Консультация Осеннее наблюдение за живой природой
консультация по окружающему миру

Емтыль Мира Хаджибирамовна

Наблюдение за живыми объектами, или за трудом взрослых, дети в силу собственной активности стремятся помочь им: покормить котенка, полить с дворником клумбу и т. д. Дети заняты интересным и полезным делом, учатся доводить начатое до конца, общаться с людьми, будь то взрослые или сверстники, приобретают практическую сноровку.

Не спешите, каждый раз сразу же объяснять малышу что-то, представьте ему возможность самому разобраться. Приучайте исследовать, активно мыслить. Почаще задавайте ему вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennee_nablyudenie_za_zhivoy_prirodoy.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Осеннее наблюдение за живой природой

Первое, с чем встречается ребенок на прогулке,- это природа, с которой его нужно знакомить: помочь понять, полюбить, научить бережно к ней, относиться.

Наблюдение за живыми объектами, или за трудом взрослых, дети в силу собственной активности стремятся помочь им: покормить котенка, полить с дворником клумбу и т. д. Дети заняты интересным и полезным делом, учатся доводить начатое до конца, общаться с людьми, будь то взрослые или сверстники, приобретают практическую сноровку.

Не спешите, каждый раз сразу же объяснять малышу что-то, представьте ему возможность самому разобраться. Приучайте исследовать, активно мыслить. Почаще задавайте ему вопросы.

ЦВЕТЫ.

На лугу, в поле или у цветочной клумбы покажите детям цветы, скажите как они называются, спросите какого цвета листья, цветки. Подведите к самостоятельному выводу: у всех цветов лисья зеленного цвета. В последующих наблюдениях давайте задания: « Отыщи на полянке синие цветы, а теперь желтые, белые, назови белый цветок (ромашка). Отыщи на клумбе анютины глазки, какого они цвета? А где еще анютины глазки?» и т.д.

Дети с интересом рассматривают и называют части  растения:

Цветок- стебель- листья.

Обхватывая головку астры, георгина, ребенок видит: цветок не помещается в ладонях- крупный, пушистый.

ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ.

Удивительные открытия ждут ребенка в огороде. Оказывается, одни овощи открыто красуются на грядках, другие нужно отыскивать в листве.

«балуются, прячутся»,- решает малыш.

      Дети осваивают понятия «форма» (морковь продолговатая, луковица круглая,  кабачок овальный), «цвет», «величина», «характер поверхности» ( репа гладкая, огурец шероховатый, «колючий», картофель твердый, помидор мягкий).  Они пробуют овощи на вкус, спрашивают, какие из них можно есть сырыми,  какие нужно варить. Вспоминают, кто из животных любит грызть морковку, капусту.

Дети хорошо ориентируются во фруктовом саду, могут показать, где растут яблоки, сливы, поведут взрослых к малине, смородине. Каждый с удовольствием  рассказывает, какие фрукты и ягоды он любит, понимает почему нельзя сразу есть плоды и ягоды (не помытыми).

У кустов малины можно рассказать  детям, что в лесу ею лакомятся птицы, медведи, ежи.

 В один из солнечных осенних деньков можно показать детям дары щедрой осени: яблоки зеленные, красные, желтые; сливы фиолетовые, желтые, темно бордовые;  виноград зеленый, желтый, черный и т. д.

Пусть каждый выбирает плод, который привлек его внимание, исследует его и рассказывает о нем: крупный или мелкий, твердый или мягкий, гладкий или шероховатый. За тем попробует его (сладкий, сочный), вдыхает аромат.

      ЛИСТЬЯ, КУСТЫ, ДЕРЕВЬЯ (клены).  

  При легком  ветерке с клена медленно летят крупные, ярко раскрашенные листья. Они кружатся, опускаются на землю и шуршат под ногами. Почему медленно падают? Легкие. Проверь: положи лист на стол и поду на него.

       Дети собирают пестрые осенние листья в букет, составляют из них узоры чередуя по величине, цвету (красный- желтый или желтый- коричневый и т.д.).  Взрослый мастерит детям шапочки, пояса, сумочки, скрепляя черенки между собой.    

         У куста ветки и листья- вот они, совсем рядом, можно потрогать. А у дерева высокий ствол, ветки и листья видны- а не достать. Стволы деревьев бывают толстые и тонкие. Толстое дерево можно обхватить, взявшись за руки   вдвоем или втроем. А тонкий ствол обхватит и один человек. Поиграйте, закрепляя новые знания: « Раз, два, три- к дереву беги! Раз, два, три- к кусту беги!». Организуйте прятки: «Ау! Ищите нас. Мы спрятались за деревом, кустом» и т.д. Озадачьте детей, предложив отыскать самое красивое дерево.

     ЖЕЛУДИ, ШИШКИ.

        На опушке леса, в парке детям нравится собирать шишки, желуди. Рассматривая этот природный материал, ребенок может понять, что значит гладкая и шероховатая поверхность, учится сравнивать: шишка- как ежик; у желудя- шляпка, как у человека. Дети приносят дары леса домой. Покажите, в какие игры можно играть  с ними на детской площадке; по контуру, проведенному  палочкой на песке или мелом на асфальте, выкладывать из шишек сову, чебурашку, из желудей- кораблики, ракеты ит.д.

       ГРИБЫ.

      В густой траве неожиданно показалась шляпка гриба. Не срывайте его. Пусть дети любуются, приходят к нему в гости, наблюдают, как он растет.  Гриб уже выше травы, выглядывает, ждет ребят в гости. Это уже не гриб-великан, гриб-царь (так обогащается словарный запас ребенка). Ножка все выше, шляпка все больше. Можно рассказать, кому из лесных жителей  нужны грибы (в качестве лакомства, запасов на зиму, лекарства). Систематические наблюдения позволяют  детям  отгадать загадку « Шляпка да ножка- вот и весь Антошка».

      А если пришли и не нашли гриб- значит, белочка заметила, утащила к себе на зиму или зайчик обрадовался, полакомился.

       Расскажите, чем питается, как передвигается.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

консультация для родителей "наблюдение за живой природой летом"

материал содержит рекомендации для родителей по наблюдению за живой природой...

Доклад на тему:"Наблюдения за живой природой на прогулке во второй младшей группе"

Подготовила: Остробородовавоспитатель младшей группыВоспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы ...

«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования  помогают методы моделирования и мнемотехники....

наблюдение за живой природой в средней группе осенью

формировать представления детей о живой природе осенью...

Консультация для воспитателей из опыта работы «Как организовать наблюдения в живой природе»

Важным аспектом экологического воспитания являются наблюдения. Познание природы можно только при непосредственном общении с ней, которое происходит, как правило, во время прогулок. Необходимо научить ...