ПРОЕКТ "Осень"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Александровна Лесникова

Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления. На смену жаркому лету приходит прохладная и дождливая осень. Она чувствуется уже во всем. Природа позаботилась о том, чтобы каждый смог увидеть и почувствовать происходящие вокруг перемены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_ona_kakaya_osen_zolotaya_starsh_gr.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №1529 им. А.С. Грибоедова

Образовательный проект в старшей группе.

«Вот она какая осень золотая».

Осень будет аномально жаркой: климатолог удивила прогнозом погоды для  Украины - Главред

Воспитатели:

Лесникова С. А. Бирюкова Е. А.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели.

Вид проекта: информационно - практический, творческий, групповой.

Тип проекта: средней продолжительности - 3 месяца

Проблема:

  • Недостаточное умение высказываться по данной теме. Через данную тему совершенствовать все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связную речь, интонационную выразительность.
  • Недостаточное умение детей отразить свои впечатления о дарах осени в художественно- эстетической и театрализованной деятельности.
  • Недостаточность знаний о признаках золотой осени, слабая активизация в речи слов - прилагательных, характеризующих время года - осень, нежелание работать с природным материалом.

Актуальность проекта

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод... Осень - это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши дети - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Для детей - это возможность взглянуть на мир совершенно другими глазами. Осень - одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой. Знания в этой сфере ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.

Цель проекта: расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения, и творческих способностей детей к природе;

Задачи проекта:

Образовательные:

• формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе;

• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

Развивающие:

• развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

• развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать

 Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять;

• воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать;

• воспитывать интерес к совместной продуктивной деятельности со взрослым и сверстниками.

Предполагаемый результат:

  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
  • Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
  • Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
  • Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
  • Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
  • Чтение наизусть стихотворений об осени.
  • Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом

Продукт проектной деятельности:

Выставка поделок из природного материала «Дары осени», «Вот она какая осень золотая». Осенний праздник

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Этапы работы над проектом

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель.

  • подобрать детскую и методическую литературу, пособия (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры), слайды, атрибуты для сюжетно - ролевых игр;
  • подобрать конспекты НОД по образовательным областям: ПОЗНАНИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО, КОММУНИКАЦИЯ;

Музыкальный руководитель:

  • Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

  • Оформление папок - передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
  • Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Дары осени», «Вот она какая осень золотая».

ІI этап. Практический

Формы реализации проекта:

  • Ежедневные наблюдения во время прогулок за сезонными изменениями, за листопадом.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, слайдов по теме.
  • Проведение НОД по образовательным областям согласно режиму образовательной деятельности.
  • Проведение игр (дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых, театрализованных), игр со стихами, этюдов на имитацию.
  • Чтение художественной литературы по теме.
  • Сбор природного материала.
  • Беседы с родителями, совместное изготовление поделок из природного материала, из овощей, фруктов.
  • Выставки детских рисунков, работ по аппликации, конструированию и ручному труду.

Реализация практического этапа проекта.

Цикл НОД по образовательным областям и разным видам деятельности.

1. ПОЗНАНИЕ

Беседы:

  • «Что такое осень», «Осеннее небо», «Груд осенью», «Ветер за окном», «Осенние заботы животных и птиц», «Как звери готовятся к зиме».

Наблюдение во время прогулки:

  • Как изменилась природа: «Наш цветник», «Цветы осенью», «Насекомые под осенней листвой», «За явлением природы: (туман, ветер, дождь, осеннее небо).
  • НОД: «Осенние хлопоты человека», Путешествие в «Грибное царство», «Осень золотая», «Экскурсия в осенний парк».
  • Рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка). Сбор природного материала.

Просмотр презентаций: 

  • «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Почему ноябрь пегий?» (Сладков).

2. «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Аппликация из листьев 

  • «Палитра осени», аппликация из салфеток «Кленовый лист», «Листопад», «Осенний ковер».

Рисование

  • «Осенний лес», «Осенние листья»

Лепка

  • «Блюдо с фруктами и ягодами», «Грибы», «Овощи для борща», «Грибы для белочки», «Подарки осени»

Конструирование из природных материалов 

  • «Дары осени», «Вот она какая осень золотая».

Игра-соревнование 

  • «Кто больше знает?».

3. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

а) Чтение

«Храбрый опенок» Э. Шим.

«Грибная аптека А.Лопатина.

«Осень» Т. Скребицкий

М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки».

О. Иваненко «Спокойной ночи»,

И. Соколов - Микитов «Листопадничек»

К. Бальмонт «Осень»

И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало...»

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной...»

сказки К. Ушинского «История одной яблоньки»

В. Даль «Война грибов и ягод».

б) Рассматривание картин 

В.Серова «Октябрь»,

«Осенний день» (из серии «Четыре времени года» О. Соловьёвой),

И. Левитан "Золотая осень",

М. Нестеров "Осенний пейзаж",

Е. Волков "Болота осенью",

К. Васильев «Осень», В. Д.

Поленов «Ранний снег», «Золотая осень»,

А.М. Васнецов «Осень»,

И. И. Шишкин «Золотая осень»,

И.И. Левитан «Октябрь», «В лесу осенью».

в) заучивание стихотворений 

И.Мазина «Осень»,

И. Белоусова « Осень»;

г) загадывание и отгадывание загадок по теме «Осень», «Овощи-фрукты», «Грибы»;

4. Игровая деятельность

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Много - мало», «Овощной магазин». Русские народные игры: «Садовник», «У медведя во бору»,

Музыкальные игры: «На улице», «Дождик», Солнышко», «Садовники», «Зайцы», «Яблоки».

Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «В лесу», «Консервный завод», «Зоопарк».

Развлечение для детей «Осень золотая, наша гостья дорогая».

Оформление выставки «Дары осени», «Вот она какая осень золотая».

5. Мероприятия по работе с родителями:

  • Изготовление печатных консультаций по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи», «Здоровье детей осенью»
  • Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок, атрибутов к танцам

Ш этап. Итоговый

  • Оформление совместной с родителями выставки «Осенний калейдоскоп»
  • Осенний праздник

Результаты проекта

В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить, чем же интересна осень. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появилось желание самостоятельно заняться творчеством - сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Ребята познакомились с художественными произведениями осенней тематики, различных видов искусства - музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны.

Стали более умело передавать свои ощущения:

• в своих рассказах;

• в рисунках;

• в музыкально-ритмических движениях. - Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.