«Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения за живой природой с использованием символов и пиктограмм»
статья по окружающему миру на тему

Старостина Ольга Александровна

Успешно решать задачи экологического воспитания и образования  помогают методы моделирования и мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                «Как помочь ребёнку в создании карт наблюдения

                    за живой природой с использованием символов и пиктограмм»

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему пяти словам – он будет долго и  напрасно  мучиться, но свяжите двадцать таких       слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

      Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании  неразрывности с ней.

     Успешно решать задачи экологического воспитания и образования помогают методы моделирования и мнемотехники. Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание. Цель моделирования в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. 
       В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

    Чтобы  научить детей  связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, я уже не первый год работы использую в своей работе   с младшей  группы –мнемодорожки, а со старшей – мнемотаблицы,  которые  позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

     Особенность данной  методики   заключается в том, что мы   используем не  изображения предметов,  а  графические  символы.  Данная   методика значительно облегчает детям поиск и запоминание  слов, явлений природы, признаков и  развивает основные  психические  процессы  – память, внимание, образное  мышление,  что  помогает овладению  приёмами  работы с мнемотаблицами  и сокращает время обучения.      

     Мнемодорожки и мнемотаблицы   поначалу  служили   дидактическим материалом  по ознакомлению детей  с природой.  Для   детей  младшего и среднего дошкольного возраста были  использованы цветные мнемотаблицы, так как у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, солнышко - желтое, ягодка красная. Для   детей же  старшего дошкольного возраста схему можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

      Вместе с детьми  были созданы   мнемотаблицы   по  уходу  за комнатными растениями, , уход за аквариумными рыбками, посадки семян.

    Обучение строится от простого к сложному. Работу начинала  с простейших мнемоквадратов, затем создавались  мнемодорожки, а позже  -  мнемотаблицы.
        В старшей группе, когда  дети  уже  знали и понимали   что и как  графически можно изобразить,    стали сами придумывать свои символы при составлении   сначала мнемодорожек,  а в подготовительной группе – уже мнемотаблиц.

      Таким образом, использование методов моделирования и мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием технологии "Экспериментирование с живой и не живой природой в процессе игровой деятельности и экологические наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №40Колпинского районагорода Санкт - Петербурга    Конспект занятияс использованием технологии"Эксперимент...

консультация для родителей "Ребёнок и живая природа"

статья о общении ребёнка с живой природой...

Диагностическая карта по теме «Живая природа нашего края» для детей старшего дошкольного возраста.

карта предназначена для проверки знаний детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по музыкальному развитию в подготовительной группе «Мир живой природы» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект НОД  по музыкальному развитию в подготовительной группе  «Мир живой природы» с использованием здоровьесберегающих технологий....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПИКТОГРАММАМИ

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о живой природе через работу с пиктограммами у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в условиях группы к...