Буклеты и игры с "Гонзиками"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Климкина Ольга Юрьевна

Развиваемся с "Гонзиками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaemsya_s_gonzikami.docx43.64 КБ
Файл buklet_gonziki.docx191.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР «ВОЛШЕБНЫЕ ГОНЗИКИ»:

«ЗНАКОМСТВО»

Чьи огромные глаза

Смотрят прямо на меня?                      (взять Гонзика в руки, посмотреть на него)

Мы на средний пальчик – вот –            (выставить вперёд средний палец)

Надеваем ободок.                               (надеть на палец «глазки»)

Познакомься, мой дружок –

Это гонзик-мужичок!                           (Гонзик кивает детям)

Можно с гонзиком играть:

Прыгать,                                              (Гонзик подпрыгивает на большом, указательном,

                                                            безымянном пальцах и мизинце)

Головой качать,                                   (качать средним пальцем с «глазками»)

Топать, бегать и шагать,                     (все движения по тексту)

Можно сказки сочинять!

 «ЧТО ТАКОЕ ГОНЗИК?»

Мы сейчас расскажем, что такое «Гонзик»:

У него есть глазки, у него есть носик.

Носиком наш Гонзик может рисовать,

Может быстро бегать, полечку плясать.

Всё на свете знает он, и скажу вам честно,

Может Гонзик рассказать сказку интересно.

Он о нотках знает всё, пишет и считает,

А в свободную минутку с вами поиграет!

 «ОДУВАНЧИК». Надеть «глазки» на указательный палец правой руки. Пальцем делать наклоны вправо и влево в такт со словами.

Как воздушный шар на ножке –        (левую руку, широко расставив пальцы, подставить к

Одуванчик у дорожки.                      правой руке, изобразить «пушистый шарик»)

Одуванчик – шарик белый.               (покачивать руками вправо и влево)

Дунул я –                                          (подуть на «одуванчик»)

И улетел он.                                     (пальцы левой руки поднять и показать, как «улетел                                                                               шарик», остаются только «глазки»)

 ПОТЕШКА «ГУСИ-ГУСИ». Надеть «глазки» на средний палец правой и левой руки, остальные пальцы соединить – это «клюв». Читать потешку, раскрывая пальцы, как «клювы гусей». Можно сопровождать речь шумовыми инструментами на слоги «га-га-га» или хлопками в ладоши.

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Пить хотите?

- Да-да-да!

- Гуси, гуси, вот вода!

- Га-га! Га-га! Га-га-га!

 «ЖУЧОК». Надеть «глазки» на средний палец правой руки, слегка приподнять его, остальные пальцы – лапки «жучка». Руки должны находиться на столе. Левая рука вертикально, упирается локтём в стол, ладонь раскрыта кверху, пальцы растопырены – «дерево». Передвигать правую руку, перебирая пальцами по столу: «жучок» ползёт к «дереву».

Вот в лесу жучок живёт.                    

Он на дерево ползёт.                           (Гонзик-«жучок» забирается по левой руке на ладонь)

На листочек он забрался

И тихонько покачался.                         (покачать ладонью левой руки с «жучком»)

 

 

«ЖУК»

Превращаю я дружка

В очень умного жучка.                        (изобразить «жучка»)

Мой жучок играет,

Лапки расправляет.                             (поочерёдно пошевелить пальцами-«лапками»)

Любит наш жучок шутить,

Любит лапками крутить.                      (по очереди выполнять пальцами круговые движения)

Вы, ребята, не зевайте,

Пальцы-лапки укрепляйте!                  (качать «головой жучка» в такт со словами)

Добывает жук еду

На всю дружную семью.

Роет лапкой корешок,                          (по очереди пальцами «копать» поверхность)

Ест он сладкий лопушок.

Если испугается –

Под листик забирается.                        (накрыть «жучка» другой рукой)

 

 

«КОМАРИКИ»

Мы шагаем, мы шагаем, -             (поднимать по очереди по два пальца, на которых нет              

Лапки кверху поднимаем.             «глазок")

Головою повертели,

Оттолкнулись, полетели! -            (оттолкнуться пальчиками и, вытянув вперед "нос  

                                                      комара" - "ЗЗЗЗЗЗЗ", покружить перед собой)

 

 

«ВЕСЁЛАЯ ПЕСЕНКА»

Не стоят на месте ножки, тра-ля-ля!

Мы шагаем по дорожке, тра-ла-ля!           (имитация «шагов» средним и большим пальцем)

Мы попрыгаем немножко, тра-ля-ля!        («прыжки» средним и большим пальцем)

И похлопаем в ладошки, тра-ля-ля!          («хлопки» - быстро соединять и разъединять средний и                                                                           большой пальцы)

Дружно за руки возьмёмся, тра-ля-ля!     (Гонзики соединяют вместе средние и большие пальцы)

И друг другу улыбнёмся, тра-ля-ля!         («хлопки» - быстро соединять и разъединять средний и                                                                           большой пальцы)

 

 

«ЗАРЯДКА»

Раз, два, три, четыре,

Жили Гонзики в квартире.

Рано утром по порядку

Делали они зарядку.                                 (указательный палец с Гонзиком качается вправо-влево)

Раз, два, три, четыре,

Разведём мы руки шире.                           (широко развести в стороны средний и большой пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вместе их сведём опять.                            (соединить средний и большой пальцы)

Каждый пальчик – будто ножка,

Мы шагаем по дорожке.                             (выполнять «шаги» средним и большим пальцем)

Мы наклоны выполняем,

Вниз головку опускаем.                              (указательным пальцем с Гонзиком делаем наклоны)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили играть!                                 (сжимать и разжимать все пальцы)

Пальчики свои встряхнём                           (сжимать и разжимать все пальцы)

И немножко отдохнём.                               (сложить пальцы в кулак)

 «БРАТЬЯ ГОНЗИКИ». Это упражнение на счёт – для индивидуального выполнения, на координацию моторики пальцев рук: с произнесением числа надо показать соответствующее количество пальцев рук (в т.ч. с надетыми на них Гонзиками) в разных вариантах.

