Опыты с водой
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Марина Николаевна

опыты с водой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx143.22 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды.

Задачи: расширить представления детей о свойствах воды. Развивать логическое мышление.   Воспитывать интерес к экспериментально - исследовательской деятельности. Ход:

-Сегодня к нам в гости пришёл Буратино, он хочет понаблюдать как мы играем и тоже чему-нибудь научиться. Буратино хочет загадать загадки, ему загадали их его друзья, а он не может отгадать. Поможем???  1)Она по трубам к нам бежит,  

А также в лужицах лежит.  

Она - везде в живой природе,  

И даже в клеточках, в кроссворде! (вода)

2) Меня пьют, Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

3)Чтобы не было беды, Жить нельзя нам без ...(воды).

Демонстрация свойств воды.

Воспитатель: Вода, как настоящая волшебница, бывает очень разной.

Буратино принёс с собой стакан с какой-то жидкостью, а что это ребята?

Воспитатель: Какого она цвета? (бесцветная)    Она бесцветная. А как вы думаете вода имеет запах? (дети нюхают воду в стакане) Ответы (не имеет запаха)

А если я поставлю игрушку, мы её увидим? Значит вода ещё и прозрачная.

Воспитатель: Почему мы видим игрушку? Верно, вода прозрачная

А как вода попала в стакан? (Её налили). Это значит, что она льётся, жидкая.

Экспериментально – исследовательская деятельность детей.

Воспитатель: Ребята , буратино принёс с собой ещё какие-то предметы (болтик металлический, деревянный кубик и краска). Давайте с вами посмотрим, что произойдет с этими предметами, если мы их опустим в воду.

Опускаем болтик, он упал на дно воды. Почему как вы думаете он упал? (потому что он тяжелый). Правильно, он тяжелее воды, поэтому он опустился на дно.

Теперь опустим деревянный кубик. Он всплывает на поверхность.

Почему? (легкий). Верно, дерево легче воды, оно не тонет, а плавает. В третий стакан мы добавим краски. Почему вода стала красного цвета? У воды есть свойство окрашиваться, т. е принимать цвет той краски, которую в неё опустили. А если мы в воду опустим зелёную краску, что будет? (Зелёная).

Физминутка «Буратино»

Ребята, а как вы думаете какой вкус у воды?

Налить в 3 стакана чистую воду. Дать ребёнку попробовать воду на вкус, спросить, какого она вкуса?

Насыпать в один стакан сахар, а в другой соль, размешать и дать попробовать. Спросить: «Какой вкус вода приобрела теперь?»

Объяснение: чистая вода не имеет вкуса, но если в воду что-то добавлять, то вода приобретёт вкус того вещества, которое в неё добавлено.

А если воду вынести на улицу, что с ней произойдёт, во что она превратится?

(Лёд) показ льдинок

Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (проверяют все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой)   Одну — берут в руку, другую — прячут в варежку.   Выясняют, почему льдинка в руке начала таять (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка, лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т.д.).

Итог. Буратино   многому  у нас  научился, он сейчас знает всё про воду. Ему понравилось у нас на занятии, он хочет прийти и на другие занятия. Пригласим

Буратину?…

 Беседа: «Вода»

Цель: Показать значение воды для всего живого. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить. Оборудование и материалы:  

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, поднос с предметами ( шар, кубик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера; картинки: рак, рыба, кит.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает найти отгадку на картинках.

  1. Не кузнец, а с клещами. (рак)
  2. Вильнет хвостом туда- сюда – и нет ее, и нет следа. (рыба)
  3. Через море- океан плывет чудо- великан. Прячет ус во рту, растянулся на версту. (Кит). Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (они все живут в воде).

Воспитатель:

  • Где можно увидеть воду?
  • Как человек использует воду? (вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, питья и т.д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле.

  • Что такое вода? (это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что- нибудь, можно вылить, перелить из одного сосуда в другой).

Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе опытов.

Опыт: Есть ли форма у воды?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на подносах (кубик, шар). Спрашивает: если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят ли они форму? (нет) А вода? Если мы нальем воду в кубик, что с ней произойдет? (она примет форму кубика) А если воду налить в банку? (она при мет форму банки). Дети наливают воду в емкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Вывод:вода формы не имеет.

