Проект Коренные жители Югры
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Батырова Элла Владимировна

Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_yugre.docx396.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска

детский сад № 56 «Северяночка»

Проект

Коренные жители Югры

https://xn--j1aedq.xn--p1ai/img/20220615-092116_id-24-566444.jpeg

Воспитатели: Торгашова Л.В.

Батырова Э.В.

г. Нижневартовск, 2024

Актуальность проекта:

Север- это удивительный край с удивительными народами. Тайга для хантов и манси- это огромный, просторный чум. Они бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. Очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Приобщая детей к национальной культуре народов Севера, мы содействуем воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ своей страны, их культуру и традиции. Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашей страны, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Проблема: В процессе беседы с детьми было выявлено, что дети мало знают о своем крае. Решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе

Цель проекта: Расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.

Участники проекта:

1 Воспитатели, музыкальный руководитель

2. Дети подготовительной группы «В»

3. Родители

Срок реализации:

09.01.-29.02 2024 гг. краткосрочный

Тип проекта:  Познавательный

Проект «Коренные жители Югры»

Что мы знаем.

Что мы хотим узнать.

Что сделаем, чтобы

узнать.

1.Я знаю, что в нашем  краю живут ханты и манси.

2. В лесах нашего края много разных зверей.

3.Столица нашего края –Ханты Мансийск.

4. В нашей реке много разной рыбы.

5. У нас добывают нефть и газ.

6. Ханты живут в чуме.

7. Они ездят на оленях.

1.Чем занимаются ханты и манси?

2. Какую они носят

одежду и как ее шьют и украшают?

4.Что такое чум и нарты?

5.Какими игрушками

играют дети ханты и

манси?

6.Какие у них бывают

праздники?

7.Чем питаются ханты и манси?

8.Как украшают одежду народы Севера?

1.Прочитаем в книгах.

2.Спросим у родителей

3.Рассмотрим картинки в книжном уголке.

4. Найдем информацию в

Интернет

5. Спросим у взрослых.

Реализация проекта.

Подготовительный этап.

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3.Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, красок, альбомные листы, маски для игр, кормушки, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей.

4.Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

5. Подобрать художественную литературу, сборники произведений для чтения, заучивания и рассказывания детям.

6.Подобрать предметные и сюжетные картинки фотография для рассматривания.

7.Подготовить материал для экспериментальной деятельности.

Основной этап.

Познавательная деятельность.

1.Беседы «Ханты и манси – жители Севера», «Леса Югорской земли», «Край болот – Югра родная!»

2.Познавательные сообщения: «А знаете ли вы,

 Что означает название «ханты»? (означает «народ», «человек»).

 Что такое малица?

3 Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?

4 Какими игрушками играют дети ханты и манси?

5 Рассматривание и беседа по набору открыток «Ханты –       Мансийск – столица Югры».

6  НОД « Щедрые дары природы » (познавательное).

7 Просмотр презентаций на мультимедиа «Мой родной край Югра», «Животный мир Югры», «Югра – территория спорта».

Художественно – эстетическая деятельность.

1.Чтение: « Сказки Севера», стихотворение В.Акимов «Гимн Югре», стихотворение

2.М.Шульгина «Хантыйские узоры», сказки народов ханты и манси, легенды народов Севера.

3.Чтение произведений о природе родного края из книги «Буровичок Югорка».

4.Заучивание наизусть стихотворений о птицах, и животных родного края.

5.Заучивание поговорок и пословиц.

Художественно- продуктивная деятельность.

1. Аппликация «Укрась рукавицу».

2. Коллаж «Я живу в Югре»

3. Рисование «Животный мир Югры», «Обведи и раскрась орнамент».

4. Оригами «Птица» ( по схеме).

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Чьи следы», «Назови орнамент», «Угадай птицу по описанию», «Собери картинку», «Назови дерево»

Сюжетно- ролевые игры: «Путешествие по Югре»

Подвижные игры: «Полярная сова и варежки»: закрепить знания о действиях, которые совершают, знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят), развитие общей моторики, слухового внимания.

Исследовательская деятельность:

1.Хантыйские узоры и орнамент: воспитанники рассматривают и устанавливают отличительные особенности национальной одежды

коренных народов родного края.

2. Национальные праздники народов ханты и манси.

 Работа с родителями

1.Сбор информации и подготовка сообщений о коренных народах Югры.

Отчёт о реализации проекта «Коренные жители Югры».