Где-то в нашем мире есть

Братья Гонзики. Их шесть.

Ты внимательно смотри:

Братьев ровно три и три.

А быть может, два, два, два.

Нет – один и пять сперва!

«ЗАДОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ». На каждый пальчик надет Гонзик, каждый пальчик по очереди загибается по ходу рассказывания стихотворения:

Этот Гонзик хочет спать,

Этот Гонзик – прыг в кровать,

Этот Гонзик прикорнул,

Этот Гонзик уж заснул.

Встали Гонзики – ура!

В садик нам уже пора.

Поочерёдно показывая пальцы одной руки вместе с Гонзиками:

Гонзик, Гонзик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

А с этим братцем песню пел.

 «ВЕСЁЛЫЕ ГНОМИКИ». Надеть на указательные пальцы обеих рук «глазки», остальные пальцы слегка согнуть и прижать, можно поставить пальцы на стол.

Я весёлый гномик Дима!                     (показать палец правой руки с «глазками»)

У меня подруга Нина!                          (показать палец левой руки с «глазками»)

Дружно вместе мы играем!

Дружно песни распеваем!                   (покачать пальцами обеих рук влево и вправо)

Ручками хлопаем!                               (средние и большие пальцы обеих рук хлопают друг о друга,        

                                                           «аплодируя»)

И ногами топаем!                                (мизинцами и безымянными пальцами обеих рук стучать 

                                                            по столу или коленям, повторить движения со слов):

Ручками хлопаем!

И ногами топаем!                                 (можно играть на музыкальных шумовых инструментах,                                                                        разделив детей на две группы – «гномиков» и «музыкантов»)

 

 

«ЧУДАКИ». Участвуют несколько детей в разноцветных перчатках. На каждую пару – по одному Гонзику.

Ведущий.

Вот разноцветные кусты                     (над ширмой появляются растопыренные пальцы в разноцветных

                                                           перчатках)

Небывалой красоты,

Листиками шелестят,                         (шевелят пальцами)

Сказку рассказать хотят.

«Кто-то, слышите – шуршит,               (дети за ширмой тихо вразнобой говорят и шевелят пальцами)

Шелестит, хрустит, трещит!

Кто-то пробирается,

Торопится, старается!»

Что за «чудики» такие?                        (на ширме появляются «крабики» - «глазки» надеть на                                                                              указательный палец одной руки, соединить большие пальцы                                                                    обеих рук, перебирать остальными пальцами – «лапками»)

Многолапые, смешные,

Глазки удивлённые,

Умные, смышлёные.

Дружно, весело шагают,                      (поднимать поочерёдно пальцы-«лапки»)

Вместе песню напевают:

«Топ, топ, топ,                                     (поочерёдно «шагать» пальцами одной и другой руки)

Шлёп, шлёп, шлёп,                              (соединять подушечки пальцев одной руки с подушечками                                                                         пальцев другой руки – «хлопают»)

Вжик, вжик, вжик,                               («размахивать», как крыльями, пальцами обеих рук вверх-вниз)

Шмыг, шмыг, шмыг!»                           («чудики» по очереди исчезают с ширмы)

 

 

«УЛИТКИ». У каждого ребёнка по одной паре «глазок». На руках разноцветные перчатки.

Ведущий.

А теперь загадка,

Найдёте ли отгадку?

Чьи же это глазки?                               (на ширме появляются указательные пальцы, на которые                                                                        надеты «глазки»)

Из какой вы сказки?

Может, Гонзики смешные?                   (двигать указательным пальцем из стороны в сторону, как бы                                                              «качая головой»)

Может, чудики лесные?                        (то же движение)

Может, вы сороконожки?                      (то же движение)

А ну, пройдитесь по дорожке!

«Мы ползём, ползём, ползём,              (на ширме появляются «улитки» - вытянуть средний палец                                                                     вперёд, рядом с указательным, на котором надеты «глазки»,                                                                 изображая усики улитки; остальные сжать в кулак; другую                                                                     руку сжать в кулак и положить сверху на руку с «глазками» -                                                                   так изображается раковина улитки)

Домик на себе несём.

Так спешили, так бежали,

Вы, ребята, нас узнали?»                      (зрители могут ответить: «Улитки!»)

«Это очень хорошо! –                            (шевелят усиками)

Приползём мы к вам ещё!

А теперь всем – до свидания,

И спасибо за внимание!»                       (медленно исчезают за ширмой)

 «ВОЛШЕБНЫЙ ЗООПАРК»

Я хочу вам рассказать

Про весёлый зоопарк…                          («глазки» надеть на средний палец левой руки)

Там в бассейне долго жил                  

Длинный плоский крокодил.                 (изобразить «крокодила»: средний палец вытянуть, 

                                                              остальные подогнуть, руку плотно прижать к столу)

Мой дружок, не отставай,

Плотно пальцы подгибай!

Кроко-кроко-крокодил                          (кивает в ритме слов «головой»)

Очень медленно ходил,                        («ползёт» по столу)

Проползёт и постоит                             («ползёт», останавливается, можно 2 раза)

Вправо, влево поглядит.                       (средний палец поворачивается вправо, влево)

Знают даже малыши:

С крокодилом не шути!                         (погрозить пальцем правой руки)

И поэтому к нему

Близко я не подойду:                            («крокодил» мотает головой)

Хищник он опасный,                             (постукивает средним пальцем по столу в ритме слов)

Ужасный и зубастый.

