Картотека опытов во второй младшей группе
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Михайлова Алёна Владимировна

Картотека опытов во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное

бюджетное учреждение «Детский сад № 19 «Хрусталик»

комбинированного вида» г. Минусинска

662606, г. Минусинск, ул. Тимирязева, 3А

Картотека опытов во второй младшей группе

«Эксперименты с различными материалами»

Подготовила: воспитатель

Михайлова А.В.

г. Минусинск, 2022 г.

  1. «Бумага - ее качества и свойства»

Цель: формирование у детей представлений о качествах и свойствах бумаги (цвет, гладкость, степень прочности, толщина, мнется, рвется, режется).
Материалы: Разные виды бумаги, ножницы, емкость с водой.
Ход опыта: Дети рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят, ощупывают ее. Затем воспитатель предлагает смять лист бумаги, разорвать его на несколько кусочков, потянуть - определить, как быстро разрушается целостность листа; разрезать лист ножницами, положить бумагу в емкость с водой.

Вывод: бумага - непрочный материал, легко мнется и режется ножницами, быстро намокает в воде.

2. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель опыта: формирование у детей представлений качествах древесины и ее свойствах (твердость, структура поверхности, степень прочности, бьется, не бьется, тонет, не тонет в воде).
Материалы: деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски.

Ход опыта: Воспитатель показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, из чего они сделаны. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду, пробует переломить его, роняет на пол.

Вывод: древесина – плотный материал, твердый, прочный, плавает на поверхности воды.

3. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: формирование у детей представлений качествах ткани и ее свойствах (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость, мнется, режется, рвется, намокает).
Материалы: образцы хлопчатобумажной ткани 2-3-х цветов, емкости с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет 2 куска одной ткани понравившегося цвета, ощупывает его, мнет, тянет. Один кусок ткани опускает в емкость с водой, сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой.

Вывод: Ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага.

4. «Эксперименты с красками»

Цель: выявление свойства воды и красок, способность красок растворятся в воде и изменять её цвет.

Материалы: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход: Воспитатель наливает в стаканы воду и предлагает детям добавлять в разные стаканчики, разные цвета красок. Чтобы проявить интерес детей, педагог спрашивает, на что похожа вода подкрашенная, например, в красный или желтый цвет.

Вывод: вода – льется, легко растворяет в себе краски и меняет окраску.

5. «Как листики летают по ветру»

Цель: формирование представлений у детей зависимость полета падающего листочка от его величины и формы

Материалы: разноцветные листья разных деревьев

Ход. Опыт проводиться в сухую погоду, в период листопада. Педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружиться. Дети по очереди пускают листики по ветру. Остальные смотрят и оценивают падение листика.

Вывод: крупные листики будут падать медленнее, а мелкие листочки дольше других кружатся.

6. «Узнаем, какая вода»

Цель: формирование представлений у детей о свойствах воды (прозрачная, льется, вода имеет вес).

Материалы: три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья- с водой, окрашенная жидким красителем (фиточай); стаканчики для детей.

Ход. Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две тяжелые, в одной из тяжелых емкостей - окрашенная жидкость. Затем емкости открывают и дети убеждаются, что в первой ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находиться в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчиков.

Вывод: вода переливается из одного сосуда в другой, то есть льется, прозрачная на вид, имеет вес.

7. «У воды нет вкуса и запаха»

Цель: формирование представлений у детей о вкусе и запахе воды.

Материалы: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с соком; стаканчики для детей.

Ход. Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения сок. Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса не ощущает.

Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Если дети ответят, что пахнет, пусть понюхают еще, пока не убедятся, что запаха нет. Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.

8. «Что в пакете»

Цель: формирование у детей представлений о воздухе в окружающем пространстве.

Материалы: полиэтиленовые пакеты.

Ход. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает: почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод: везде вокруг нас находиться воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

9. «Пенный замок»

Цель: знакомство детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материалы: тарелка, трубочки, мыльный раствор, игрушка.