Опыт: Имеет ли вода цвет, запах, вкус?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладет лист белой бумаги.

  • Какого цвета молоко и бумага? (белого)
  • А вода? Можно ли  про воду сказать, что она белого цвета? (нет)
  • Есть цвет у воды? (нет, она бесцветная)

Воспитатель предлагает детям понюхать воду и ответить на вопрос:  

  • Пахнет ли вода чем- нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет. У нее нет запаха.)
  • А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Кислая? Соленая? (Вода без вкуса, она безвкусная).  

Вывод: вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни запаха, ни вкуса.

Опыт: «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход: 
Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (А ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани. 
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). М ожно окрасить воду при помощи краски?»
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» ( вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?
(камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Опыт со снегом:

Цель: Показать, что снег в тепле тает, т.е. становится водой; что в талой воде есть мусор, она грязная.

Ход:

Воспитатель вместе с детьми на прогулке набирает в снег в ведро, приносит его в группу. После сна они вместе рассматривают ведро и выясняют, что случилось со снегом. Дети определяют, что снег растаял, превратился в воду. Дети видят, что вода грязная и приходят к выводу, что снег нельзя есть, там много микробов, можно заболеть. Этот опыт повторяется несколько раз – детям интересно видеть превращение снега в воду.

Игра- эксперимент «Тает льдинка»

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: Свеча, ложка, лед, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

Ход эксперимента:

Художественное слово:

Однажды зимой бельчонок принес домой  льдинку. Он оставил ее в дупле, на полу, в прихожей, а сам пошел обедать, потом спать. Когда он проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица. Давайте положим кусочек льда на ложку и подогреем над пламенем свечи: (Посмотрите, вот лед. Давайте его подогреем на огне.  

  • Где же лед? Растаял!
  • Во что лед превратился? В водичку!

В прозрачный стеклянный стакан нальем горячую водичку, опустим кусочек льда и понаблюдаем, как быстро он тает. А теперь в теплую, холодную воду опустим кусочки льда и понаблюдаем, как по- разному тает лед в воде разной температуры. Дети делают выводы.

Игра- эксперимент «Рисовальнички»

Цель: выяснить, что краски смешиваются, а не имеют четкой границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги А 4, смоченный водой, краски и кисти.

Ход эксперимента:  

Художественное слово: «Солнце желтое на небе, Красные цветут цветы. В синем море плещет рыбка, Нарисуй все это ты».

Предложить детям окунуть кисточку в одну из красок и осторожно провести им по листу. Спросить, что получилось. Спросить у детей, что будет, если использовать другие цвета. Дать детям поиграть с красками. В конце дети любуются своими художествами.

Игра- эксперимент «Пейте куклы вкусный сок»

Цель: Выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять ее цвет.

Материал: Краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканчики с водой.

Ход эксперимента:

Художественное слово:

Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль- буль потекла водичка.  

  • Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.

Мама открыла глаза и стала ждать, что будет.

  • Открывай! – скомандовал Зайка.

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – желтая, красная, синяя, зеленая. (дети показывают, где какая ).

  • Как красиво! – восхитилась мама.

Воспитатель предлагает детям приготовить для кукол вкусный сок. Но сначала привлекает внимание детей элементом волшебства. (показывает и говорит: «А если опустим в стаканчик с водичкой кисточку с желтой краской, интересно, что получится. Какой сок?

Дети совместно с воспитателем готовят для кукол соки. Затем накрывают на стол, усаживают кукол и угощают напитками.

Красная водичка превратилась в томатный сок, оранжевая- в апельсиновый, желтая – в ананасовый, синяя – в ежевичный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жила-была Водичка…(Первые опыты с водой)

План-конспект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....

НОД в старшей группе. Опыты с водой "Загадочная вода"

Конспект занятия в старшей группе....

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Нод содержит элементы эксперементирования, экологическое воспитание, развитие речи, мозговой штурм....

НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе с 5 до 6 лет

Вашему вниманию предлагается методическая разработка к НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой -очистка воды» в старшей группе, в которой в игровой форме рассказывается об очистке в...

Опыты и эксперименты летом на участке детского сада Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно проводить на прогулке с детьми в детском саду. Описанные опыты можно проводить с детьми 3-7 лет. Данный материал будет интересен воспитателя...