Проект "Бумага своими руками" в старшей группе.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Данный проект направлен на создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта, изучить способы создания бумаги в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 

Название проекта.

«Бумага своими руками»

Полное и сокращенное название учебного заведения.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №47

Колпинского района Санкт-Петербурга

ГБДОУ д/с №47

Сведения о руководителе проекта, участниках (Ф.И. возраст воспитанников).

Руководители: Костылева В.В., Киселева Т.А – воспитатели;

Участники:

Воспитанники логопедической группы «Говоруша» 6-7 лет;

Родители  воспитанников;

Музыкальный руководитель – Белоногова Н.Н.;

Учитель-логопед – Токарева И.А.

 Цели и задачи проекта.

Цель:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта, изучить способы создания бумаги в домашних условиях.

Задачи:

  • Формировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
  • Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к бумажным предметам.
  • Способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей, коммуникативного опыта.
  •  Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.

Тип проекта:
исследовательско - творческий проект экологической направленности.

Аннотация проекта (Актуальность и значимость проекта на уровне учебного заведения и социума, личностная значимость, воспитательный аспект, краткое содержание).

Актуальность проекта: 

  Бумага – самый распространенный материал  на Земле. Он хорошо знаком и доступен дошкольникам. В саду и дома ребята активно и не всегда бережно работают с бумагой, не задавая себе вопросов: «Откуда пришла к нам бумага?», «Кто и из чего ее производит?», «Что значит бумага для человека?». Несмотря на то, что дети охотно используют бумагу в своей творческой деятельности, у них недостаточно знаний о многообразии бумаги, ее свойствах. Дети наблюдают, как взрослые расточительно относятся к запасам бумаги, да и сами  зачастую не проявляют должной бережливости (могут выбросить наполовину использованный лист бумаги или картона).  Однако с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются. Поэтому уже с дошкольного возраста нужно дать детям представление о том, что запасы леса не бесконечны, необходимо бережно относиться к бумаге, показать ее значение для людей, и возможность многократного использования бумажной продукции.  Принимая все это во внимание, мы решили, что работа по данной теме будет доступна и интересна нашим воспитанникам, позволит вовлечь детей в активный поиск, а также будет   значима для нашего общества в целом.

Постановка проблемы:

Вдруг такая привычная бумага исчезла. В процессе продуктивной  деятельности в уголке рисования закончилась вся бумага. На просьбы детей пополнить запасы листов для рисования, педагог объясняет, что бумаги больше нет, и предлагает ответить на вопросы: «Где взять бумагу?», «Кто и из чего изготавливает бумагу?», «Чем можно заменить бумагу?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?». Дети оказались в затруднении и не смогли ответить на эти вопросы. Тогда мы решили  в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы об истории появления бумаги и ее роли в жизни человека, о процессе производства бумажной продукции в наше время, а также обратить внимание детей и родителей на необходимость экономного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Предварительная работа:

  • Пополнение РППС по теме проекта: подбор иллюстраций и картинок с изображением бумажной продукции.
  • Подбор дидактических и словесных игр;
  • Создание ленты-алгоритма «Кто бумагу сделал нам» (профессии людей, работающих на производстве бумаги)
  • Создание папки с образцами разных видов бумаги;
  • Создание коллекции бумажных предметов;
  • Консультации для родителей по теме проекта;
  • Привлечение родителей к сбору макулатуры и экспонатов для музея бумаги.

Содержание проекта.

Беседы:

  1. «Что мы знаем о бумаге?»
  2. «Лес – наше богатство»
  3. «Что такое макулатура?»
  4. «Вторая жизнь бумаги»

Размышлялка:

  1. «Что будет, если исчезнут деревья?»
  2. «Как изменилась бы жизнь людей, если бы исчезла бумага?».
  3. «На чем рисовали люди в древности?»

НОД

1. Познание
Тема: Просмотр презентации «Путешествие в прошлое книги»
Цель: Формировать у детей представления об истории создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

активизировать речевую деятельность.

2. Конструирование
Тема: «Мост из бумаги».
Цель: Продолжать формировать конструктивные способности и навыки в процессе действия с бумагой, развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

3. Аппликация
Тема:  «Открытка для мамы».

 Цель: Развитие творческого воображения, навыков работы с изготовленной ранее бумагой, мелкой моторики, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

4. Опытно-исследовательская деятельность
Тема: «Свойства бумаги и картона».
Цель: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой и картоном, продолжать развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, логику.

5. Совместное изготовление бумаги из макулатуры
Тема: «Бумага своими руками»
Цель:  Формировать представление о значении деревьев в жизни людей, дать представление о разнообразии бумаги, закрепить знания о некоторых ее свойствах, формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к деревьям, воспитывать интерес  к экспериментированию.

Подвижные игры:

«Хитрый лис»; «Гори-гори ясно»; «Займи свой домик».

Дидактические игры:

- Д/и «Из чего это сделано?»

Цель: Закреплять и систематизировать представления детей о разных видах материалов, их свойствах и назначении, развивать наблюдательность, внимание, умение делать элементарные выводы, улавливать причинно-следственные связи.

