Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Зима. Зимние приметы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карева Елена Викторовна

Уточнить и расширить представление детей о зиме, зимних приметах

Продолжать совершенствовать умение рисовать восковыми мелками и акварелью. Развивать  фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Интегрированное занятие в старшей группе по теме :

«Зима.Зимние приметы»

                                                                                         Выполнила воспитатель:

                                                              Карева Елена Викторовна

Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

Задачи:

• Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.

• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

• Продолжать совершенствовать умение рисовать восковыми мелками и акварелью . Развивать фантазию, умение передавать задуманный узор на бумаге.

Материал:

Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли ; для рисования: восковой мелок и акварель ,муз. композиция

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие».

Непосредственно образовательная деятельность:

Мотивационно - побудительный этап:

Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Упражнение «Подари улыбку другу»:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: Сегодня нас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.

 Беседа о зиме.

Дети стоят кругу.

Воспитатель читает стихотворение И. Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья — зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас — где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит,

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель показывает презентацию с  иллюстрациями  зимних пейзажах.

Воспитатель: чем зима отличается от других времен года?

Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:

• Сколько месяцев длится зима? Назовите зимние месяцы.

• Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети: потому что Земля, наша планета, в это время года так наклонена к Солнцу, что на нее попадает меньше солнечных лучей, а следовательно, она получает меньше тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель  Почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Дети : зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Дидактическая игра «Где снежинки? »

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинки, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку мне искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется их выбор.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Воспитатель: давайте рассмотрим снежинки.

Одинаковые они? Чем они отличаются?

Дети: все снежинки разные: есть шестилучевые звезды, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. Форма снежинок сильно изменяется в зависимости от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть, поймав снежинку на рукавичку. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.

Воспитатель: Ребята, вы рады зиме? Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть?

Дети:  двигаться, играть, бегать, лепить снеговика ! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.
Физминутка «Снеговик»

Раз – рука, два – рука

Лепим мы снеговика

Мы катаем снежный ком

Вот такой!

А потом поменьше ком-

Вот такой!

А наверх поставим мы

Маленький комок!

Вот и вышел у ребят

Милый толстячок!

Снег метлою разметая

Наш шагает снеговик!

Нос морковкою задирая

И снежинки раздувая!

Дидактическая игра с мячом «Подбери нужное слово»

Воспитатель: Какие слова можно сказать про зиму, какая она?

Дети- Снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая, белая

Воспитатель: Какой бывает снег?

 Дети: белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т. д.

Воспитатель:  Какая бывает снежинка?

Дети: легкая, воздушная, ажурная, прозрачная, резная, красивая, белая

Воститатель: А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?

Дети: Да ,интересно

Воспитатель: Мы будем с вами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании- восковой мелок и акварель. Конечно, ваши снеговики будут похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего? 
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов .
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». 
Раз, поймали, два, поймали! 
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали! 
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Итог занятия:
Воспитатель: Ребята расскажите вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?
Спасибо вам за занятие.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)

уточнить  представления о видах  зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге.• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.• Развивать логическое мышление, сообразительность,...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы» для детей старшего возраста.

Конспект о закреплении с детьми  представления о первых признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Синичка - зимняя птичка"

Цель: формирование у детей представление о синицах, об их пользе для человека, особенностях внешнего вида и поведения. Познакомить детей с праздником "Синичкин день"; учить отличать син...

Конспект "Беседа по ознакомлению с окружающим миром Зима. Зимние приметы"

Конспект "Беседа по ознакомлению с окружающим миром Зима. Зимние приметы"...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Зимние приметы».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром«Зима. Зимние приметы»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физи...