Коллективный проект по естественно - научному направлению « В науку первые шаги»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Клевина Наталия Ионаса
Самое сложное в любом деле – это начало. Как начать свой рассказ так, чтоб с самых первых слов погрузить вас в тот чудесный мир загадок, тайн и открытий, что окружает нас. Мы хотим поделиться с вами теми ощущениями, что наполняют нас и приглашаем вас в путешествие в нашу волшебную страну –физику. И начнем с того, что составляет основу нашей биологической жизни - с обычной необычной воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnyy_proekt_po_estestvenno.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

               Коллективный  проект по естественно - научному  

                     направлению « В науку первые шаги»

Паспорт проекта

Вид проекта - исследовательский, познавательно-творческий, коллективный.                                                                                           Название работы « Физика вокруг нас»                                                                                    Проект краткосрочный.                                                                                                     Срок реализации проекта:  01.02.-01.03.2024.                                                                   Участники проекта: дети старшей группы №12  « Почемучки»,  родители, воспитатель.

Гипотеза 

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании может быть успешным при реализации следующих педагогических условий: Взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учётом направленности детских интересов.                                                                                                                           Создаётся необходимая для экспериментирования предметно-развивающая среда.                                                                                                                       Процесс развития исследовательской активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.                                                                   Создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье. Взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях.

Цель проекта                                                                                                                Как известно, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Именно поэтому необходимо:

   Расширить знания детей об окружающем мире.                                                           Развивать общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Помочь в приобретении детьми необходимых социальных навыков (повышение внимательности друг к другу, руководство установленными нормами), и навыков публичного изложения своих мыслей.                                                                    Повысить содержание игровой деятельности.                                                                    Развивать  детско – родительские отношения.

Задачи проекта:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;                                                                                                  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;                       Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;                                                                                                                    Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Актуальность

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.   Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет), нюхают, трогают, даже пробуют языком различные  предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это безопасно для его здоровья.                              Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.               В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать,и что получится в результате.  Экспериментальная деятельность  всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), повышает познавательную активность и развивает любознательность , активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе .                       Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку - дошкольнику реальную  возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».

Введение в проблемную ситуацию

Мы начали проводить исследования еще в средней группе. Начали мы с простых наблюдений. Это были такие наблюдения и исследования с водой. Дети узнали многое об обычной воде. Мы пользуемся водой ежедневно, но никогда не задавались вопросами  какая она- вода. В ходе исследований дети поняли, что вода прозрачна, не имеет вкуса, запаха, формы. Вместе с тем возникли вопросы, что происходит, если в воду добавить  какие-то вещества. В итоге пришли к выводу, что вода приобретает вкус, цвет, запах добавленного вещества и форму того сосуда, в который она налита. Сейчас дети подросли,  они стали проявлять инициативу и самостоятельную активность. Многие дети имеют собственное мнение или отношение к той или иной ситуации. Поэтому возникла проблема расширить круг знаний детей именно в области физики. Детям было прочитано много материалов из книги «Удивительная физика». Всех заинтересовало, а смогли бы мы сами провести какие-нибудь опыты у себя в группе. Для этого в группе был создан целый экспериментальный уголок, такая своеобразная лаборатория  со всеми необходимыми приспособлениями и материалами.

Методы и формы работы

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;        наблюдения;                                                                                                                      эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;   метод анализа, метод игрового моделирования,  опыты и эксперименты; случайные эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

плановые эксперименты (заранее запланированные); эксперименты, как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка), фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

Предполагаемые результаты

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.                                                                                                                             Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.                                                                                                           Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.                                                                           Рост уровня любознательности, наблюдательности.                                                         Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.                                                                                             Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа:

Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков, путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи – бумагой, ватой, тканью, губкой); выявление способности магнита – притягивать некоторые предметы) ;
Обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

I этап – предварительный :  

Начали с изучения литературы. Прочитали много материала о почве, о воде, о живой и неживой природе, о звездах. В ходе изучения материала уточнила знания детей, их интересы и желания к проведению опытов и экспериментов. Родителям был представлен план проведения экспериментальной деятельности с целью выявления  их интересов к деятельности детей.  Затем начали готовить материал, предварительно составив список, что и для какого опыта нужно.

II этап – основной:

Совместную деятельность с детьми в детской лаборатории организуем  два раза в неделю. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Результаты опытов фиксируются с детьми в журнале исследований разными способами:  схематическое  зарисовывание;  использование условных знаков; фотографирование; запись рассказа ребенка воспитателем;  запись наблюдений детьми воспитателем.

III этап – заключительный:

Подведение итогов работы по проекту.                                                                                   После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Взрослому не следует торопиться с ответом, необходимо дать возможность детям найти его самостоятельно.                                    Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно пытается найти ответы на интересующие его вопросы.                                                              Проанализировав результаты   деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения, как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. 

Оценка результатов и отчетность

Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.                                   Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного учреждения помогает ребенку научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.                                                            У детей возрос интерес к исследованиям, они уже намечают план дальнейших опытов, это говорит о том, что дети хотят сами искать и сами находить решения вопросов.                      В перспективе я планирую продолжить работу в  данном   направлении.                   Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.

Приложения Самое сложное в любом деле – это начало. Как начать свой рассказ так, чтоб с самых первых слов погрузить вас в тот чудесный мир загадок, тайн и открытий, что окружает нас. Мы хотим поделиться с вами теми ощущениями, что наполняют нас и приглашаем вас в путешествие в нашу волшебную страну –физику. И начнем с того, что составляет основу нашей биологической жизни - с обычной необычной воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"

Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...

Исследовательский проект "В науку первые шаги"

Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://youtu.be...

Исследовательский проект "В науку первые шаги"

Участие в конкурсе естественно-научного направления "В науку первые шаги" в номинации "Все о живом мире". Проект на тему:"Альбиносы"Ссылка на видео: https://www.yout...

В науку первые шаги "Всё об окружающем мире"

Проект по окружающему миру в средней группе...

ГбОУ Школа№1748 Открытый конкурс детских проектов естественно-научного направления в науку первые шаги "Элементарная химия для малышей" Проект подготовительной группы ГБОУ Школа№830 " Крепыш" "Мыло ручной работы".

В наше сложное время, когда защита от инфекций является преоритетом, мы с детьим решили попробывать сварить мыло в  группе, Но для начало мы изучили очень длинную историю появления мыла,узнали чт...

Проект « В науку первые шаги» путем исследований и экспериментирования

 Как известно, исследовательский проект предполагает получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Именно поэт...