Ход. В небольшую ёмкость педагог наливает немного мыльного раствора, добавляет воды и размешивает. Затем берет широкую коктейльную трубочку, опускает в миску и начинает дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Педагог дает ребёнку трубочку и предлагает подуть сначала вместе с ним, затем самостоятельно.

Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

10. «Наши помощники»

Цель: знакомство с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык — определять вкус, пальцы — определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Материалы: «Чудесная коробочка» (с дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой.

Ход. Педагог предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют.

Вывод: органы чувств имеют свое назначение. С помощью них человек может видеть, слышать, определять вкусовые качества продуктов, запах разных веществ, поверхность предметов.

11. «Что звучит?»

Цель: формирование представлений у детей об издаваемых звуках предмета.

Материалы: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход. За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Вывод: все предметы издают звуки. По этим звукам можно догадаться о том, что это за предмет. Некоторые предметы издают похожие звуки: шелест листвы - шуршание бумаги; переливание воды- шум ручья; стук пальчиками по металлической пластине- стук дождя.

12. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: знакомство детей с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материалы: стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход. Взрослый показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми размешивает краску в воде, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставит на поднос и выносит на улицу, во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

Вывод: вода имеет свойства замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой она находиться, в воде растворяется краска.

13. «Взаимодействие воды и снега»

Цель: знакомство детей с агрегатным состоянием воды (жидким и твердым).

Материалы: мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

Ход. Педагог утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много), затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Педагог просит детей объяснить, как они узнал, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или холодной водой. Дети выполняют это задание - в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Вывод: чем теплее вода, тем быстрее тает снег. Талая вода не прозрачная, грязная. Снег в рот брать нельзя, так как он холодный и грязный, можно заболеть.

14. «Горячо-холодно»

Цель: формирование представлений у детей определять температурные качества веществ и предметов.

Материалы: емкости с водой разной температуры, ванночка.

Ход. Дети рассматривают емкости с водой. Педагог предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой); какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться неприятно, горячей - можно обжечься, надо выбрать теплую); как определить, какая вода в ведерках (потрогать не воду, а емкости; осторожно, не прикладывая руку надолго к ведру, чтобы не обжечься). Вместе с детьми взрослый выясняет, почему емкости имеют разную температуру (в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному). Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Педагог спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной воды и добавить горячей). Дети купают кукол, наблюдают за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли.

Вывод: температура поверхности емкостей зависит от температуры воды, находящейся в ней.

15. «Ветка в вазе»

Цель: формирование представлений у детей важности воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход. Художественное слово

Педагог срезает или подбирает сломанную веточку быстро распускающихся деревьев. Наливает в вазу воду. Вместе с детьми рассматривает веточки и почки на них. После ставит веточку в вазу и объясняет детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Веточки ставятся на видное место. Педагог спрашивает у детей, что произойдет. Дети делают предположения. Каждый день педагог вместе с детьми наблюдает за веточками. Через время почки лопаются и появляются зеленые листочки.

Вывод: вода дает жизнь всему живому. На веточках, поставленных в вазу с водой, через время появляются зеленые листочки.

16. «Сказка о камешке»

Цель: формирование представлений у детей о весе предметов (могут быть лёгкими и тяжёлыми).

Материалы: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход. Художественное слово.

На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал: «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался: «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.

Педагог берет несколько легких предметов, которые могут держаться на воде (например, перышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжелых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Затем вместе с детьми наполняет ванночку или тазик водой. Предлагает детям опустить по одному предмету в воду. При этом педагог комментирует: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».

Вывод: легкие предметы не тонут, а плавают на поверхности воды. Тяжелые предметы опускаются на дно.

