Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иркабаева Марина Георгиевна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

«Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.

• Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции.

• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

• Продолжать совершенствовать умение рисовать карандашами. Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д. ; для рисования: цветная бумага (черная или фиолетовая, белый карандаш, муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

 

 

 

Непосредственно образовательная деятельность:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!.

Сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем друг друга

 

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Воспитатель: Ребята послушайте внимательно мелодию «Снежинка».

Какая мелодия прозвучала веселая или грустная? Про какое время года оно вам говорит. Правильно о зиме.

 

 

Беседа о зиме.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы знаете какой? Послушайте внимательно стихотворение, оно вам подскажет, какой сегодня день.

 

Целый год – круговорот:

За осенью зима идет

За зимой бежит весна

Зверям, птицам не до сна

 

За весной примчится лето

В яркие цвета одета

А за летом –осень снова

В красно - золотой обнове

А за осенью зима

К нам, красавица пришла

 

Догадались ребята? Конечно, сегодня 1 декабря - первый день зимы.

 

На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами.

 

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы. Чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку. Приведите примеры зверей которые ложатся в спячку? (медведь, ежик, сурок, барсук)

 

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека. Приведите примеры зимующих птиц? (голубь, галка, сорока, воробей, дятел, снегирь, синица).

Воспитатель:

 

• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

 

• Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

 

• Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

 

• Давайте рассмотрим снежинки.

Одинаковые они? Чем они отличаются?

Все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

 

• Как называется ветер со снегом? (метель)

Метель- это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно.

 

• Как называется снег, который образуется на веточках деревьев, после небольшой оттепели? (иней)

В мороз на траве или на деревьях образуются кристаллики льда. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег.

 

• Как называются расписные окна зимой? (зимние узоры, изморозь)

В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папортника, их называют «Сад Деда Мороза», другие похожи на лесную сказку.

 

Физминутка

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.          (приседаем)

И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

 

 

 

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы знаете о зиме. А

загадки отгадывать умеете?

 

Мягкий он, а не подушка.

Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка,

А согреешь- ручеек. (снег)

 

Покружилась звездочка

 В воздухе немножко.

Села и растаяла

 На моей ладошке. (снежинка)

 

Кто, угадай, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки. (зима)

 

Кто мостит на реке мосток

 Без топора, без гвоздей, без досок? (мороз)

 

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Воспитатель: Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая и т. д.

Какой бывает снег? (белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.)

- Какая бывает снежинка? (легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята.

 

Дидактическое упражнение «Назови родственные слова»

(хлопнуть в ладоши):

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны определить, те которые относятся к зиме, а которые нет. Если относится к зиме, то хлопаем, если нет, то молчим.

Выделение родственных слов к слову снег из ряда слов близких по смыслу: зимушка, снежок, снегопад, холод, зимовье, снеговик, заснеженный, метель, Снегурочка, заморозки, Дед Мороз, морозец, морозилка, снежинка, зимовье, подснежник, зимующий, вьюга, зимовка, снегирь.

 

 

 Художественное творчество.

Воспитатель: Сегодня мы много говорили о зиме, о снежинках. Послушайте стихотворение:

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

 В молчании лесном.

И землю устилаете

 Блестящим серебром!

Воспитатель: Я предлагаю вам дорисовать  снежинки на белой бумаге голубым или синим карандашом.

- Дети по образцам, прикрепленным на мольберте, выполняют работу, изображая снежинку по всему листу бумаги разными способами (по выбору)

Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Готовые рисунки ребята прикрепляют на доску.

 

 Рефлексия.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.• Развивать логическое мышление, сообразительность,...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» для детей старшего возраста.

Конспект о закреплении с детьми  представления о первых признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Зима. Зимние приметы"

Уточнить и расширить представление детей о зиме, зимних приметахПродолжать совершенствовать умение рисовать восковыми мелками и акварелью. Развивать  фантазию, умение передавать задуманный узор н...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Синичка - зимняя птичка"

Цель: формирование у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения. Познакомить детей с праздником "Синичкин день"; учить отличать син...

Конспект "Беседа по ознакомлению с окружающим миром Зима. Зимние приметы"

Конспект "Беседа по ознакомлению с окружающим миром Зима. Зимние приметы"...