Вот большой и толстый слон.                (надеть «глазки» на средний палец правой руки; большой,                                                                       указательный, безымянный и мизинец – изображают «ноги                                                                       слона»; ладонь согнуть «домиком»)

Нетороплив уж очень он.                      («слон» медленно ходит по столу)

Ноги – толстые столбы,

Хобот длинный, посмотри.                   (выполнять средним пальцем круговые движения)

Никуда он не спешит,                           (медленно переставлять свободные пальцы)

Громко хоботом трубит.                        («трубить» хоботом)

Очень слон огромный,

Но по нраву скромный.                         (качать хоботом)

Вот и мишка-медведь,                          (надеть «глазки» на средний палец правой руки, изобразить                                                                     «медведя»: средний палец – «голова», указательный и                                                                               безымянный – «передние лапы», мизинец и большой – «задние                                                                   лапы», на которых медведь стоит)

Может мишка ловко сесть,                   (подогнуть мизинец и большой палец)

Может встать на задних лапах,             (распрямит пальцы)

А передними играть.                             (сближать и разводить указательный и безымянный пальцы,                                                                  двигать ими, стучать по столу одновременно или поочерёдно)

Дело в том, что мишка наш

В цирке может выступать.                     (дать творческое задание детям: как может

                                                              выступать медведь? Упражнение «Мишка-циркач»)

А сейчас, мои друзья,

Страуса покажу вам я.                           (надеть «глазки» на указательный палец левой руки,

                                                              вытянуть палец вперёд; большой и средний пальцы

                                                              изображают ноги страуса, безымянный и мизинец поджать)

А вы не зевайте,

За мною повторяйте.

Страус, хоть и птица,

Но летать боится.                                   («страус» вертит головой, делает вращательные

                                                               движения в ритме слов)

А если испугается –

Головой в песок зарывается.                  (опустить «голову» вниз, спрятать за «ноги»)

Мы напомним ему сейчас:                      (пальчиком правой руки погрозить страусу)

Чемпионом он был не раз,                      (погладить страуса правой рукой)

У страуса сильные ноги –                        (страус показывает ноги, марширует на месте, можно                                                                             помассировать каждую)

Он обгонит кого угодно!                         (страус бегает, затем кланяется, дети хлопают ему)

Вот такой наш зоопарк –

Посмотреть каждый рад.

Приходите, поглядите

И зверей изобразите!

(Творческое задание детям: придумать и изобразить животное, используя Гонзика).

 

 

«ВЕСЁЛЫЕ АССОЦИАЦИИ». Надеть «глазки» на указательные пальцы обеих рук. Читая стихотворение, одновременно рисовать указательными пальцами на столе или в воздухе (либо обводить на бумаге) геометрические фигуры, а потом дорисовывать до нужного предмета. Рисунки получаются симметричными. Одновременное рисование левой и правой рукой развивает связь обоих рук. Кроме того, дети закрепляют знание геометрических фигур и развивают ассоциативное мышление.

Примечание: Гонзики «здороваются», прикасаясь средним пальцем правой руки к большому пальцу левой, и наоборот. 

- Здравствуй, Гонзик!

- Здравствуй, друг.

Нарисуем вместе круг.                       (привести рисунок)

Это лучики у солнца,

Это глазки, это рот.

Обойтись без солнца может

Только разве чёрный крот.

Нарисуем треугольник,                     (привести рисунок)

Сверху ниточку, кружок.

Вот готов колпак для гнома,

Гномик – старый наш дружок.

А теперь квадрат начертим,              (привести рисунок)

Сверху крышу и окно.

В этих домиках всем рады,

Здесь всегда гостей полно.

- А теперь давай, друг Гонзик,

Мы начертим вместе ромбик.            (привести рисунок)

Для хвоста не надо клея -

И запустим в небо змея.

Кто бы нам нарисовал

Ровный, правильный овал?                (привести рисунок)

Он – и буква, он – и цифра,

Он – и овощ, он – и фрукт.

Слива, дыня кабачок… Назови ещё дружок!

 

 «АЗБУКА ДЛЯ ГОНЗИКОВ»

О весёлых Гонзиках будет наш рассказ,

С братцами забавными познакомим вас.          (Гонзики «здороваются» - наклоны всей кистью вперёд)

Всё умели Гонзики: петь и танцевать,

И зарядку делать, весело играть!                     («хлопки» - быстро соединять и разъединять средний и                                                                           большой пальцы)

Только не умели Гонзики читать,

Букв они не знали, но так хотели знать!            (Гонзики «грустят» - указательным пальцем с

                                                                          Гонзиком делать наклоны вперёд)

И решили Гонзики Азбуку купить,

Чтобы поскорее буквы изучить!                         (Гонзики «радуются» - указательный палец с Гонзиком                                                                              делает наклоны вправо-влево)

Азбуку купили, принесли домой.

Очень много букв в ней,

Ой-ой-ой-ой-ой!                                                  (Гонзики «удивляются» - развести в стороны средний                                                                               и большой пальцы)

Надо нам с тобою буквы поделить,

Чтобы было легче буквы изучить.                       (Гонзики «разговаривают» - пальцы с Гонзиками                                                                                         поворачиваются друг к другу)

Посчитали буквы – ровно тридцать три!

Поровну не делятся, что ни говори!                     (Гонзики «пересчитывают» буквы – указательный                                                                                    палец двигается по буквам)

Надо, братец, буквы по цвету разделить –

На красные и синие. Так тому и быть!                 (Гонзики «разговаривают» - обращаются друг к другу)

Младший братец буквы красные достал,

Очень, очень звонко песни распевал:                  (Гонзики «поют» - пальцы с Гонзиками двигаются                                                                                      вправо-влево)

А-а-а, о-о-о, у-у-у!

Только вот досада, только вот беда,

Как же научиться складывать слова?                   (Гонзик «удивляется» - развести в стороны большой и                                                                              средний пальцы)

А второй братишка так доволен был,

Букв согласных много – все он изучил!                (Гонзик «радуется» - «хлопки» средним и большим                                                                                    пальцами)

Только вот досада, только вот беда,

Никак не получаются у Гонзика слова!                 (Гонзик «грустит» - палец с Гонзиком наклоняется                                                                                     вниз)

А давай-ка, братец, мы с тобой вдвоём

Наши буквы вместе сложим – и споём:                 (Гонзики «разговаривают» - обращаются друг к другу)

Ма-ма-ма!

