Тематическое занятие в старшей группе "Мы - изобретатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пышкова Светлана Михайловна

Конспект занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 41._zanyatie_my_izobretateli.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие в старшей группе

«Мы – изобретатели»

Цель: познакомить детей с первыми изобретениями Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек-изобретатель», обогатить знание о мире открытий и изобретений; развивать воображение.

Оборудование: старинная шкатулка, песочные часы, иллюстрации : птица, стрекоза, одуванчик, колокольчик, игрушки: самолет, вертолет, колокольчик; иллюстрация парашюта, портрет И. П. Кулибина и изображения с его изобретением-велосипедом, современным велосипедом, автомобилем, салютом, вентилятором; листочки с силуэтом велосипеда по количеству детей, фломастеры или карандаши, 3 линейки одинакового размера, скотч, бусы разноцветные.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, посмотрите, что это такое? (шкатулка)

-Давайте посмотрим, что в нутрии. (воспитатель достает песочные часы. Дети разглядывают песочные часы).

- А как вы думаете откуда взялись такие часы, кто придумал их? (люди)

-Правильно. Кто знает как называют людей, которые придумывают разные полезные вещи? (ответы детей).

-Таких людей называют изобретателями.

-Давным-давно человек был очень близок к природе.

Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!

Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать на природой. Когда-то человек, поранив руку о колючку растения, сообразил сделать и применить в жизни иголку, рыболовный крючок или стрелы) Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)

- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим че-ловеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».

О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:

Каков мастер - такова и работа.

Дерево дорого плодами, а человек - делами.

Умелые руки не знают скуки.

Дело мастера боится.

- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)

- Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? (показывает иллюстрацию летающей птицы)Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) (из коробки педагог достает объемную игрушку-самолет; сравнивают с птицей) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. (показывает иллюстрацию стрекозы)

Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет). (педагог достает из коробки объемную игрушку вертолет; сравнивают со стрекозой).

- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает оду-ванчик.) (ответы детей)

- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики. (показывает иллюстрацию парашюта)

- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) (воспитатель достает из коробки колокольчик) Давайте послушаем колокольный перезвон. (Дети звенят в колокольчик) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

Или:

Колокол колышется,

А звона не слышится.

- И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

А сейчас мы немного отдохнем.

(дети становятся в круг и выполняют движения следуя словам)

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой!

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем!

(После разминки воспитатель подводит детей к стенду)

- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями. (дети рассматривают портрет И. П. Кулибина)

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем.

(велосипед)

Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька.

(автомашина)

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют,

Это праздничный.

(салют)

Я весь день жужжу-жужжу,

Ветерком тебя стужу.

(вентилятор)

- А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей) (Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, раздает каждому ребенку нарисованный силуэт велосипеда). Детям предлагается «дорисовать интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т. д.) Свои изобретения дети вешают на стенд для работ.(при выполнении работы звучит тихо музыка)

Дети рассказывают о своем дополнительном оснащении, которое придумали в ходе рисования.

-Ребята, я тоже хочу стать изобретателем. Но вы должны мне помочь, без вашей помощи мне не обойтись. Я предлагаю сделать нам «калейдоскоп» своими руками. Для этого у меня есть предметы, с помощью которых и сделаем его. (воспитатель рассказывает о наличии необходимых деталей)

(Выполнение работы, где дети насыпают бусы. Воспитатель завершает работу, дети демонстрируют калейдоскоп на деле)

Ребята, какие вы молодцы! Будущие изобретатели!

А кто такие изобретатели?

Скажите, с каким изобретателем вы сегодня познакомились?

Что вдохновляет изобретателей на новые изобретения?

Чем еще мы с вами занимались на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного тематического занятия в старшей логопедической группе "Пасха. Великий день. Светлый день"

 В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия сос...

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

Конспект тематического занятия для старшей группы «В Музыкальном королевстве – осень»

Цель. Углубить представление детей о жанрах музыки, развивать творческие способности детей, исполнительские навыки.Задачи. 1. Учить различать жанры музыки.2. Учить передавать эмоциональное состояние с...

Тематическое занятие в старшей группе "Золотая волшебница Осень"

Занимательное занятие для детей, которое включает все виды музыкальной деятельности: слушание, муз.ритмические движения. игру, пение, танец, игру на муз. инструментах...

«Станица Луковская - прошлое и настоящее" Конспект открытого тематического занятия в старшей группе

Конспект составлен и проведен по реализации проекта "Край ты мой казачий!" Дети рассказывают о своей родной малой Родине - станице Луковской, сравнивают что было раньше и как преобразилась современная...

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Сценарий тематического занятия в старшей группе в честь Дня защитника Отечества "Наша Родина сильна"

Тематическое занятие формирует нравственно- патриотические качества. Воспитывает чувство уважения к Российской Армии, любви к Родине....