Конспект по окружающему миру в старшей группе "Откуда хлеб пришел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курочкина Ирина Юрьевна

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_o_hlebe.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа 2053»

Конспект занятия ознакомление с окружающим

ТЕМА: «Откуда хлеб пришел»

  в старшей группе №1

        Подготовила: воспитатель Курочкина И.Ю.

Москва 2020 г.

Занятие по «Ознакомлению с окружающим» в старшей группе на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: картинки, тарелка с мукой.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

(Молочная каша, белый хлеб, чай)

Воспитатель: А вчера?

(Омлет, булка с маслом, кофе)

Воспитатель: А что было на обед?

(Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)

Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

(Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

(Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

(Мама купила в магазине)

Воспитатель: А, как он в магазин попал, хотите расскажу?

  • Сначала зёрнышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками.
  • Потом вырастают вот такие колоски
  • Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу
  • Там зёрна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками. Какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая).
  • Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб) пекут хлеб, булки.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

(Мука, вода)

Посмотрите, какие нужны компоненты

Давайте их назовём. (Ответы детей).

Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин.

Ребята, а что ещё пекут из муки?

Ответы детей (булки, батоны, пирожки, пирожные).

Молодцы!

На тарелке лежат кусочки булки. Возьмите каждый и попробуйте.

Дидактическая игра: "Сложи правильно"

Цель: разложить и объяснить карточки в правильной последовательности. «Как хлеб на стол попадает»

Сценарий интегрированного досуга «Хлеб - в нём наша сила и здоровье»

Цели:

  • Расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;
  • Изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»;
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарь: каравай, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка, колосья, батон; пашут, сеют, перемалывают, замешивают;

Материалы:

Иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.

Ход досуга

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чём мы будем говорить, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней и полезней нет.

Дети: Хлеб

В группу входит ребёнок, одетый в русский национальный костюм, и вносит каравай.

Воспитатель: Как называется это изделие?

Дети: Каравай.

Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно сказать о нём?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, чёрный, вкусный. Полезный.

Воспитатель: Дети, а какое стихотворение о хлебе вы знаете?

Дети хором читают стихотворение П. Качанова «Хлеб ржаной, батон и булки»

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зёрна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру весёлом зашумят колосья.

Будет урожайная золотая осень.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, как хлеб попадает нам на стол.

(Дети подходят к стенду с картинами. Воспитатель поочерёдно обращает внимание дошкольников на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашетземлю, сеет в землю зерно, самолёт удобряет посевы, комбайн убирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев  ржи, пшеницы и овса.)

Воспитатель: Что делают люди на тракторе?

Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зёрнам в ней было уютно.

Воспитатель: Что делают люди на сеялках?

Дети: Сеют зерно в землю.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зёрна в колосьях были пузатые, упругие, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?

Дети: Нужно чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.

Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.

Дети: Зёрна твёрдые, колоски колючие.

Воспитатель: Что дальше делают с колосками?

Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.

Воспитатель: Зёрна были твёрдые, а мука из них получилась?

Дети: Мягкая.

Воспитатель: А что делают из муки?

Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождём и согретого солнцем, очень полезен для человека.

Физкультминутка

(Дети под музыку выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зёрнышки, а я сажаю вас в землю (дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал, зёрнышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимают руки вверх)

Воспитатель: Дети, а что можно сделать из муки?

Дети: Батоны, буханки, булки, хлебцы, бублики, баранки, кулебяки.

(Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий)

Воспитатель: Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать и их по вкусу.

(Дети пробуют хлебобулочные изделия на вкус)

Воспитатель: Что можно о них сказать?

Дети: Они вкусные, полезные, душистые.

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами пекли изделия из теста.

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя)

Воспитатель:

Ча-ча-ча – наша печка горяча.

Чи-чи-чи – печёт печка калачи.

Чу-чу-чу – будет всем по калачу.

Чо-чо-чо – осторожно, горячо!

Воспитатель: Дети садитесь за столы и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия. (Дети под музыку раскрашивают).

Воспитатель: Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.

Занятие «Откуда хлеб пришёл»

Цель: Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; воспитывать бережное отношение к хлебу; сравнивать с тем, как это делалось в старину.

Материалы к занятию: Колосья ржи и пшеницы. Зёрна пшеничные или ржаные. Мука. Хлеб ржаной(чёрный) и пшеничный (белый). Мучные изделия.

Репродукции картины «На пашне» М.К. Клодта, картины «Сеятель» Г.Г. Мясоедова, картины «Рожь» И.И. Шишкина, картины «Жатва» Г.Г. Мясоедова.

Иллюстрации с изображением мельницы, трактора, комбайна.

Ход Занятия

1. На прошлом занятии мы с вами продолжили наше путешествие в степи.

-Что же мы там увидели? Огромные поля, засеянные пшеницей.

-Почему именно в тех местах с давних времён сажают хлеб? Там очень плодородная почва, поэтому и собирают огромный урожай зерна. Степные районы кормят хлебом всю страну

О том, как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как это происходит сейчас?

2. В наше время выращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины. Придумали эти машины конструкторы, а собрали – рабочие на машиностроительном заводе.

- Что происходит весной на полях? Весной, лишь только оттает и просохнет земля, на полях начинается пахота.

- Чем вспахивали землю в старину? А сейчас? Едет трактор по полю, а ведёт его тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

- Что же дальше?

Теперь можно сеять! К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

- А как сеяли раньше? Покажите.

Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки. Что делать? И вновь на помощь людям приходят машины. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает все сорные травы.

3. Наконец пшеница созрела. Что дальше? Колхозники начинают жатву. Тогда на поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной комбайнёр.

Комбайн – очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зёрна в кузов подъезжающей машины, собирай солому в копны.

- А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите.

- Куда везут готовое зерно? Готовое зерно везут на мукомольный завод.

Мука готова. Что дальше?

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

- Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе столе всегда был вкусный, душистый хлеб? Русская народная пословица гласит: « Не трудиться – хлеба не добиться».

4. Заканчивается занятие чаепитием. На столе угощения: булочки, кренделя, пряники, баранки.

Деятельность детей вне занятий.

Прочитайте детям: Г. Алмазов «Горбушка», Я. Дягутите «Лето» (наизусть).

Тихо встала рожь на цыпочки,                        

Потянулась к небесам.

Лето пёстрое рассыпалось

По полям, по лесам.

Вот ромашки долговязые

С кашкой шепчутся.

А вот

Незабудки синеглазые

Затевают хоровод.

Васильки, как капли брызнули,

Будто небо пролилось.

Набежала туча издали,

Промочила лес насквозь.

Солнце чертит в небе полосы,

Птицы песню завели….

Созревай же, колос к колосу,

Сладкий хлеб моей земли.

Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались,  о чём идёт речь.

Ходит из края в край

Режет чёрный каравай.

(Плуг)

Месяц – новец

Днём на поле блестел,

К ночи на небо слетел

(Серп)

Птица Юрица

На ветер глядит,

Крыльями машет,

Сама ни с места.

(Ветряная мельница)

Всем нужен,

Не всякий сделает.

(Хлеб)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит.

(Трактор)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда таких, как я

Будет целая семья

(Зёрнышко)

Корабль – великан

Не по морю плывёт,

Корабль – великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт.

(Комбайн)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

(Колос).

Занятие на тему:  «Из чего делают хлеб?»

Цель: Начать формировать у детей представление о долгом пути, который проходит хлеб, прежде чем попадёт на стол.

Задачи:

В общих чертах познакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба.

Продолжать понимать смысл условных знаков.

Вызвать интерес к затронутому вопросу.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков, лист бумаги или тарелка, на которой разбирают колос для изучения его строения (у каждого ребёнка).

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой, формирование экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребёнка.

Методические рекомендации:

Во время разбора колоса педагог не стремится опередить словесным описанием практическую работу детей. Учитывая наглядно - образный характер мышления, педагог вначале даёт возможность детям самостоятельно познакомиться со строением колоса, затем предлагает им рассказать, как устроен колос, как лежат в нём зёрна, чем они покрыты. Такой эвристический подход сделает знания более осознанными и прочными.

Воспитатель: Вот вы вчера баловались хлебом. А знаете ли вы, как и из чего его делают? Дети отвечают.

Давайте разберём. Из чего делают хлеб?

Дети: Из теста.

Воспитатель: Из чего делают тесто?

Дети: Из муки.

Воспитатель: Из чего делают муку?

Дети: Из зёрен.

Воспитатель: Откуда берутся зёрна?

Дети: Они вырастают на растении.

Во время беседы выясняется: Чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку из зёрен, а зёрна выращивают в поле. Разбирая вместе с детьми процесс изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки. Для облегчения восприятия материала эти знаки должны быть похожи на реальные объекты. Воспитатель: Помните, мы с вами выращивали на участке пшеницу? Сейчас колоски лежат в мешочке. Давайте рассмотрим, как устроен хлебный колос, а завтра узнаем, как из зёрен сделать муку.

Дети рассматривают колоски, освобождают зёрна от чешуек, вспоминают, как они ухаживали за пшеницей.

Рекомендации: Если в детском саду условий для выращивания пшеницы нет, колоски и зёрна летом можно нарвать в поле или попросить достать родителей.

Воспитатель: Вот мы и узнали, откуда берутся зёрна для получения муки. Всё растение называется «злак». Злаки бывают разные. Завтра мы познакомимся с некоторыми злаковыми зёрнами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по окружающему миру в старшей группе "История возникновения Москвы".

Закрепить знания детей об истории возникновения родного города. Познакомить с основателем родного города....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром подготовительная группа "Откуда хлеб пришел?"

Программное содержание: Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, закрепить представления о том, что  хлеб является ежедневным продуктом питания; рассказать, откуда берется хле...

Конспект по окружающему миру для старшей группы "Откуда хлеб пришёл".

Конспект занятияТема: "Откуда хлеб пришел"  /старшая группа/Составила:Воспитатель: Лобжанидзе Р.Р.Цель: Уточнить и расширить знания детей о выращивании хлеба, об уборке урожая.Ознакомить , к...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (в старшей группе) «Хлеб наше богатство»

Программное содержание:-воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить детей с процессом выр...

"Удивительный космос" Конспект по окружающему миру для старшего дошкольного возраста

quot;Удивительный космос" Конспект по окружающему миру для старшего дошкольного возрастаhttps://nsportal.ru/albom/2020/05/07/udivitelnyy-kosmo...

Ознакомление с окружающим миром На тему: «Откуда хлеб пришел?»

Цель данной работы Сформировать у детей представление о ценности хлеба, уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомить, кто выращивает хлеб, где и из чего; из каких зерн...

План -конспект по окружающему миру в старшей группе на тему " Моя семья"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему "Моя семья"...