-Д/и «Продолжи ряд»

Цель: Формировать знания детей об алгоритме производства бумаги  (дерево – щепа – масса – рулоны – кипы – бумага), обогащать знания об окружающем мире.

Речевые игры:

«Что можно сделать с бумагой»

Цель: упражнять детей в подборе слов-действий, обогащать лексический запас, активизировать словарь.

«Бумажный, бумажная, бумажное»

Цель: способствовать формированию грамматически правильной речи, развитию слухового внимания.

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Я карандаш с бумагой взял»,

Видерхольц «Стихи про бумажный самолётик»,

В.Г. Валькова, А.Н. Спаль «Книжкин дом»,

В. Морозов «Рассказы о русском лесе»;

Рене Меттле «Большая книга о лесах и деревьях»,

Э. Успенский «Как Вера и Анфиса макулатуру собирали»,

Е. Сосна «Сказка о чистом листе бумаги».

Цель: Знакомить детей с содержанием произведений, побуждать к диалогу с воспитателем о прочитанном, обогащать лексический запас слов и представления об окружающем мире, содействовать формированию у детей разумного, экономного использования бумаги в продуктивной деятельности.

Сюжетно-ролевые игры:
«Экскурсия на бумажную фабрику»

«Магазин бумажной продукции»

Цель: Формировать представления детей о профессиях, связанных с производством бумаги,  о роде их деятельности  (лесоруб, технолог, машинист, лаборант, резчик, варщик, раскатчик-сортировщик). Способствовать формированию ролевого поведения, накоплению социального опыта посредством игровой деятельности.

Индивидуальная и групповая работа:

- конструирование «Глиняные дощечки»

- экспериментирование «Вода и бумага»

- дыхательная гимнастика «Бумажный комочек»

- пальчиковая гимнастика «Мы по лесу шли…»
- рисование восковыми мелками «Лес – душа России»
- индивидуальная работа по развитию речи – упражнения на развитие фонематического слуха.  

Предполагаемый продукт и ожидаемые результаты.

Ожидаемый результат:

Воспитанники:

- Сформированы проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.

- Повысился уровень экологической культуры, воспитанники  рационально, экономично используют бумагу и другие расходные материалы во время игр и занятий.

- Дети заинтересовались историей появления бумаги, стремятся расширить свой кругозор, узнать больше о бумаге, ее свойствах и назначении.

Родители:

-  В семье формируются благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;

- Развивается совместное творчество родителей и детей;

- Растет заинтересованность родителей жизнью группы, появляется желание участвовать в ней.

Педагоги:

- Сформированы заинтересованность и мотивация по вопросам развития у детей инженерно-технических, изобретательских, исследовательских компетенций, интерес к выбору профессий, актуальных для дальнейшего развития нашей страны и региона.

Предполагаемый продукт:

  1. Изготовление бумаги своими руками из макулатуры, собранной родителями.
  2. Изготовление детьми открыток и поделок из бумаги собственного производства.
  3. Представление продукта проекта на выставке, посвященной неделе науки и открытий.

Длительность

 среднесрочный  (4 недели) – с 25 января по 22 февраля

Этапы работы над проектом.

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей по теме.
2. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы по теме проекта, иллюстраций, фотографий.

2 этап

1. Проведение НОД  в группе.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
3. Организация бесед, опытов и экспериментов, просмотров презентаций по теме проекта.

3 этап

  1. Изготовление бумаги своими руками из макулатуры, собранной родителями.
  2. Изготовление детьми открыток и поделок из бумаги собственного производства.
  3. Представление продукта проекта на выставке, посвященной неделе науки и открытий.

Список источников:

1. Энциклопедии из серии «Все обо всем»

2. И. Черныш. Удивительная бумага. М., «АСТ – ПРЕСС», 2000 г.

3. Б. В. Зубков. Книжка про книжку. М., Малыш, 1984 г

4. Интернет-источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ» (старшая группа)

Цель:·         Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;·         ...

Сценарий праздничного мероприятия ко дню старшего поколения « Подари тепло души своей». (для старшей группы)

Сценарий  праздничного мероприятия ко дню старшего поколения « Подари тепло души своей».(для старшей группы)...

Конспект родительского собрания "Ребенок - это зеркало своих родителей!" (старшая группа)

Чтобы добиться хорошего результата в воспитании детей дошкольного возраста, надо работать не только с воспитанниками, но и с их родителями....

Викторина «Знаем ли мы свой город» (старшая группа)

Цель: закрепить имеющиеся представления о родном городе и его достопримечательностях.Задачи: воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к малой родине;развивать любознательность;со...

Конспект занятия «Береги свое здоровье» старшая группа. Тема: Глаза.

Задачи: учить детей с помощью взрослого устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма. Уточнить представление детей о глазах, об  их основном назначении. Развивать у...

Творческий проект "Домашний театр своими руками" ( старшая группа)

Цель проекта: создание условий  для формирования у детей и родителей  интереса к театру и современной театральной деятельности, совместной театральной и продуктивной деятельности.Задачи: 1. ...