Конспект занятия по познавательному развитию № 19 в средней группе Тема: «Лесные обитатели – звери»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию

в средней группе «Лесные обитатели – звери»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19_lesnye_obitateli_-_zveri.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 19

в средней группе

Тема: «Лесные обитатели – звери»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: продолжать формирование у детей представления о диких животных. 

Программное содержание: дать детям представление о способах подготовки лесных зверей и птиц к зиме; учить анализировать, делать выводы, соблюдать правила безопасности; развивать речь.

Предварительная работа:  прочитать детям: Г.Скребицкий «Заяц», Н.Сладков «Лиса и мышь», «Белкин мухомор», «Заячьи носогрейки».

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением диких животных (пары – волк – лиса, олень – косуля, мышь – хомяк, белка – бурундук, норка – куница, енотовидная собака – барсук; заяц, лось); изображение заячьих следов; 10 карточек с изображением синичек; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о диких животных.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Игра «Найди пару»

2 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Рассказ

О лесных зверях

3 мин

2

Работа с пособием

«Расскажи, что делает дедушка»

2 мин

3

Работа с пособием

«Все ли правильно на рисунке?»

2 мин

4

Физкультминутка

«Айболит»

2 мин

5

Беседа

3 мин

6

Работа с пособием

«Помоги мамам найти своих детенышей. У кого сколько детей?»

2 мин

7

Работа с пособием

«Обведите зайцев синим карандашом, а зверей – красным»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог. Загадки

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

- В прошлый раз мы гуляли с вами в парке, а сегодня снова отправимся в гости к старичку-лесовичку в лес. Он обещал показать нам, что зимой в лесу делается.

Игра «Найди пару»

Воспитатель предлагает детям изобразить лесных зверей и найти себе пару – зверей, которые похожи друг на друга (например: лиса – волк, олень – косуля, мышка – хомячок, белка – бурундук, норка – куница и т.д.).

Выполняя задание, дети попадают в затруднение – особенно те, у кого на картинках медведь, заяц и пр.

Решение воспитатель предлагает найти самим детям после рассказа о лесных зверях.

II. Основная часть

1. Рассказ о лесных зверях

- Тихо. Снег по пояс. Смотрите, чьи-то следы (покажите детям изображение заячьих следов). Остановился косой у дерева, на задние лапы встал, кору обгрызает. Голодно зайцу зимой. Кора да мелкие ветки – вот и вся еда. Вдруг насторожился заяц и наутёк!

- Что помогло зайцу заметить опасность? (Большие, чуткие уши.)

- Кого испугался заяц? (Лису.)

- Но нелегко догнать косого. Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Задние ноги у него сильные и длинные, намного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних оказались. Бежит заяц, петляет. Но если всё настигнет его враг, то и тут задние ноги помогут. Подумайте как.

- Ложится заяц на спину и начинает отбивать задними лапами. Покажите.

- Иногда в лесу на зайцев охотники ставят капканы. Вот попался заяц, охотник его из капкана вынимает, за уши берёт, а заяц вырывается и, если человек не очень осторожен, может своими сильными лапами сломать руку охотнику. Убежал косой, но не останется лиса без обеда. Она под снегом мышей отыскивает. Что ей помогает это делать?

- Слух у неё хороший и нюх тоже отменный. Они-то и помогают ей отыскивать под снегом мышей. А уж если совсем холодно и голодно рыжей, то хоть и боится она человека, а пойдет в деревню кур да уток воровать. Кого ещё боится заяц? (Волка.)

- Но не только зайцев едят волки. Нападают они на более крупную дичь – на оленей, лосей, кабанов. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Волки очень выносливы. Долго могут они гнаться за своей добычей. Олени бегаю очень быстро. Сильный и здоровый олени обычно убегают от волков. Но если уж они встретились, то как будет защищаться олень?

- Острые рога и тяжёлые копыта – вот его оружие против волка. Иногда волки, когда очень голодны, нападают на оленью семью, где есть слабые, глупые оленята. Как вы думаете, как взрослые олени защищают малышей?

- Представьте, что вы (часть детей) волки, вы – взрослые олени, а вы – оленята. Волки нападают, стараясь схватить оленят. Что сделают их родители?

Дайте возможность детям самостоятельно решить проблему.

- Олени встают в круг, внутри которого оленята.

- Лиса и волк – хищники. Они питаются мясом других животных. А чем питаются зимой олени, лоси? Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормить после сильных снегопадов. Как вы думаете, почему?

- Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни лось, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладываются сено, морковь, капусту.

2. Работа с пособием (задание 1)

- Какие лесные жители нарисованы на картинке?

- Чем они питаются?

- Есть ли пища зимой для лосей? (Есть, но её трудно добыть.)

- Как вы думаете, что делает дедушка и зачем?

- А почему не видно медведя и ежа?

- Где отдыхает ночью и в не погоду лось?

- Он прячется в глубоком снегу. У лося из укрытия видны только голова и спина, которая покрыта особо густой шерстью. Ноги он прячет под брюхо. Зачем?

- Вспомните, как спят зимой волки? (Просто на снегу, спрятав ноги и нос хвостом.)

- Многим животным трудно ходить по глубокому снегу. Так ведь что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок и на живот и скатываются. На ровном месте время от времени делают разбег или прыжок, быстро опускаются на живот и скользят. У зайца и на лапах зимой отрастает длинная и плотная шерсть, и он после прыжка может скользить, как на лыжах.

3. Работа с пособием (задание 2)

- Перечислите лесных жителей и то, чем они питаются.

- Всё ли правильно на Танином рисунке?

-  Почему не бывает так, как нарисовала Таня.

- Можно ли по картинке определить, очень ли холодно на улице или мороз не слишком силён?

- Обратите внимание на то, что на картинке деревья и кусты покрыты снегом, что бывает, когда снег липкий, т.е. когда не очень холодно.

4. Физкультминутка

Воспитатель исполняет роль доктора Айболита. Дети изображают больных зверей. Доктор подходит к каждому, лечит его, жалеет. После того, как Айболит обойдёт всех, полечит, звери выздоравливают и радуются, что у них ничего не болит.

5. Беседа

 -А куда делись зимой насекомые? (Они попрятались в кору деревьев, в сухие листья.)

- Птицы в лесу тоже есть, но зимой им очень трудно. Почему?

- Особенно трудно находить им еду во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду много птиц погибнуть от голода. Мелкие птички, например синички, погибают после 6 часов голодания. Столько времени проходит от вашего обеда до ухода домой. Из десяти синичек (выложите картинки с изображением птичек на столе) до весны выживают только две. Сколько погибает?

- Поэтому птиц надо обязательно подкармливать.

На листе выложите картинки с изображением волка, лисы, зайца, белки, лося.

- Как одним понятием обозначить тех, кто здесь изображён? (Лесные звери). 

- Разделите этих животных на две группу.

- Что едят лиса и волк? (Других животных. Это хищники.)

- Что едят заяц, белка, лось? (Растения. Они травоядные.)

- Как вы думаете, почему их назвали таким словом?

- Значит, на какие две группы можно разделить этих животных? (На хищников и травоядных.)

6. Работа с пособием (задание 3)

- Назовите взрослых зверей. (Волчица, медведица, лиса, зайчиха и бельчиха).

- Как называют детёнышей волчихи (зайчихи и т.д.)?

- Сколько детёнышей у лисы (медведицы и т.д.)? (У медведицы два медвежонка. У лисы четыре лисёнка. У зайчихи один зайчонок. У белки три бельчонка.)

- Ребята закончите предложения:

У медведицы из другого леса 5… (медвежат).

У лисы 7… (лисят).

А у зайчихи нет ни одного… (зайчонка).

7. Работа с пособием (задание 4)

- Перечислите лесных жителей.

- Много ли в лесу зверей?

- Есть ли одинаковые?

- Кто это?

- Сколько их?

- Обведите зайцев синим карандашом, а зверей – красным.

- А как вы думаете, кого больше, зайцев или зверей?

- Птиц или животных?

III. Заключительная часть

- Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идёт речь.

Зверька узнаем мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой – зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка.)

Белый на белом,

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт,

Белого найдёт. (Заяц.)

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – нора. (Заяц.)

Шубка – иголки,

Свернётся он колкий,

Рукой не возьмёшь,

Кто это? (Ёж.)

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге.

Догадайся и ответь:

Кто же это?.. (Медведь.)

Чьи это лапки на белом снегу

Наследили?

Кто-то быстро по белому полю

Бежал.

Корешок чьи-то зубки точили,

На осине кору обглодал.

Белым столбиком долго сидел,

Навострив свои длинные ушки,

А потом кувырком

Полетел через голову

Со снежной горушки. (Заяц.)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.)

Пришла из леса птичница в рыжей шубке –

Кур посчитать. (Лиса.)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе рыже-красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса.)

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...