Главные вкладки

    Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_28.03.08.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно-образовательная деятельность.  Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

    Тема: «Знакомство со свойствами воды»

      Цели:

      Учить детей:

    - находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;

    - находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)

    - анализировать своё эмоциональное состояние и находить его причину.

    Задачи:

    Образовательные: 

    -Формировать у детей представление о трёх состояниях воды.

    - Активизация понятий «вода», «пар», «снег» и «лёд», «град» в речи детей.

    Развивающие:

     -Развивать произвольное внимание.

    -Формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира.

    Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца, клеенки, губки, салфетки по количеству детей; термос с кипятком, стекло, опорные схемы, магнитофон и кассета с записью «Звуки леса».

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Воспитатель: Вы знаете, кто такие волшебники?

    Дети отвечают.

    Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и представьте себе, что у вас в руках – волшебные палочки и сегодня мы, как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

    1. Проведение опытов

    Опыт№1. Посмотрите, что эта за жидкость? По каким признакам вы определили?

                Воспитатель: Посмотрите, что это? (Показывает термос) В термосе у меня кипяток – видите над ним? (пар) . Предположим если я поставлю стекло над  термосом над которым идет пар что произойдет. Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды)

                Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара. Дает детям потрогать запотевшее стекло.) Давайте проверим нашу гипотезу.

                Как вы думаете, пар – это вода или не вода? А где можно увидеть в  природе жизни. Вода превратилась газ пошел пар.

    Дети отвечают.

    Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. В виде чего? (Дождя)

               Опыт№2.Сделайте дождь. Посовещайтесь как можно из этих предметов и воды сделать дождь. (Губки ,вода). Поговорите и покажете через минуту. Дети мочат губки (облако) потом их отжимают (получается дождь).  

            Опыт№ 3      Воспитатель: Что это? (Показывает детям снежки.) А снег – это что? вода или не вода?

    Дети отвечают

    Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах.) Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды. Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (Холодный, белый, хрупкий…) А откуда берется снег?

    Дети отвечают

    Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные кристаллики и попадает на землю в виде снежинок. Как вы думаете, какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?

    1. Физкультурная минутка

              Воспитатель:  попытайтесь представить, что вы –  капельки воды. Послушайте музыку и превратитесь в то состояние воды которое услышите в мелодии. снежинки.

          Включается аудиозапись с песней «Одна снежинка – еще не снег». Свободный танец детей.

    1. Опыты с привлечением детей

    Воспитатель: Подумайте, какой дождик лучше: теплый или холодный?

    Дети отвечают

    Так и с людьми , когда хвалят нас – это как теплый дождик, а когда ругают и делают замечание – для нас это как холодный дождик. Вспомните случаи , когда вы попали под такой «холодный дождик». Что вы тогда почувствовали?

    Рассказы детей.

    Какую пользу принес вам тот холодный дождик? Ответы придумайте по схеме.

    Да… Зато…

    А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и было похоже на теплый дождик.

    Рассказы детей.

    Очень часто дождик кажется нам теплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик. Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим теплым дождичком. Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой).

    Действия детей.

    Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему?

    Ответы  детей.

    1. Обобщение. Работа со схемами

    Воспитатель :Мы поделимся на две команды и по работаем со схемами. Сейчас посмотрим, кого мне нужно похвалить сегодня. Давайте еще раз вспомним, что умеет делать вода, во что она умеет превращаться?

    Дети отвечают.

    Докажите, что снег – это тоже вода.

    Докажите, что пар – это тоже вода.

    Обсудите и ответите через минуту.

       

    Ответы детей.

    Как вы думаете, а если стекло в этом опыте сделать холодным-холодным, тогда что может случиться с капельками пара, когда они с ним столкнутся? Предложите свою гипотезу. Мы не будем сейчас проверять на опыте сделаем на следующем занятии. Версии доводы гипотезы.

      Послушайте историю.

        Саша очень старался на занятии, но у него ничего не получалось. Вдобавок ко всему, когда мальчик уронил карандаши и начал их собирать, воспитательница сделала ему замечание, что он много отвлекается и не успеет закончить рисунок вовремя. В конце занятия воспитательница похвалила Стасика, который помог Саше собрать карандаши, а Саше вообще ничего не сказала. Саша сильно расстроился и стал ворчать себе под нос, что у него никогда ничего не получается.

        После занятия дети пошли играть в игровой уголок. У Стасика не хватило деталей для постройки гаража. Саша подбежал к нему, стал пританцовывать и кричать: «Ха-ха-ха! Так тебе и надо! У тебя ничего не получится! Эх ты, растяпа!»

    Воспитатель: Когда чувства Саши были похожи на «пар»? на «дождик»? на «град»?

    Вместе с воспитателем дети делают вывод о том, когда наши чувства «замораживаются» и превращаются в «град» (в данном случае, зависть). Обсуждается, что в этом случае надо делать (как растопить «лёд»).

    6.Задание на произвольное внимание.

    Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем: мы будем внимательно слушать друг друга,, чтобы наши чувства не успевали превращаться в «град».

    Выбирается ведущий. Дети становятся в колонну и маршируют под музыку (песня «По дороге с облаками»). Впереди идет ведущий. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, передают её по «цепочке» и тотчас её выполняют.  

         7. Упражнение на сплочение группы.

           Воспитатель: Наши «облачка» добрались до леса.

    Включается аудиозапись «Звуки природы».

    Воспитатель: Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес. Представьте, что вы – дерево. Найдите ему место в лесу. Выберите удобное место в группе, где «дереву» удобно качать ветвями, расти вверх и даже танцевать. Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом ему жарко, а зимой холодно, даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Другое дело, когда рядом есть добрые и верные друзья. Подойдите друг к другу. Пусть ваши деревья образуют три рощи. Бережно и аккуратно соприкоснитесь пальчиками-листочками. А теперь давайте изобразим одно сильное и могучее дерево. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный ствол получился у дерева! Его ветви тянутся вверх, переплетаются между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не боится: ни жары, ни дождя, ни снега, ни града.

      Важно понаблюдать, в каком из предложенных образов дети чувствуют себя комфортнее и увереннее.

     8. Выводы и оценка

    Воспитатель: О каких трех состояниях воды мы сегодня узнали? (Твердое – снег и лед, газообразное – пар, жидкое – вода.)

    Какое из трех превращений воды вам понравилось больше всего?

     С каким состоянием воды мы чаще всего встречаемся в обычной жизни? Как вы думаете, на какое состояние воды вы чаще всего похожи? Почему?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

    Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

    Конспект НОД «Познавательно-исследовательская деятельность» с детьми подготовительной группы. Тема: «Юрий Гагарин – покоритель космоса»

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»

    Тема: «Знакомство со свойствами воды»Интеграция образовательных областей:Познание.- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в р...

    Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.Тема "Где прячется здоровье?"

    Цель: учить детей заботится о своем здоровье.Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойств...

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы. Тема. Воздух – смесь газов.

    НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы.Форма организации: экспериментирование.Тема. Воздух – смесь газов.Цель. Формиро...