Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста: "Откуда к нам хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:

"Откуда к нам хлеб пришел"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятий с элементами исследования с детьми старшего дошкольного возраста:

"Откуда к нам хлеб пришел"

Цель: 

В процессе исследовательской деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о хлебе.

Задачи:

Способствовать развитию познавательно – исследовательской и продуктивной  деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;

Способствовать развитию  умения логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;

Способствовать знакомству  детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

Способствовать  воспитанию уважения к труду взрослых, бережного отношение к хлебу;

Способствовать желанию  делиться полученными знаниями и получать

радость от процесса получения новой информации.

Предварительная работа:

Проведение тематической недели.

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

Чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел”, рассматривание картинок, зерновых культур, знакомство с новыми словами.

 Все о хлебе. Картины иллюстрации, плакат «Хлеб всему голова».

Презентация «Как хлеб на стол пришёл»

 Презентация: “На хлебозаводе”.

Серии картин «дары природы» Книга «Мое Оренбуржье». Альбом о хлебе.

Инсценировка «Легкий хлеб» из книги Театр для малышей.

Экскурсия в хлебный магазин «Весна», на хлебозавод посёлка Тюльган.

Работа с тестом.

Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста.

Выставка хлебобулочных изделий.

Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»

Дидактические  игры   (в группах и парах) – собери цепочку « Как хлеб на стол приходит»; Распредели по группам картинки « Как наши предки выращивали хлеб» и «Как хлеб выращивают сейчас».

Словарная работа: рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.

Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.

Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.

Подготовка к исследованию, материалы:

карандаш;

блокнотик;

зерна пшеницы, ржи; колосья;

ступки для размельчения зерна на каждого ребенка; кофемолка ручная;

мука ржаная и пшеничная;

картинки “от зерна до хлеба”, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий;

карточки последовательности исследования выращивания хлеба.

Проведение занятия.

(с использованием презентации «Как хлеб на стол пришёл»)

Воспитатель: Ребята, кто может мне сказать, как  называется книга?

 “Откуда к нам хлеб пришел”.

А вы хотите узнать, откуда же пришел хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель:

Вот он – хлебушек душистый.

 Вот он – теплый, золотистый,

 В нем – здоровье наше, сила,

 В нем – чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло!

Чтобы узнать, откуда хлеб пришел, мы проведем небольшое исследование. Потом наша задача подготовить сообщение или по научному – доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать, и какими способами?

Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методами исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.

Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о хлебе, а затем прочитать в литературе.

Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – “подумать самостоятельно”, а затем – “посмотреть в книгах”.

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о хлебе?

Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!

Выставляется карточка “спросить у другого человека”.

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у человека, который знает все о хлебе.

Воспитатель: Такой человек называется агроном.

Выставляется карточка “связаться со специалистами”.

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются карточки “посмотреть по телевизору”, “получить информацию у компьютера”.

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку “понаблюдать”.

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, понаблюдать, спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Сбор материала.

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать.

Воспитатель: Но мы еще не умеем писать, а что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения. И еще что-то все-таки можно запомнить.

Этапы исследовательской работы.

Подумать самостоятельно.

Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о хлебе? Где мы покупаем хлеб?

Дети: Хлеб покупаем в магазине. Он бывает белый и темный.

Воспитатель: Почему хлеб разного цвета мы узнаем в ходе нашего исследования. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети: Батон, баранки, сушки, плюшка, пирожки, пирожное, печенье.

Воспитатель: Сделайте свои зарисовки. (Дети делают зарисовки).

Как же появился хлеб у людей? Я предлагаю узнать это из книги.

Посмотреть в книгах.

Воспитатель: У меня в руках “Энциклопедия для дошкольников”. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Люди научились размельчать зерна камнями, и получилась мука, а затем научились выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным, как сейчас.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А, вы, знаете пословицы о хлебе?

Дети: 1. Хлеб – всему голова! 2. Без хлеба – нет обеда! 3. Будет хлеб – будет и песня. 4. Без хлеба не вкусно и не сытно.

Воспитатель: Делаем зарисовки, что узнали из книги. (Дети делают зарисовки). Какой следующий этап исследования?

Воспитатель: Связаться со специалистом.

Воспитатель: Свяжемся со специалистом – агрономом .

Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи.

(Предварительная договорённость с агрономом сельхоз управления)

Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились воспитанники детского сада “Алёнка ”. Мы проводим исследование по теме “Откуда к нам на стол  хлеб пришел”. Что бы вы могли об этом рассказать?

Специалист рассказывает, что хлеб выращивают из зерна. Сажать зерно нужно вовремя, во влажную, теплую землю. Отгадайте загадку, кто в этом помогает: “Какой конь землю пашет, а сена не ест?” (Трактор) Человека, работающего на тракторе, называют тракторист. С началом весны трактора готовят землю для посева зерна. Они землю пашут, боронуют, потом при помощи сеялки сеют зерно. Зерно прорастает, всходы растут, появляются колосья. Теперь главная задача сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит

 Следом вьюга вьет и кружит.

 Летчик сверху всюду – всюду

 Сыпет белый порошок.

Порошок этот от вредителей. Но вот пришла осень, пшеница созрела, пора ее убирать. Отгадайте загадку, кто помогает в этом: “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Ребята, кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: спасибо вам за интересную информацию. Зафиксируйте информацию. (Дети фиксируют новые данные).