Ля-ля-ля-ля!

Ха-ха-ха!

Стали слоги складывать, а затем слова,               (средним и большим пальцем Гонзики берут каждый                                                                                 свою букву)

Дружба нашим Гонзикам очень помогла.              (Гонзики «радуются» - «хлопки» средним и большим                                                                                 пальцами)

Гласные с согласными ведь должны дружить,

С дружбой можно многое спеть и сочинить!

 

 

«ТАНЕЦ НА СТОЛЕ». Музыкальное сопровождение: р.н.п. «Ах вы сени, мои сени»

Дети сидят за столом, на указательные пальчики каждого ребёнка надеты Гонзики.

  1. Раз, два, три, четыре, пять! (шлёпают ладошками по столу)

Вышли Гонзики плясать.                     (ставят руки на подушечки пальцев)

Они вправо повернулись                     (перебирая пальчиками, поворачивают руку вправо)

И ребятам улыбнулись.                       (покачивают Гонзиком)

Они влево повернулись                       (перебирая пальчиками, поворачивают руку влево)

И ребятам улыбнулись.                       (покачивают Гонзиком)

  1. Раз, два, три, четыре, пять! (шлёпают ладошками по столу)

Стали Гонзики скакать.                       (ставят руки на подушечки пальцев)

Прыг да скок, прыг да скок –               (рука «подпрыгивает» вверх до уровня плеча и

Опустились и молчок.                          опускается на стол. Пауза)

Прыг да скок, прыг да скок –               (то же движение)

Опустились и молчок.

  1. Раз, два, три, четыре, пять! (шлёпают ладошками по столу)

Стали Гонзики шагать.                        (ставят руки на подушечки пальцев)

Выше ножки поднимают –                    (пальчики попеременно «шагают» вперёд: большой–     

Все вперёд они шагают.                      средний, большой–безымянный/ большой–мизинец)

Стоп! На месте остановка!                   (пауза)

Назад все убегают ловко!                    (двигаются назад, перебирая пальчиками так же, как ранее                                                                      вперёд)

  1. Раз, два, три, четыре, пять! (шлёпают ладошками по столу)

Стали Гонзики летать.                         (ставят руки на подушечки пальцев)

Выше-выше полетели                          (поднимают руку, соединяя большой и прижатые друг к другу                                                                  средний, безымянный пальцы и мизинец - «взмах крыльев»)

И на место снова сели.                        (опустились на стол. Пауза)

Выше-выше полетели                           (то же движение)

И на место снова сели.

  1. Раз, два, три, четыре, пять! (шлёпают ладошками по столу)

Гонзикам пора в кровать.                     (ладошки остаются лежать на столе)

Баю-баю-баю-бай –                               (кладут руку с Гонзиком тыльной стороной ладони

Гонзик, Гонзик, засыпай.                     на левую ладонь и покачивают)

Гонзиков своих возьмём                       (снимают Гонзиков с пальцаи кладут в шкатулку)

И в шкатулку отнесём.                          (прикладывают пальчик к губам: «Тсс!»)

 

 

«ВЕСЁЛЫЕ ВСТРЕЧИ». Данные диалоги педагог и родители могут использовать в совместных игровых упражнениях с детьми. Например: вопросы задаёт взрослый, а ребёнок – отвечает, одновременно кивая «Гонзиком». Другой вариант: диалоги исполняют двое или несколько детей. один ребёнок спрашивает, а другие дети с «Гонзиками» на пальчиках отвечают. При этом важно следить за выразительностью речи, правильной интонацией, синхронным движением пальцев, на которые надеты «Гонзики». Взрослые поощряют творчество детей в выполнении движений, выборе интонации в диалоге.

- Здравствуй, Кошечка!                                               - Привет.

- Привет.                                                                     - Что сегодня на обед?

- Что сегодня на обед?                                                 - Ягоды, грибы, орешки -

- Полакала молочка, рыбку съела.                                Поедаю всё без спешки.

- Всё, пока.                                                                 - Здравствуй, Ёжик!

- Здравствуй, Курочка!                                                - Ну, привет.

- Привет.                                                                     - Что сегодня на обед?

- Что сегодня на обед?                                                 - Моя любимая еда:

- Поклевала я пшена                                                      Яблоки, грибы всегда!

  И водичкой запила.                                                   - Здравствуй, Петя-петушок!

- Здравствуй, Лошадь!                                                   Что ты свесил гребешок?

- Ну, привет.                                                               - На заборе я сидел,

- Что сегодня на обед?                                                   Песню солнышку я пел.

- Вот поела я овса, сено пожевала                               - Что же там произошло?

  И на луг зелёный быстро поскакала.                         - В тучи солнышко ушло,

- Здравствуй, Заинька!                                                  Дождь пошёл, и я промок.

- Привет.                                                                     - Бедный, бедный Петушок!

- Что сегодня на обед?                                                 - Котик-котик, где ты был?

- Ем морковку, и капусту,                                            - Мышку я в лесу ловил.

  И кору с деревьев.                                                    - Ты поймал её, дружок?

- Вкусно!                                                                        Убежала под пенёк. Мяу!

- Здравствуй, Мишенька!                                             - Ой ты, Зайка-заинька!

- Привет.                                                                       Что дрожишь ты, маленький?

- Что сегодня на обедед?                                             - По лесочку я бежал

- Мёд у пчёлок одолжил,                                               И Лисичку увидал.

  В речке рыбки наловил.                                            - Что, обидела плутовка?

- Здравствуй, Белочка!                                                - Убежал я очень ловко!

 «УПРАЖНЕНИЕ С РАЗНОЦВЕТНЫМИ ЦВЕТАМИ»

Рано утром красный Гонзик

Вышел солнышко встречать.

К морю синему шёл синий,

С белой чайкой покричать.

Мы с тобой, дружочек, тоже

Покричать как чайки можем.

