Мастер-класс для педагогов «Интересные опыты с детьми»
материал по окружающему миру

Козырева Светлана Алексеевна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Интересные опыты с детьми»

Провела: Козырева С.А. апрель 2021г

Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые опыты в экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Исследовательская поисковая активность – естественное состояние

ребенка, он настроен, изучать, открывать мир. Это его нормальное,

естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось;

наблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном;

разбирать игрушки, изучая их устройство. Ребенок стремится к знаниям, а

само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы -

«зачем?», «как?», «почему?». Именно в ходе поисково-исследовательской

деятельности удовлетворяется потребность ребенка в познании.

Самой доступной и интересной формой поисково-исследовательской

деятельности является экспериментирование. В повседневной жизни дети

часто экспериментируют с различными веществами. Многие увлекательные

игры-исследования начинаются с таких действий как, измерение глубины

луж и наблюдение бензиновых пятен на луже, переливание воды,

пересыпание песка, шуршание листьями. Все это в значительной мере и есть

проявление любознательности, стремление к исследовательскому поиску. Но

когда ребенок проделывает это один, он не может найти ответы на свои

вопросы и стремление узнать что-то новое порой бывает небезопасно.

Эксперимент, организуемый взрослым и безопасен для ребенка, и

более познавателен. В основу исследовательской деятельности ложится

игровая деятельность. Например, я свои занятия провожу в форме игры –

«Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас

есть младшие и старшие научные сотрудники.

По моим наблюдениям, знания, полученные в ходе эксперимента,

опираются на живой интерес, любознательность, на высокий эмоциональный

подъем.

Опыт № 1. «Липнет – не липнет».

Материалы: скрепки, пуговицы, спички, гвозди.

Рассыпьте на столе различные железные, пластмассовые, деревянные предметы. Посмотрите, какие предметы притягиваются к магниту, а какие нет. Попросить родителей вместе с детьми, к чему магнит прилипает, а к чему – нет. Это занятие надолго увлекает ребенка. Для него настоящее открытие то, что магнит «липнет» к ванне, батарее, трубам, кастрюлям.

Опыт № 2. Мы — фокусники

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан скрепку.

- Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив руки?

Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с

водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло?

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока

не приблизится к поверхности воды. Таким образом, скрепку можно легко

достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и

сквозь стекло, и сквозь воду.

 – Где человек использует это свойство? Благодаря своей способности

притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и

ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и

прокладывать кабель или держать под рукой инструмент. (прокладывание

под водой нефтепровода – используют магнит).

Опыт № 3

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит.

Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Опыт № 4

        Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Опыт № 5          Вдунь шарик в бутылку

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Опыт № 6  Чудесные спички

      Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.                                                      

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Интересные опыты с детьми"

Мастер - класс для педагогов "Интересные опыты с детьми"...

мастер - класс для педагогов "Интересные опыты с детьми"

данный мастер-класс показывает какие опыты с детьми можно проводить на занятиях по ознакомлению с экологией....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию«Интересные опыты с детьми»...

Мастер-класс с педагогами по экспериментальной деятельности «Интересные опыты с детьми»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности  педагогов дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом      ...

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"

Мастер - класс с педагогами по экспериментированию "Интересные опыты с детьми"...

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»

. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми....

Мастер-класс с педагогами «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Интересные опыты с детьми»...