больница».
Цель: предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в ремонте. Отремонтировать старые книги.

Дидактические игры на развитие психических процессов
«Чего не стало?»
Цель: развивать внимание , память , мышление , закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.
Графический диктант «Лиса»
Инд. работа по формированию грамматического строя речи «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным.(Маша, Рома, Вова)


                                                                                                          Пятница

Совместная деятельность взрослого и детьми

с учетом

интеграции образовательных областей

Утренняя гимнастика

Беседа, минутка безопасности, ПДД  «Как вести себя в общественных местах».
Цель: познакомиться с правилами и нормами поведения принятыми в обществе, углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе, развивать коммуникативные способности.

Рассматривание иллюстраций, репродукций Рассматривание альбома «Зима»
Цель: продолжать знакомить детей с временем года «зима»,. Воспитывать и развивать интерес детей к природным явлениям.

Инд. работа по конструированию «Конверт для письма».
Цель: учить складывать бумагу по заданному направлению по показу, развивать моторику пальцев рук.
 (Катя К., Данил)
КГН - Учить аккуратно заправлять постель. Развивать желание помогать друг другу.

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

технологические карты игр-экспериментирований (безопасное использование инструментов).

-  емкости с водой, предметы из различных материалов в центр экспериментирования

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.


Консультирование по запросам родителей.

Предложить родителям рассмотреть с детьми иллюстрации в детской энциклопедии по теме: «Природные ископаемые».

Организованная образовательная деятельность

1. Плавание (Физическое развитие) (по плану специалиста)

2. Развитие связной речи (Речевое развитие) (Уч.логопед)

3. Лепка/Прикладное творчество (Художественно-эстетическое развитие) (источник интернет, конспект прилагается)

Тема: «Победим микроба мылом!»

Цель: Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать умение лепить предметы пластическим способом, приемы лепки (скатывание, отщипывание).

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Гимнастика пробуждения Комплекс №9

Чтение художественной литературы Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» 

Игры по формированию основ финансовой грамотности «Давай положим в корзинку».

Цель: закрепление у детей представления о товаре.                                                   

Сюжетно-ролевая игра «Летчики».
Цель: расширение знаний о профессии «летчик». Формирование умения самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

Ручной  труд (с тканью , бумагой)  «Дружно мы дворец построим»
Цель: упражнять детей в построении планов, чертежей, схем; развивать желание выполнять задания познавательного характера, обдумывать практические действия, рассуждать, доказывать свою идею; упражнять детей в конструировании по придуманным ими планам, в строительстве по рисункам.
Инд. работа по обучению рассказывания Составление описательного рассказа о зиме с опорой на схему.
Цель: учить составлять рассказ с опорой на схему, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.
 (София, Влада, Лиза, Матвей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)

Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...

Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год старший дошкольный возраст

Календарно-тематическое перспективное планирование на учебный год художественно-эстетическое развитие для старшего дошкольного возраста....

Календарно-тематическое перспективное планирование старший дошкольный возраст

Календарно-тематическое перспективное планирование старший дошкольный возраст познавательное, речевое развитие, чтение художественной литературы, конструктивно-модельная деятельность...

Календарно-тематический план по теме:" Весна. Юные исследователи: живая и неживая природа"

Цель: расширение   знаний    детей    о весне, формирование обобщённых представлений о весне, как времени года, расширение представлений о живой и неживой приро...

Календарно-тематический план по теме:" Зима. Юные исследователи."

Цель: ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, одежде людей, дикими животными и птицами зимой, элементарными правилами безопасного поведения на участке....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема "Наши защитники"

Календарно - тематическое планирование в старшей группе. Тема "Наши защитники"...

Календарно-тематическое (ежедневное) планирование воспитателя старшей группы

Календарно-тематическое планирование воспитателя старшей группы...