На луга бежит зелёный,

Чтобы с травкой пошуршать.

На песке следы мы видим,

Там, где жёлтый побывал.

В розах – розовый кого-то

С фиолетовым встречал.

Кто там – повтори, давай,

И по звукам отгадай:

«Му-у», «р-р-р», «мяу»,

«Ко-ко-ко», «ку-ку»,

«Га-га-га», «бе-е»,

«Кар», «ф-ф»…

 «МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

Братья-Гонзики однажды

Стали песню сочинять

И для этого решили

В руки инструменты взять.

Взял смычок со скрипкой – красный,

Жёлтый с синим – барабан,

А зелёный Гонзик славно

Им на флейте подыграл.

Дирижёр был фиолетовый,

Ну а розовый – молчал,

Но потом, собравшись с духом,

Музыкантам подпевал:

«Ту-ту-ту, тара-тара, там,

Тили-лили, тара-тара, там».

Стала скоро песня эта

Самой лучшею на свете.

Слиться в дружном хоре рады

Для души, не для награды,

И поют – и там, и здесь –

У кого в одежде есть

Красный, синий и зелёный,

Жёлтый, розовый и чёрный,

Фиолетовый и белый –

Подходите сюда смело!

Всем – спасибо! И пора

Крикнуть Гонзикам «Ура!»

 «ЛУЧШИЕ НА СВЕТЕ»

Глазо-человечки – это так забавно!

С ними познакомилась я совсем недавно!

С Гонзиками дружно, весело играем:

Руки и фантазию с ними развиваем.

Говорить мы учимся правильно, красиво,

С Гонзиками мир вокруг – яркий и счастливый!

Сколько можно разных воплотить идей,

Можно только взглядом удивить детей!

                                          Гонзиков умело превращают руки

                                          В разные забавные и смешные штуки.

                                          А с каким из них играть – выбирайте сами:

                                          С красными, зелёными, жёлтыми глазами.

                                          И теперь, поверьте, ни за что на свете

                                          Я не позабуду про игрушки эти!

                                          Вам хочу сказать я, дорогие дети,

                                          Гонзики – игрушки, лучшие на свете!

 

«ПАУЧОК»                                                        «СОВА»

Выбрав светлый уголок,                                      На суку я сижу, во все стороны гляжу.

Притаился паучок!                                             - Мышка тут не пробегала?

Тонки сети расставляет,                                    - Нет!

В сети мошек поджидает.                                  - Может, прячется она?

- Мошки, мошки, улетайте,                                - Да!

В сети вы не попадайте!                                    - Полечу, поищу, найду мышку – проглочу!

                                                                          - Мышка, мышка, не зевай,

                                                                            Скорей в норку убегай!

 

 

«ОРКЕСТР ДЛЯ ГОНЗИКОВ»

В Стране чудес огромной есть дивный город-сад!

А как же он зовётся? Я знаю – Гонзикоград.

В нём радостно и дружно одной семьёй живут

Весёлые ребята, их Гонзики зовут.

 

               Однажды раним утром решили вдруг друзья,

               Что без оркестра Гонзикам прожить никак нельзя.

               Вот Гонзики-малышки скорей домой пошли

               И разных инструментов в оркестр принесли.

 

                                Смотрите, вот гитара, вот – флейта, скрипка вот.

                                И погремушку с бубном один малыш несёт,

                                Тарелочки, трещотка и даже маракас

                                И ложки расписные сгодятся про запас.

 

                                                А самый важный Гонзик – он главный дирижёр.

                                                Взмахнув волшебной палочкой, такую речь завёл:

                                                - Садитесь поудобней, любимые друзья,

                                                Возьмите инструменты, ведь нам без них нельзя.

 

                                                                Сыграем дружно польку и марш, и нежный вальс.

                                                                И «Барыня» с «Калинкой» у нас есть про запас.

                                                                Пусть музыку услышит весь славный Гонзикград.

                                                                Нам гром аплодисментов дороже всех наград!

 

 

МАССАЖ В ПАРЕ «СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ». Дети стоят парами друг напротив друга. Все движения выполняются на теле партнёра руками, одетыми в цветные перчатки с «Гонзиками» на них.

Бежали мимо речки                      (Шагательные движения пальцами вверх по рукам  

Смешные человечки,                    партнера)       

Прыгали, скакали,                        (Постукивания по плечам)

Солнышко встречали.                   (Поглаживания щек)

Построили мосток,                        (Руки перед собой, согнутые в локтях, постукивания

И забили там гвоздок.                   кулачками друг о друга)

А потом — бултых — в речку.        (Взяться с партнером за руки «лодочкой» и резко бросить руки вниз)

Где же человечки?                        (Пожать плечами)

 «СКАЗКА ПРО ГОНЗИКОВ»

На планете Гонза жили-были

Гонзики смешные и чудные.

Меж собою все они дружили,

Гонзики чудные и смешные.

Две звезды планету освещали.

Рано утром Гонзики вставали

И вокруг порядок наводили,

И в цветущий сад всё превратили.

А потом все вместе танцевали

И опять планету украшали.

Постоянно Гонзики трудились,

Очень многого они добились.

И у них растёт Цветок Желаний,

Самых сокровенных грёз, мечтаний…

Кто к Цветку Желаний прикасается –

У того желания сбываются!

 «КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

(О планетах Солнечной системы)

Каждый Гонзик загадывает по очереди.

Яркая красавица

Всем планетам нравится.

Утром светится без меры,

А зовут её… (Венера)

                                      Наша Родина - планета

                                      Нежно-голубого цвета.

                                      Здесь живёт моя семья.

                                      Называется… (Земля)

                                                                            Наша спутница – планета

                                                                            Жёлтого, как лютик, цвета,

                                                                            Только ночью нам видна.

                                                                            Называется… (Луна)

Вот четвёртая планета

Красно-огненного цвета,

Воевать заставит нас,

Бог войны – планета… (Марс)

                                                   Он у римлян – главный Бог.

