Открытое мероприятие для старшей группы "Познавательно исследовательская деятельность - Эксперименты с воздухом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Шаталова Ирина Леонидовна

познакомить детей старшей группы со свойствами воздуха по средствам опытов.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, теплый воздух легче поднимается вверх, воздух перемещает предметы); о способах обнаружения;
  • Формировать понятие «ветер – движение воздуха»;
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, усвоение видеть удивительное в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimenty_svoystva_vozduha.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по эксперементально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Составитель: Шаталова Ирина Леонидовна, воспитатель МБДОУ №34 комбинированного вида «Красная шапочка» Кемеровская область город Междуреченск

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения.

Задачи:

  • познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, теплый воздух легче поднимается вверх, воздух перемещает предметы); о способах обнаружения;
  • Формировать понятие «ветер – движение воздуха»;
  • Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
  • Воспитывать у детей познавательный интерес, усвоение видеть удивительное в окружающем мире.

Оборудование: шарики для надувания; полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка; стаканы с водой; пластмассовые стаканы; трубочки; салфетки; веера; кораблики из бумаги на каждого ребенка; наглядности воздуха и схемы свойств воздуха; звукозапись ветра, емкости для холодной и горячей воды.

Ход занятия

  1. Орг. Момент

- Ребята, сегодня у нас очень интересный и необычный день. Сегодня мы с вами станем настоящими учеными. Очутившись в лаборатории, мы будем проводить опыты, а для начала предлагаю надеть халаты и перчатки. Готовы?

2. Введение в тему

- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда

Мы им дышим без труда

Он без запаха, без цвета

Отгадайте что же это? (воздух)

3.Беседа о воздухе.

- Ребята, а что такое воздух? (Это то, чем мы с вами дышим)

- Зачем нам нужен воздух? (Чтобы дышать. Воздух необходим. Без воздуха мы не можем жить)

- А кто еще дышит воздухом (птицы, насекомые, животные; деревья; цветы)

- А как можно назвать все это одним словом? (Живая природа)

- Воздух имеет удивительные свойства. Чтобы узнать свойства воздуха мы отправимся в лабораторию. Скажите, что такое лаборатория? (Лаборатория – это место где работают ученые, исследователи, они проводят опыты).

- Сегодня мы с вами будем исследователями. Но прежде чем начать работать в лаборатории мы должны вспомнить правила поведения в лаборатории:

- Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

  • внимательно слушать старшего исследователя
  • точно выполнять указания
  • аккуратно работать с оборудованием
  • в конце опытов делать выводы.

- Проходим в лабораторию. (Проходят и встают в круг около доски)

Напоминаю, что, свойства воздуха, мы будем обозначать схемами, и вешать их на доску.  

4. Работа в лаборатории

Дети встают в круг около доски! Посмотрите, какая у нас лаборатория!

Опыт № 1 (воздух - невидимый)

- Давайте, посмотрим вверх, вниз, направо, налево. Кто-нибудь увидел воздух? (Нет)

- Значит он какой – невидимый.

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – невидимый. (Дети повторяют 1-2- человека, потом хором)

Какой схемой мы это свойство обозначим! (Ребенок выбирает) (Зачеркнутый глаз)

Опыт № 2 (Воздух - бесцветный)

- Мы определили 1-ое свойство воздуха – что он невидимый! Имеет ли воздух цвет? Посмотрите вокруг себя! Все предметы мы видим в группе хорощо? Какой воздух? (прозрачный)

Вывод: Какое свойство воздуха мы определили? Воздух бесцветный (Вывешивается схема) (Повторяет 1-2- ребенка, потом все хором)

Опыт № 3 (с пакетами)

- Если воздух невидимый, может быть он где-то прячется? Давайте его поймаем! Возьмите полиэтиленовые пакетики. Посмотрите какой пакет? (прозрачный, прямоугольной формы, пустой). Пакет можно сложить в несколько раз. Пакет пустой.

- Раскрыли пакет и покрутитись с пакетом вокруг себя. Закрыли пакет.

- Что в пакете? (Воздух) Воздух занял все место в пакете.

Что произошло с пакетом? (Он надулся) Пакет изменил форму,

- На что похож пакет?

