Эксперементирование "Вулкан" Коспект совместной деятельности.
материал по окружающему миру

Бессонова Ирина Игоревна

 

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Вулканы»

Цель: закрепить знания детей о вулканах, об их строении

Задачи: сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире;

воспитывать положительное отношение к знаниям: развивать познавательную активность

Оборудование:

• картинки с изображением вулканов;

• карта России;

• поддоны;

• сода;

• уксус;

• сухая красная краска;

• моющая жидкость;

• чайная ложка;

• пипетка

• цветок примула

Предварительная работа:

-изготовление макета вулкана

- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов

- чтение детской энциклопедии

Ход :

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём.

2. Мотивация.

– Ребята, мы сделали с вами макет вулкана, но мы не знаем, как сделать его работающим. Давайте с вами попробуем вначале побольше узнать о вулканах?

3. Повторение.

Воспитатель: - Как вы думаете кто такой вулканолог? Слайд №2

- Магма по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный… вулкан Слайд №3

- Что такое вулкан? (Огнедышащая гора) Слайд №4

- Почему эту огнедышащую гору назвали вулкан?

Я расскажу вам легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ” Слайд№5

Слайд№ 6,7

Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Слайд№ 6

Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку. Слайд№ 7

Воспитатель: - Магма поднимается по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется - кратер. Из него на землю изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни. Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него дрожит земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Слайд№8,9

- С таким трагическим событием связан вулкан Везувий. Что произошло много-много лет назад?

Вулкан Везувий стёр с Земли город Помпей. Много людей погибло в ту ночь. Слайд№10,11

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. Слайд№12

- Мы знаем, что вулкан это грозное и опасное для людей природное явление. Помимо всего этого они приносят пользу. Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт- используются в строительстве. В местах распространения вулканов могут выходить на поверхность горячие источники, которые используются для лечения. Слайд№13,14,15,16,17

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. Слайд№18

4. Опыт

Физкультминутка. Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Из чего же нам сделать лаву?. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! На следующей жидкости обозначен особый знак.

Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?

Наблюдаем “извержение “ вулкана.

5. Итог.

- Я для вас приготовили сюрприз- цветок примула.

- На острове Ява на склоне вулкана растёт королевская примула, которая зацветает только накануне извержения вулкана. И местные жители называют его своим спасителем. Говорят, цветок их ни разу не подводил!

- Вулканологи объясняют свойства растения королевской примулы колебаниями вулкана. При этом цветок начинает цвести быстрее. Так что всё по науке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет

В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...

План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое

Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...

«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")

Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.

Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...