                                                   Шар такой огромный,

                                                   Что в себя вместить бы смог

                                                   Всех планет объёмы. (Юпитер)

                                                                                                        Бог морей зовут меня,

                                                                                                        И планета – тоже я.

                                                                                                        Только нет на ней морей.

                                                                                                        Назови меня скорей! (Нептун)

 

 «ЗАРЯДКА»

Выходит зелёный Гонзик.

Я – весёлый человечек,

И зовут меня Зеленчик.

Я здоровьем дорожу,

На зарядку выхожу.

Сосчитаем до десятка,

Вместе сделаем зарядку.

Раз, два – голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – встать, сесть,

Семь, восемь – наклониться просим,

Девять, десять – прыгай вместе!

Прыгай снова, снова, снова!

Будьте вы всегда здоровы!

 «СПОКОЙНОЙ НОЧИ»

Надеть "глазки" на указательный или средний палец, остальные пальцы - это лапки необычного зверька Гонзика.

Гонзик маленький скакал -           ("подпрыгивают" пальцы, на которые не надеты "глазки")

Головой крутил, -                         (крутить пальцем с "глазками")

Летал! -                                        (махать пальцами без "глазок", как крыльями)

К вечеру совсем устал,

Приземлился, полежал -               (положить всю ладошку на стол)

Когда голову поднял -                   (понять вверх палец с "глазками" и покачать им)

В небе звезды увидал!

Понял Гонзик: "Пора спать".

Лег в цветочек, как в кровать –     (раскрыть пальцы другой руки, как лепестки цветка,              

Цветочек Гонзика качает,              положить на ладошку Гонзика и покачать)

Тихо песню напевает:

"Ложись скорее на бочок.

Спокойной ночи, мой дружок".

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ:

«СОЛНЫШКО ВСТАЛО – УТРО НАСТАЛО!». Взрослый задаёт рифму, а ребёнок, на руку которого надеты Гонзики, подбирает слово.  Если дети затрудняются сразу на слух подобрать рифму, то можно предложить им выбрать картинки с изображением предметов, название которых подходит к рифме.

Педагог: Гонзики, Гонзики – утром оживают!

Гонзики, Гонзики – глазки открывают!

Всем, кого увидят, шлют они привет!

И от вас, ребята, ждут они ответ!

Дети: Ок-ок-ок! Здравствуй, шумный… ветерок!

Ок-ок-ок! Здравствуй, быстрый… катерок!

Ичка-ичка-ичка! Здравствуй, тёплая… водичка!

Ичка-ичка-ичка! Здравствуй, рыжая… лисичка!

Чок-чок-чок! Здравствуй, маленький… сверчок!

Чок-чок-чок! Здравствуй, миленький… бычок!

Онок-онок-онок! Здравствуй, чёрненький… грачонок!

Онок-онок-онок! Здравствуй, шустренький… зайчонок!

Онок-онок-онок! Здравствуй, рыженький… бельчонок!

Онок-онок-онок! Здравствуй, серенький… волчонок!

Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, гордый… жеребёнок!

Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, хитренький… лисёнок!

Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, ласковый… котёнок!

Ёнок-ёнок-ёнок! Здравствуй, маленький… козлёнок!

Ура! Урв! Ура! Здравствуй, шумная детвора!

 

 «ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ!». В игре могут принимать участие взрослый и ребёнок, или двое детей. На руке одного играющего надеты Гонзики, на каждом пальце, у другого – персонажи согласно тексту. Взаимодействие строится в форме диалога.

Педагог: Гонзики, Гонзики – смешные существа,

Гонзики, Гонзики – забавная игра!

Гонзики, Гонзики хотят с тобой дружить,

По утрам всем «Здравствуй!» любят говорить.

Дети: Чок-чок-чок-чок!

Здравствуй, друг наш… жучок!

Чок-чок-чок-чок!

Здравствуй, друг наш… светлячок!

Чок-чок-чок-чок!

Здравствуй, друг наш… морячок!

Чок-чок-чок-чок!

Здравствуй, друг наш… хомячок!

Чок-чок-чок-чок!

Здравствуй, друг наш… Пятачок! (червячок, волчок, каблучок, сачок)

 «ЖИЛИ-БЫЛИ У ГОНЗИКОВ»

Педагог: Гонзики, Гонзики – смешные существа,

Гонзики, Гонзики – забавная братва!

Живут со всеми дружно,

Им не бывает скучно!

Дети: Жила-была у Гонзиков… кошка,

А на цветке сидела… мошка,

В аквариуме плавала… рыбёшка,

А среди игрушек… матрёшка.

Была у них к обеду… ложка,

На книжке у них… обложка,

А на платьице… брошка,

А для музыки… гармошка.

Приходил к ним… Алёшка,

Приходил и Антошка.

На блюдце осталась… крошка,

А по земле бежит… сороконожка.

 СТИХИ НА «ШОК»
Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Грустного ребёнка смогут рассмешить,
С Дедушкой Морозом подарок подарить!
(На обе руки надеты Гонзики. Дети повторяют слоги, и отстукивают заданный ритм)
Дед Мороз принёс мешок -
Шок, шок, шок, шок.
Он наполнен под вершок.
Шок-шок, шок-шок, шок-шок.
Малышу принёс горшок.
Шок-шок-шок, шок-шок-шок.
«Вискас» получил Пушок.
Шок-шок, шок-шок-шок.
Папе дал он ремешок.
Шок-шок-шок, шок, шок-шок-шок, шок.
Ну, а маме - порошок.
Шок-шок-шок-шок, шок-шок-шок-шок-шок.
Деду Пете – посошок,
Шок-шок-шок-шок-шок.
Бабе Вале - корешок.
Шок-шок-шок, шок-шок-шок, шок.
Петушку дал гребешок.
Шок-шок, шок, шок-шок, шок.
И прочёл для всех стишок.
Шок-шок-шок-шок-шок-шок.

