Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Россия – Родина моя»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Россия – Родина моя»
Разработал воспитатель Стрельникова В.В.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методической литературы.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
• Формирование интереса к истории, своего края, города. Расширение представлений об истории малой Родины;
• Закрепить знания о государственной символике РФ
• Воспитывать чувство гордости за свою страну
• Воспитывать интерес к истории своей Родины
• Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
• Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
• Пополнять предметно-развивающую среду
• Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
• Расширять словарный запас
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Вид проекта
- групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 7месяцев
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта
Создание картотеки: «Мая малая Родина» «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»;
Фотоальбомы: «Мой город», «Кремль», «Боевая техника России», «Пасха», «Русский
народный костюм», «Фотоальбом Сибири», «Костюмы народов России».
Макеты: «Памятники героям ВОВ».
Выставки детских работ: «Красная площадь», «Флаг России»,
Создание предметно-развивающей среды: «Мой город», «Я живу в Сибири», «Моя
Россия», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».
Презентация проекта «Россия – родина моя»
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. У детей более глубокие знания о России, Сибири.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
РАБОТА С ДЕТЬМИ
месяц | Мероприятия | Цель |
Октябрь | Утренник «День пожилых людей» Чтение художественной литературы: П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка». Беседа: Малая Родина «История возникновения нашего города» Фото: «Ачинск – какой он был» Фото: Ачинск- какой он стал» Фотовыставка: «Памятники, музей, предприятия, улицы, достопримечательности нашего города» История появления и обозначения герба нашего города. Спортивное мероприятия: «Мы спортсмены» Д/игры: «Дом, улица, город», Описательный рассказ: «Дом в котором я живу» | Формировать представления о родном городе. Вызывать чувства восхищения красотой родного города. Воспитывать чувство гордости за свой город Продолжать знакомить с достопримечательностями города, его предприятий, улиц, в котором живут дети. |
Ноябрь | Беседа: «Я живу в Сибири» Достопримечательности Сибирь. Красноярский край Сказки писателей М.Сергеев «Сибирячок», Итоговое мероприятия: Соревнование между подготовительными группами. Создание в группе «Уголка природы родного края». | Формировать представления о родном крае. Познакомить детей с историей сибирского края. Познакомить с городами Сибири. Значения Сибири для всей страны. |
Декабрь | Познавательные беседы: «История возникновения России» «Государственные символы России»; «Президент России»; «Богатства России» Рисование «Кремль» Чтение художественной литературы: чтение и разучивание стихотворений о России Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак» Мероприятия: «Расскажем: Незнайке о | Прививать детям любовь к Родине. Развивать познавательный интерес посредством знакомства с художественными произведениями, при выполнении творческих работ и в игровой деятельности. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями «Красной книги» животного и растительного мира, занесенными в нее |
Январь | Беседы: «Москва-столица России» «История праздника Новый год» Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме. Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак» Мероприятия: «Колядки» | Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Сообщать детям элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине —России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.). |
Февраль | Беседы: «День Защитника Отечества» «Военные» Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты». Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска». Соревнования между подготовительными группами: Военно-патриотическая игра «Зарница -2021» Праздники: «День защитника отечества». | Воспитывать уважение к защитникам отечества, продолжать учить детей связывать игры единой сюжетной линией в игре самостоятельно по договорённости распределять роли, использовать знания, полученные из жизни и на занятиях, выполнять правили игры. |
Март | Познавательные беседы: «Народные промыслы», «Устное народное творчество» «Русская матрёшка» Развлечение: «Хороводные игры на Руси» Рисование «Чайник расписанный гжелью», Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешева «Крупиночка» Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?" обычаях народов России. | Знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками, играми. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. |
Апрель | Беседа на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?» Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички» Чтение художественной литературы: Александр Куприн - "Пасхальные колокола" Алексей Плещеев - "Как солнце блещет ярко..." Аполлон Майков - "Христос воскрес!" Аполлон Майков - "Вербная неделя" Мероприятия «Пасха» | Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры. |
Май | Беседа: «Наша родная армия» Экскурсии: К памятникам в парк «Победы» Чтение художественной литературы: Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», Тематическое занятие посвященное «Дню победы» | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной Войны. Обогащать речь детей через личный опыт знаниями об окружающем |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Октябрь | Выставка рисунков: «Мы против насилия над детьми» Консультации: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников» «Ребёнок и его родина» Родительское собрание: «Готовимся к школе» |
Ноябрь | Консультации: «Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников. Анкетирование: « Каким ты видишь Свой родной Край» |
Декабрь | Создание альбома рисунков «Я живу в Сибири» Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка» Консультации: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». «Новогодние игрушки» поделки |
Январь | Консультации: «Какие русские народные сказки читать детям?» Выставка рисунков: «Столица нашей страны» |
Февраль | Консультации: «Защитники Отечества» Фотовыставка: «Как мы с папой проводим будни» «Мама, папа, я- спортивная семья» |
Март | Консультация: «Русское народное творчество в жизни детей», Выставка поделок «Руки золотые» |
Апрель | Консультация: «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?» Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы». |
Май | Выставка макетов Памятников посвящённые ВОВ Консультация: «Память павшим героям» |
III этап. Итоги проекта.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучать историю родного города, с помощью целевых прогулок и экскурсий закреплять названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширять знания детей об Сибири, Ачинске, говорить о Красноярском крае. Познакомить детей с историей России, образованием государства, знания первого царя, и президентов, расширять знания детей о народах, проживающих на территории России, закреплять знания о символике Российской
Федерации, её значении. Пополнять знания детей о столице России, памятниках культуры, более детально изучить Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Познакомить с картой России, с различными городами, изучить животных, проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России познакомить с исчезающими видами животных. Познакомить с мастерами прикладного искусства. Закрепить знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями пополнять предметно-развивающую среду.
Литература
1. Гладких Л.П., Корзинкин А.А, Меньшиков В.М. Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно- методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с.324
2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. - 200с
3. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 128 –(Растим патриотов России).
4. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
5. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208
6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "БЕЛАЯ БЕРЁЗКА ПОД МОИМ ОКНОМ...."
Актуальность: Однажды мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада. Один ребенок спросил меня: «А почему около нашего детского сада так много берез?» Я ответила, что берез...
Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Традиции и культура республики Саха»
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм — лю...
Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Моя Родина - Россия».
Цель проекта:Формирование у детей морально-патриотического чувства через воспитание любви к своей семье, родному городу, родному краю. ...
Информационно-творческий проект по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Моя Родина - Россия».
Задачи проекта:...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Наша Родина Россия»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине и Российской армии.Интеграция областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &laqu...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Моя Родина — Россия»
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей в средней группе "Россия — наша Родина"...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Россия - Родина моя»
Все мы знаем, что патриотизм - это любовь к Родине, к своему Отечеству, своему народу, которую воспитывает в детях не только дошкольное учреждение, но и, в первую очередь, родители. В средней гр...