.2  Консультация «Как оформить детский исследовательский проект»

 3 Памятка «Традиционные игрушки детей Югры. Кукла Акань»

В ходе работы по теме «Коренные жители Югры» была установлена проблема: дети мало знают о своем крае, решено познакомить детей с жизнью народов Севера ханты и манси, с

растительным и животным миром, выявить интересующие вопросы детей и через осуществление краткосрочного проекта в группе.

В ходе дальнейшей беседы с детьми мы составили модель трех вопросов «Что мы знаем о своем крае? Что хотим узнать? Что будем делать, чтобы узнать?». Таким образом, мы начали свою работу с осуществления цели: расширение представлений детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развитие познавательных и творческих способностей детей; воспитание уважения к коренным народам Югры, патриотических чувств.

Для достижения цели мы решали следующие задачи:

Познавательное развитие:

 Закрепить и расширить знания детей о родном крае – Югра.

 Познакомить детей с образом жизни народов ханты и манси, культурой, фольклором.

 Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.

 Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

 Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме.

 Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

 Развивать познавательные умения анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.

 Развивать восприятие, память, внимание, логическое мышление, воображение, способность организации действия.

 Формировать бережное, созидательное отношение к природе.

Привлечь воспитанников и родителей к природоохранной акции.

Социально – коммуникативное развитие:

 Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к сотрудничеству.

 Формировать экологически грамотного, безопасного для природы человека.

 Воспитывать чувство гордости и любовь к родной природе.

Речевое развитие:

 Развивать связную речь, умение общаться, чётко и последовательно выражать свою мысль.

 Активизировать словарь по теме проекта, обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

Художественно – эстетическое развитие:

 Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

Развивать у воспитанников наглядно-образное мышление, графические навыки, любознательность, умение организовать свою деятельность в художественно- продуктивной деятельности.

Физическое развитие:

Разучить с воспитанниками новые подвижные игры «Олени и оленевод», «Олени и пастухи», «Каюр и собаки», «Медведь и ягодники», «Полярная сова и евражки».

Результат реализации проекта.

 Подводя итог реализации проекта, мы можем сказать, что

наши воспитанники, имеют представление о природе родного края и богатствах нашего нефтяного края: знают об образе жизни, о приспособленности народов ханты и манси, узнают

национальные орнаменты народов Югры, способны организовать свою деятельность, умеют работать в коллективе сверстников, выслушивать друг друга, приходить на выручку, применять

полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеют исследовательскими умениями: наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы. Мы смогли заинтересовать детей совместно с родителями жизнью коренных народов Югры, пробудили в них уважение к и любовь к родному краю.»

Заключительный этап.   Презентация  проекта – викторина «Коренные жители Югры»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Заселение Сибири и быт первых ее насельников : П. Н Буцинский, дис. д-ра наук. - Харьков, 1889.
  2. История Сибири. Г. Ф - Миллер  М,- Л., 1937.
  3. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера
  4. Народы Северо-Западной Сибири. Н. В Лукина . - Томск, 1994; Лукина, Н. В. Формирование материальной культуры ханты. - Томск, 1985
  5. Нижнее Приобье в I тыс. н. э. / Культура древних племен Приуралья и Западной Сибири. Чернецов В. Н -Томск, 1957.-С. 136-245.
  6. Новые материалы о духах-хозяевах манси / История , Н.И Новикова , археология и этнография Сибири. -Томск, 1979.
  7. Программа поддержки коренных народов Севера
  8. Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм; пер. с нем. - Репринт, изд. 1882 г. - СПб., 2009..
  9. Путешествие к хантам .  У. Т Сирелиус  - Томск, 2001.
  10. Свод мансийского фольклора. А. Регули - Б.м., 1905. Локальным особенностям в обрядности
  11. Стратегия развития культуры в Ханты-Мансийском Автономном Округе-Югра до 2020 года и на период до 2030 года.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Сайт поиска информации www.google.ru
  2. Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа» http://torummaa.ru/ 
  3. Музей человек и природы http://www.ugramuseum.ru/ 
  4. Департамент культуры Ханты-Мансийского Автономного Округа –Югра  http://www.depcultura.admhmao.ru/wps/portal/cult/home/strategy 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"

Конспект экскурсии в краеведческий музей для старших дошкольников...

Конспект НОД "Коренные жители Югры"

НОД "Коренные жители Югры"...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...

Информационно – творческий проект «Коренные жители Югры»

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уж...

Проект "Коренные жители Югры 2024г"

Север - это удивительный край с удивительным наролом. Тайга для ханты и манси - это огромный. просторный чум. Они бережно чтят природу родного края. чтобы сохранить ее для последующих поколений ,Очень...