- Где мы взяли воздух? (Вокруг себя)

- Какое свойство воздуха мы определили: воздух есть вокруг нас

- Теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Что изменилось? (Он опять стал пустым, прозрачным). Какое свойство мы определили: воздух есть вокруг нас. (Вывешивается схема (Воздух есть вокруг нас)

- Повторим воздух есть вокруг нас.

Опыт № 4 (Воздух - безвкусный)

- Так как воздух есть вокруг нас, может у него есть какой – то вкус? Откройте рот и закройте рот. Какой воздух? (Безвкусный)

- Какое свойство воздуха мы определили? Воздух – безвкусный.

Свойство: у воздуха нет вкуса. Воздух – безвкусный (Повторим – хором.)

Опыт№ 5: (Запаха не имеет).

Понюхайте. Чем пахнет.

Свойство воздуха: У воздуха нет запаха

Опыт № 6 (У воздуха нет формы)

- Какие свойства воздуха мы определили?

- Мы определили, что у воздуха не имеет вкуса, цвета, а форма интересно у него есть?

- Давайте определим. Возьмите полоски цветного картона – какой они формы? (прямоугольной). Положите полосочки. А сейчас возьмите в руки воздух. Получилось? (Нет) У воздуха есть форма? (Нет). Какое свойство мы определили?

Вывод: свойство воздуха – у воздуха нет формы. (Выбирают соответствующую схему) Повторяем.

Опыт № 7 (Подуть в соломинку) (Воздух есть внутри нас)

- Ребята мы выяснили свойство воздуха, что у воздуха нет формы н

- Посмотрите, что у меня в руках? (Шарик)

- А что у него внутри? (Воздух)

Внутри шарика есть воздух, а интересно есть ли воздух внутри нас.

- Давайте это проверим.

- Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо. И посмотрим, что произойдет.

- Что происходит с водой? (Выходят пузырьки) Какие это пузырьки? (воздушные) а какие еще пузыри вы знаете? (мыльные) Пузырьки – это выдыхаемый нами воздух.

Вывод: Какое свойство мы определили? Воздух – есть внутри нас.

            Опыт 8 с веером.

- Вы видите в шариках воздух? (Нет он невидимый)

- Можно почувствовать воздух? Как? (Подуть на ладошки, помахать веером). Когда воздух движется что это? (Ветер)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, умеренный, холодный, теплый).

Можно ли создать ветер дома, саду? (с помощью вентилятора, кондиционера, фена, веера.)

- Возьмите веера. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали (Ветер)

- Что такое ветер? (Ветер – движение воздуха)

Опыт 11 кораблики

Какие предметы двигаются при помощи ветра? (кораблик)

- Представим, что это море, Давайте сделаем ветер, чтобы наши кораблики поплыли. подуем на наши кораблики. Что происходит? (Они двигаются) Что такое ветер? Вывод: с помощью ветра могут двигаться предметы.

Предлагаю сделать еще один вывод. Воздух умеет работать? Как воздух умеет работать? Какие предметы помогают воздуху работать?

Ответы детей: пылесос, фен, вентилятор, кондиционер, воздушный шар, насос, автомобильная шина, аэрохоккей, парашют, ветряная мельница, парус у корабля,

Итог:

Встали у доски. Что сегодня исследовали? Повторим свойства воздуха.

 (Читает стихотворение)

Через нос проходит в грудь и обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без воздуха мы жить не можем.

Вот такой у нас воздух.

- А сейчас нам пора на прогулку дышать свежим воздухом.

- Но сначала надо снять спец. одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Система...

Конспект занятия в старшей группе познавательно-исследовательской деятельности "В удивительном мире камней"

Знакомство  с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями....

НОД в старшей группе (познавательно - исследовательская деятельность) на тему «Снеговик вернулся с прогулки»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностив старшей группе (познавательно - исследовательская деятельность)на тему «Снеговик вернулся с прогулки»...

НОД с детьми старшей группы. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух-невидимка»

Формирование представлений о свойствах воздуха, обнаружение воздуха в окружающем пространстве и внутри человека....

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Конспект занятия в старшей группе Познавательно – исследовательская деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, в...

Консультация для родителей старшей группы "Познавательно-исследовательская деятельность в жизни дошкольника".

Консультация (круглый стол) для родителей старшей группы " Познавательно-исследовательская деятельность в жизни дошкольника"....