Физкультминутка.

Дети изображают росток, а затем колосок.

Колоски золоченые

 На ветру качаются

 На ветру качаются

 Низко наклоняются.

Воспитатель: Какой метод исследования мы не использовали?

Дети: Наблюдение.

Наблюдение.

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.

Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные.  Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку,  из ржи – ржаную темную. Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? (Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.) Поэтому и хлеб получается белым и темным. Попробуем сами сделать муку из зерна. Для этого нужно размельчить зерно. Дети проводят эксперимент изготовления муки собственными руками в ступке. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Теперь попробуем на ручной мельнице. Стало легче, но все ровно долго. Поэтому люди придумали большие мельницы. Давайте сделаем зарисовки, что еще вы узнали. (Дети делают зарисовки.)

Воспитатель: Следующий метод исследования?

Дети: Спросить у другого человека.

Воспитатель: Давайте узнаем информацию у наших гостей.

Вопросы детей: Куда зерно поступает дальше?

Гости: Зерно везут на элеватор.

Вопросы детей: Что там с зерном делают?

Гости: Его там сушат, чтобы оно долго хранилось, просеивают от мусора, калибруют.

Вопросы детей: Что дальше происходит с зерном?

Гости: Затем его везут на мельницу, делают муку.

Ребенок:

Здесь такое с ним твориться,

 В оборот его берут,

 В порошок его сотрут!

Воспитатель: Что это за порошок?

Дети: Мука.

Воспитатель: Человек, который работает на мельнице, называется мельник или мукомол.

Вопросы детей: Что делают с мукой?

Гости: Дальше муку везут в пекарню. Человек, который работает в пекарне, называется пекарь, он из муки делает тесто.

Воспитатель: Спасибо гости вам. Ребята, зарисуйте, то, что вы узнали. (Дети делают зарисовки). У нас осталось еще два этапа, какие?

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Давайте посмотрим фотографии, как убирают хлеб с полей и видеоролик “На хлебозаводе”, как мука превращается в тесто, а потом в хлеб. Внимательно смотрите, потом зафиксируете информацию.

Дети смотрят Презентацию, после просмотра делают зарисовки в блокноте.

Ребенок:

На большом хлебозаводе

 Станет тестом та, мука,

 Хлебу путь теперь недолгий,

 Вот он в булочной на полке,

 Вот уже к тебе на стол

 Он пожаловал – пришел.

Воспитатель: С хлебозавода хлеб попадает в магазин, а затем к нам домой. Появляется блюдо с хлебобулочными изделиями. Длинный путь хлеба от поля до нашего стола.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас несколько детей по желанию, глядя на свои записи, зарисовки сделают доклад.

2–3 ребенка по своим зарисовкам пробуют делать доклад. Затем воспитатель подводит итоги исследования, обобщая записи детей.

Дидактическая игра "Цепочка".  (Дети делятся на группы)

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Воспитатель: Наше исследование подходит к завершению. Ребята, посмотрите на многообразие хлебобулочных изделий, назовите, какой бывает хлеб? (выставку хлебобулочных изделий приготовили родители)

Дети: Пшеничный, ржаной, пышный, мягкий, душистый, аппетитный, хрустящий.

Воспитатель: Много людей работает, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, а одним словом – хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

 Не жалел трудов и сил.

 С огурцами ли, с картошкой

 Надо хлеб съедать до крошки.

РЕФЛЕКСИЯ:

 Работа в группах с дид. материалом « Покажи с помощью картинок как хлеб к нам на стол пришёл».

Чаепитие.

Аннотация к проекту: Тема: «Всё о хлебе»

Провела Пылаева Н.И. ,воспитатель МБДОУ Детский сад «Алёнка» посёлок Тюльган Оренбургская область.                                                                                                                                        Предлагаемый проект проводиться в рамках нравственного воспитания детей дошкольного возраста  программа  «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова М.Е., Васильева М.Е. ,разделы «Социальное развитие», «Познавательное развитие. Мир, в котором мы живем». Может быть реализован с детьми 5 – 7 лет.                                                                                                                                                                                          Проект позволяет расширить представления  детей об одном из ценных продуктов питания – о хлебе; ознакомить с  процессом выращивания хлеба, трудом хлеборобов, технологией выпечки хлеба, многообразием сортов хлеба в наши дни; развивать умение наблюдать, мыслить, сравнивать, анализировать, работать со справочной литературой, Интернет-ресурсами; воспитать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришёл?"

Введение обобщающего понятия "Хлебобулочные изделие" через ознакомление с трудом пекаря....

Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ

Воспитывать  уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...

«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Хлеб-всему голова».

Цель: познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе;объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;закрепить знания детей о долгом пути хлеба...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Откуда пришел хлеб"

Обогащать словарь детей по данной теме, подбирать однокоренныеслова, слова – антонимы, образовывать существительные множественного числа,развивать умение составлять рассказ, делать вывод; соверш...

Открытое занятие с элементами театрализации с детьми старшего дошкольного возраста «НЕРПА – СОКРОВИЩЕ БАЙКАЛА»

         Федеральная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на отбор содержания воспитательно-образовательного процесса с учетом принци...