Главные вкладки

    Конспект интегрированной образовательной деятельности. Возраст детей - старшая группа. Познавательно- исследовательская деятельность. Тема: «Свойства магнита»
    план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

    Жданова Галина Ильинична

    Цель образовательной деятельности:

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Цель эксперимента:

    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_svoystva_magnita.docx35.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ  СОШ №1034 ДО-4 «Лад»

    Конспект  интегрированной образовательной деятельности.

     Возраст детей - старшая  группа.

    Познавательно- исследовательская деятельность.

                                        Тема: «Свойства магнита»

    ist2_5847359-child-in-science-class-with-microscope

                                                                                              Подготовила и провела

     воспитатель высшей  категории

    Жданова Галина Ильинична

    Москва 2016г.                             

    Цель образовательной деятельности:

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

    Цель эксперимента:

    Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».

    2. Продолжать формировать умения самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки,  делать обобщения.

    3.Закреплять знания о прямой и обратной последовательности чисел, умение называть последующее и предыдущее число.

    Развивающие:

    1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.

    2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.

    3. Развивать коммуникативные навыки.

    4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

    2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

    Оборудование:

    железные, пластмассовые, стеклянные,  деревянные, резиновые предметы,  кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы,  рыбки, тарелки для раздаточного материала,  схемы правил поведения в лаборатории,  самодельный «портал» времени, мячик,  иллюстративный материал:  картинки к игре «Четвёртый лишний».

    -на пару детей: банки с водой, стаканы.

    Техническое оснащение: МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук, видеодиск «Лунтик и его друзья».

    Предварительная работа:

    - опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

    Ход образовательной деятельности:

    1.Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня  отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими  Волшебниками.
    Воспитатель: Все встали в круг, взялись за руки, почувствуйте силу каждого из нас и скажем волшебное заклинание:

    По быстрей,  выходим в круг!

    Ты мой друг и я твой друг.

    Друг на друга оглянулись

    Обнялись и улыбнулись.

    2. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.

    -Тогда не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Но вот незадача. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись. Восстановите его.

    - Каких цифр не хватает?

    1…3 4….6 ..5.. 6…8 ..7..

    Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.

    -Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.

    3. Зрительная гимнастика.

    По быстрей,  выходим в круг!

    Ты мой друг и я твой друг.

    Друг на друга оглянулись (глазами)

    Обнялись и улыбнулись.

    Вниз глаза мы опустили

    Землю нашу проводили.

    Глазки вверх, смелей вперёд.

    В волшебный мир портал ведёт.

    Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10 и обратно.

    4. Правила поведения и безопасности при проведении опытов.

    -Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук. Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них:

    Топ- топ! Хлоп – хлоп!

    Вокруг себя повернись

    В маленьких волшебников

    Скорее превратись!

    -Вот теперь мы настоящие волшебники.

    -Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

    1.нельзя ничего пробовать на вкус;

    2.нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой;

    3.! означает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только с взрослыми;

    4.будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

    5. Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

    -А всё ли притягивает магнит?

    -У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:

    -в контейнер, который находится справа от вас, положите все предметы, которые магнит притягивает;

    -в контейнер, который находится слева от вас, положите предметы, которые не реагируют на магнит.

    -Как мы это проверим? (с помощью магнита)

    - Чтобы это проверить, надо провести магнитом над предметами.

    Самостоятельная работа.

    - Приступайте! Расскажите, что вы делали? И что получилось?

    Ответы детей -Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.

    -А  какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).

    - А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «-»..

    Материал.  Притягивается ли магнитом?

    Резина                   -

    Дерево                   -

    Железо                        +

    Пластмасса                 -

    Бумага                          -

    Ткань                               -

    Дети ставят условные значки и формулируют умозаключение.

    -Это 1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.

    6. Физкультминутка (с мячом).

    Игра «Притягивает – не притягивает»

    -Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предмет, а вы ловите, если магнит его притягивает и прячьте руки, если магнит не притягивает.

    7. Легенда о магните.

    -А теперь садитесь на ковёр и послушайте.

    (Звучит музыка).

    -Я расскажу вам одну старую легенду.

    Звучит спокойная музыка.

    -В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

    -Понравилась вам эта легенда?

    -Почему же магнит так назвали?

    8.Д/и «Четвёртый – лишний»

    На полу лежат карточки с рисунками предметов, которые притягивает магнит, и фломастер.

    -Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?

    9. Игра-опыт «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?

    -А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре.

    -Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?

    -А поможет нам в этом удивительная план - карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наше волшебство.

    -Что надо сначала сделать? (налить воды в стакан)

    -Что потом? (бросить скрепку в стакан)

    -А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

    -Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).

    -Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)

    -Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

    -Магнитные силы проходят через стекло.

    10. Игра «Рыбалка».

    Мы с вами тоже своими умелыми ручками можем самостоятельно изготовить игру-забаву с применением магнита. Она называется «Рыболов». Мы сможем и сами поиграть и порадовать малышей и своих младших сестренок, и братишек. Посмотрите на материалы, лежащие на столе, и скажите, как мы их сможем использовать для изготовления игры.
    Конструирование (дети высказывают свои версии, закрепляем последовательность работы, приступаем к изготовлению игры)

    -А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.

    Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.

    -Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

    -Я провел над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась. Значит, магнитные силы проходят через воду.

    -Садитесь на свои места.

    11. Игра-опыт «Волшебный лабиринт».

    Мы продолжаем наше путешествие в стране волшебства.

    Воспитатель: Ой, посмотрите, что тут лежит на полу?
    в конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру. У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.

    Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка
    Давайте повторим ее движения.
    Ребята возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
    Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто «танцует»
    Почему двигается скрепка?
    Ответы детей.

    -Какой мы можем сделать вывод?

    -Магнитная сила проходит через картон.

    -Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

    -Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?

    -Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.

    -Правильно, магнитная сила проходит через разные материалы и вещества. Это 2 свойство магнита.

    12. Зрительная гимнастика.

    -А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.

    А теперь пора прощаться,

    В детский сад нам возвращаться.

    Ребята быстро по местам

    Перемещению старт дан.

    -Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке. Открыли глаза, провели глазками по той длинной дорожке, по которой мы совершили своё перемещение.

    13. Итог образовательной деятельности

    -Где мы с вами были?

    -С какими свойствами магнита мы познакомились? (цепочкой)

    -Магнит притягивает железные предметы.

    -Магнитные силы проходят через разные материалы.

    Воспитатель:

    -Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?

    - Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?

    (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы).

    - Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

    А волшебники за ваши старания прислали вам подарок-диск с мультфильмом «Лунтик и его друзья» о магните. Я приглашаю вас на просмотр мультфильма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

    Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья» с использованием познавательно- исследовательской деятельности (для детей младшего возраста)

    Данная образовательная деятельность формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к трад...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Дед Мороза не боимся» с использованием познавательно- исследовательской деятельности (для детей младшего возраста)

    Цель: Помочь детям понять кто такой Дед мороз, не бояться его.Задачи:Образовательные:- дать знания о добром дедушке, который любит детей и приносит им подарки и праздник Новый год. Приобщать к традици...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

    Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

    конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

    Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...