 СТИХИ НА «ЧОК»

Гонзики, Гонзики-смешные существа,

Гонзики, Гонзики-забавная братва!

Гонзики умеют сказку рассказать,

Так же смогут быстро спектакль нам показать!

(На одной руке ребёнка надеты Гонзики, а на другой-персонажи из стихотворения. Дети подбирают рифму и по ходу стихотворения показывают действующих лиц)

Жил на свете …паучок,

Сплёл себе он гамачок.

Прилетал к нему… жучок,

Приползал и …червячок.

Забегал и …Пятачок-

Он держал в руке сачок.

Проведал друга …хомячок

Принёс игрушечный волчок.

Все плясали гопачок,

Выставляя каблучок. (пальчиками обеих рук «поплясать»)

Когда дети подобрали рифму, то можно продолжить игру, с отстукиванием ритма и пропеванием, используя Гонзиков. Мелодию поможет подобрать музыкальный руководитель.

Например:

Жил на свете пучок,

Сплёл себе он гамачок.

Прилетал к нему жучок,

Приползал и червячок.

Чок-чок,чок-чок-чок,

Чок-чок-чок,чок-чок.

Чок-чок-чок-чок,чок-чок-чок,

Чок-чок,чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок. (Ритм можно задавать самый разный, в зависимости то возможностей детей по принципу от простого к сложному. Каждый раз, меняя ритм, получается новая песенка).

Забегал и Пятачок -

Он держал в руке сачок.

Проведал друга хомячок

Принёс игрушечный волчок.

Чок-чок-чок,чок-чок,чок,

Чок-чок,чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок,

Чок-чок-чок,чок-чок,чок-чок-чок,чок-чок,

Чок-чок,чок,чок-чок,чок,чок-чок,чок,чок-чок,чок.

 

 

«БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»
Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Превратить большой предмет
Им поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
(Гонзики надеты на одну руку)
Был красный флаг, а стал… (флажок),
Был белый снег, а стал…
Был синий круг, а стал…
Был жёлтый стог, а стал…
В других словах он пошалил,
И вот какие получил:
Берег -…, друг -…,
Сапог -…, рог - …,
Пирог -…, утюг -… .

 

 

«ГОНЗИКИ- СЧЕТОВОДЫ»

Гонзики, Гонзики-смешные существа,

Гонзики, Гонзики-забавная братва!

Считают быстро всё вокруг:

И стол, и стул, и даже, круг!

(Детям предлагается от лица Гонзиков посчитать предметы и правильно назвать. Важно: следить за правильной постановкой окончаний!)

У двух Петрушек по пять …ватрушек.

У дяди Лёни пять ульев, у дяди Пети пять…стульев.

У тети Маши пять коров, у тети Даши пять …столов.

У тёти Лены шесть ножей, у трёх мышек шесть…ушей.

У тёти Даши пять внучат, а у волчицы пять …волчат.

В детсад пришли пять малышей, им нужно пять …карандашей.

Надели дети пять шарфов, у нас есть в группе пять…шкафов.

В зоопарке у зверей Миша видел восемь …змей.

Сочинили мы пять песен, привезли нам восемь…кресел.

У пяти больших дроздов есть десять…крыльев и пять …хвостов.

У пяти красивых кукол есть пять пар красивых …туфель.

Во дворце проходит бал- там полным-полно… зеркал.

Труд астронома весьма непрост – он изучает много…звёзд.

У двух свинок четыре пары …ботинок.

Посадил дед Гриша десять …яблонь и пять …вишен.

Купили для ремонта кафель, а к чаю сто грамм… вафель.

У пяти коров - пять …голов.

У пяти быков - пять …лбов.

У пяти мужиков - десять …кулаков.

У пяти гостей - десять…локтей.

У пяти псов - пять…носов.

У пяти ребяток – десять …пяток.

У пяти малышей - пять…шей.

У всех людей по паре…бровей.

 

«ОТГАДАЙ, ЧТО У КОГО В КАРМАНЕ?»
Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Гонзики любят вопросы задавать,
Быстро сумеют рифму подобрать!
У нашего Антошки в кармане … две картошки.
У нашей кошки в кармане … две брошки.
У нашей свинки в кармане … две картинки.
У нашего кота в кармане … два болта.
У нашего козлёнка в кармане … две пелёнки.
У нашего малыша в кармане … два карандаша.
У нашей малышки в кармане … две книжки.
У нашей матрёшки в кармане … две серёжки.
У нашей Машки в кармане … две шашки.
У нашей мошки в кармане … две крошки и т.д.

 

 

«ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

1 вариант.

Следить глазами за Гонзиком на указательном пальце педагога, который выполняет движения по тексту.

Гонзики пошли гулять,                          (горизонтально вправо-влево)

Стали прыгать и скакать.                      (зигзаги)

Стали веселиться,                                  (круговые движения глаз)

Весело кружиться.

А потом устали                                       (закрыть глаза)

И в кровать упали.

 

 

2 вариант.

Гонзик, посмотри-ка на ребят,              (дети смотрят друг на друга)

Теперь на небо — Там птички летят.   (переводят глаза наверх вслед за «Гонзиком»)

Внизу по травке жук ползет.                 (смотрят вниз)

А слева — деревце растет.                     (смотрят влево)

Направо — алые цветы,                         (смотрят вправо)

Закрыв глаза, понюхай ты.                    (закрывают глаза, делают глубокий вдох)

 

 



Предварительный просмотр:

ОК-ОК-ОК!Здравствуй, шумный …ветерок!

ОК-ОК-ОК!Здравствуй, быстрый… катерок!

ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!Здравствуй, тёплая…

водичка!

ЧОК-ЧОК-ЧОК!Здравствуй, маленький…

сверчок!

ОНОК-ОНОК-ОНОК! Здравствуй,

шустренький… зайчонок!

ОНОК-ОНОК-ОНОК!

Здравствуй, серенький …волчонок!

ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК! Здравствуй,

хитренький… лисёнок!

ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК! Здравствуй,

ласковый… котёнок!

Комарик

Надеть «Глазки» на средний или

указательный палец руки. Вытянуть его

вперёд- это нос комара. Остальные пальцы

опустить вниз и поставить на ладонь

другой руки (или на стол)-это лапки комара

Мы шагаем, мы шагаем – (поднимаем по

очереди по два пальцы, на которых нет

«глазок»)

Лапки к верху поднимаем

Головою повертели – (сделать круговые

движения средним пальчиком, на котором

надеты «Глазки»)

Оттолкнулись, полетели –(оттолкнуться

пальчиками, и вытянув вперёд «нос»)

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ! («комара»,

покружить перед собой).

Ворона

Эй, ворона! - Карр-карр-карр! –

Отдавай наш самовар!

Я попью вначале чаю,

Нам ворона отвечает.

Веселая песенка

Не стоят на месте ножки, тра-ля-ля!

Мы шагаем по дорожке, тра-ла-ля!

(имитация «шагов» средним и большим

пальцем)

Мы попрыгаем немножко, тра-ля-ля!

(«прыжки» средним и большим пальцем)

И похлопаем в ладошки, тра-ля-ля!

(«хлопки» - быстро соединять и

разъединять средний и

большой пальцы)

Дружно за руки возьмёмся, тра-ля-ля!

(Гонзики соединяют вместе средние и

большие пальцы)

И друг другу улыбнёмся, тра-ля-ля!

(«хлопки» - быстро соединять и разъединять

средний и большой пальцы)

Таким образом, благодаря волшебным

«Гонзикам», веселое и смешное

стихотворение может стать словесной

«игрушкой» в руках ребенка, особым

взглядом на мир, выраженный в слове.

Даже ребёнок, имеющий какой-либо

зажим, с удовольствием будет творить,

сочинять, фантазировать!

Использования игрового пособия

«Волшебные гонзики»

Консультации для педагогов и родителей.

          Подготовила воспитатель

Климкина Ольга Юрьевна

Оригинальное учебно-игровое пособие

«Волшебные Гонзики» предназначено

для развития речи, образного мышления,

мелкой моторики, актерских навыков и

других способностей у детей дошкольного

возраста.

В процесс театрализованной деятельности

с «Гонзиками» входят:

- чтение стихов-диалогов по ролям и

выполнение несложных движений

наподобие пальчиковой гимнастики;

- молчаливые игры, основанные на

принципе зеркального отражения (дети

повторяют за взрослым движения

пальчиков, изображают эмоции);

 - игровые упражнения для развития

мелкой моторики;

 - театрализованные упражнения и

сценки.

«Гонзики» научат детей от 2 до 7

лет общаться, обсуждать проблемы,

повторять за взрослым движения и

слова, фантазировать — придумывать

сюжетно-ролевые игры, сказки,

показывать театрализованные сценки.

 Преимущества игрового пособия:

• Доступность и простота в

использовании (можно применять как на

индивидуальных, так и на подгрупповых

занятиях, могут использовать и

родители).

• Помогает в работе над расширением

словаря, связной речи.

• С «Гонзиками» легко

запоминаются стишки, а некоторые

дети и перчатки учатся правильно

надевать.

• Вырабатывается координированность движений пальчиков с речью.

• Появляются свободные движения

тела, без скованности, зажимов.

• Создает положительный

эмоциональный фон, снимает фактор

тревожности, неуверенности.

С «Гонзиками» время не проходит без

пользы, его можно наполнить

увлекательной и полезной игрой.

Игра «Встреча с Гонзиками»C:\Users\Григорий.DESKTOP-75P7SLV\Desktop\qiZdwndcK-Y.jpg

                   

                        На полянке стоит домик.

Что за домик, просто диво!

Все здесь чисто и красиво.

Птицы песенки поют.

В доме Гонзики живут.

 (Дети надевают цветные

перчатки.)

Утром просыпаются

                       

                       

                       

                   

(пальчики растопырить),

Друг другу улыбаются.

(Дети надевают на пальчики «гонзиков».)

Постельки застилают

(плавные движения влево-вправо

кистями рук),

На завтрак накрывают

(ладони «лодочкой»),

А потом идут гулять,

Тем, кто дружен, помогать.

(шагающие движения пальчиками)

Знакомство

Чьи огромные глаза смотрят прямо на меня?

(взять Гонзика в руки, посмотреть на него)

Мы на средний пальчик – вот – (выставить

вперёд средний палец) Надеваем ободок.

(надеть на палец «глазки»)

Познакомься, мой дружок –Это Гонзик-мужичок!

(Гонзик кивает детям)

Можно с Гонзиком играть: Прыгать,

(Гонзик подпрыгивает на большом, указательном,

безымянном пальцах и мизинце)

Головой качать, (качать средним пальцем с

«глазками»)

Топать, бегать и шагать, (все движения по

тексту)

Можно сказки сочинять!

Веселые песенки-рифмовки.

Солнышко встало –утро настало!

Гонзики, Гонзики - утром оживают!

Гонзики, Гонзики - глазки открывают!

Всем, кого увидят –Шлют они «Привет!»,

И от вас, ребята, ждут они ответ!

( Взрослый задаёт рифму, а ребёнок, на руку

которого надеты Гонзики, подбирает слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "В игры играем внимание развиваем!"

Развиваем внимание детей в игре....

буклет "В игры играем - ребенка развиваем"

Буклет для родителей, содержащий практические рекомендации о том, чем занять ребенка дома....

Буклеты "В игры играем..."

Рекомендации для родителей и педагогов...

Буклет "В игры играем - речь развиваем"

В буклете представлены игры, способствующие развитию речи ребёнка....

Буклет "В игры играем - детей развиваем!"

Буклет "В игры играем - детей развиваем!"...

Буклет "В игры играем, представление о форме развиваем".

Первые представления о форме, размерах и взаимном расположении предметов в пространстве ребенок накапливает в процессе игр....