17. «Солнечный зайчик»

Цель: знакомство детей с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог с помощью зеркальца ловит лучик и обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д., предлагает поймать убегающего «зайчика». Меняется ролями с детьми: дает им по очереди зеркало, показывает, как поймать луч, а затем встает у стены. Педагог старается «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать.… Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т.д. Вместе с детьми выясняет, откуда берется солнечный «зайчик» и почему его нельзя поймать.

Вывод: лучи солнца, отражаясь в зеркале, создают световые пятна, солнечные «зайчики». Световое пятно от отражения в зеркальце нельзя поймать, нельзя взять в руки.

18. «Как вода гулять отправилась»

Цель: формирование представлений у детей о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материалы: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход. Художественное слово

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Педагог берет поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Наливает воду в небольшой тазик, берет несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Просит по очереди детей опустить губку в воду и показывает, как нужно отжать её в чашку. Педагог набирает воду резиновой грушей и переливает её в другую ёмкостью, ту же самую операцию проделывает со шприцом.

Вывод: воду можно собрать различными предметами.

19. «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Цель: знакомство детей с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной красок.

Материалы: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок.

Ход. Художественное слово

Летом после дождя на небо вышла яркая радуга, она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало и подумала: «Какая же я красивая!». Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Прибежали малыши с кисточками и альбомами, окунали в воду свои кисточки и рисовали картинки. Радуга вдоволь накупалась и улетела за облака. Вода в озере стала прозрачной, а малыши принесли домой красивые и яркие рисунки.

Радуга в воде бывает не только в сказке. Педагог предлагает детям раскрасить воду красками, предлагает окунуть пальчик в красную краску, а затем опустить его в стаканчик с водой. По очереди дети проделывают то же самое и с другими красками. Получится семь стаканчиков, соответствующих цветам радуги. Затем предлагает добавить в окрашенную воду другие цвета для получения промежуточных оттенков.

Вывод: воду можно раскрасить в определенный цвет, добавив в нее краску.

20. «Секретики в песке»

Цель: знакомство детей со свойствами песка.

Материалы: песок, совки, емкость под песок, мелкие предметы

Ход. Педагог прячет в песок разные мелкие игрушки.

Можно спрятать всё в песок,

А потом идти искать,

1, 2, 3 — бери совок.

Постарайся угадать:

Где утёнок, где машинка,

Шарик, палочка, резинка?

Ты копай, копай, копай,

Все находки доставай!

Дети погружают руки в песок и проговаривают свои ощущения (песок тёплый, приятный, ласкает пальчики, сыплется, легко копается). Затем отыскивают названные в стихотворении предметы.

Вывод: песок легко копается, поэтому в земле прячут клады, закапывают «секретики».

21. «Песок сохраняет форму»

Цель: формирование представлений у детей о свойствах мокрого песка.

Материалы: формочки, песок, поднос, вода.

Ход. Дети лепят куличики из мокрого песка, выкладывают их на поднос и убеждаются, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился.

Вывод: мокрый песок сохраняет форму ёмкости, а сухой нет.

22. «Песок не растворяется в воде»

Цель: формирование представлений у детей о свойствах песка, что он не растворяется в воде.

Материалы: стаканы, вода, песок.

Ход. Дети насыпают в стакан 1/3 песка и заливают его водой, перемешивают. Спустя некоторое время (после физкультминутки) дети сливают воду, песок остаётся на дне.

Вывод: песок не растворяется в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека опытов для второй младшей группы

Картотека опытов для детей 3–4 лет Об экспериментальной деятельности как основе для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей.   Песок 1. «Я пеку, пек...

Картотека опытов во второй младшей группе "Космос" 14.04.2019 г.

Цель: формирование представления о космосе.Программное содержаниеОбразовательные задачи:- расширить знания детей о профессии космонавта;- формировать интерес к изучению космоса;- учить образовыва...

Картотека опытов во второй младшей группе

Данная разработка разработана для работы с детьми второй младшей группы...

Картотека опытов во второй младшей группе

Картотека опытов во второй младшей группе...

Картотека опытов во второй младшей группе

Картотека опытов во второй младшей группе...