Технологическая карта НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Акимова Елена Александровна

Познавательное развитие (Познавательно -исследовательская деятельность)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_malenkie_volshebniki.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие (Познавательно -исследовательская деятельность)

Возраст детей, группа

5 –6 лет, старшая группа

Тип НОД

Познавательно- исследовательская деятельность

Тема НОД

«Маленькие волшебники»

Цель

 развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать коммуникативные умения;

-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

-воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Материал

тазы с водой, волшебная палочка, карточки для художественного творчества (стаканчики, бутылочки,чашечки),пластиковые бутылки, краска-гуашь, кувшинки из бумаги, металлический ключ, пластиковые прозрачные стаканы, магнит, подносы для материалов из пластмассы, дерева, стекла, резины, металла.

Предполагаемый результат

Дети знают свойства воды, бумаги, железа и магнита.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в творческую деятельность.

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя. Здороваются с гостями.

: «Ребята, вы любите волшебство? (ответы детей)

 Вы знаете, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге нашла вот такую палочку. Что за интересная такая палочка, а вы как вы думаете? (ответы детей). Мне кажется, что она волшебная. Давайте проверим!  Хотите стать волшебниками?! (ответы детей). Сегодня мы будем играть в необычную игру-эксперименты. А что бы все вы смогли заниматься интересными экспериментами, нам надо стать волшебниками. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в волшебников. Сейчас я попробую с помощью вот этой палочки превратить нас в волшебников: «Вокруг себя вы повернитесь и волшебниками окажитесь» (дети кружатся и превращаются в волшебников)!!!

Воспитатель: «Ребята, что это за волшебство! А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?».

Дети: «Да, наверно это волшебная страна».

Воспитатель: «Откройте глаза, вот теперь мы волшебники ,а раз мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Лаборатории чудес»».  А помогать нам будет в наших волшебных экспериментах- волшебная палочка. А ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет.

Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

Беседа

Беседа из личного опыта.

(Дети с интересом вовлекаются в ситуацию)

Личностные.

Коммуникативные.

Ответы детей на вопросы: Хотите стать волшебниками?

Сможете?

Этапные задачи: 1) актуализировать знания детей о понятии свойств воды

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки.

II. Актуализация знаний

Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.

«Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

Воспитатель: «Была водичка простой, стань водичка цветной!

Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета). Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства? Почему вода, которая была прозрачной окрасилась в разные цвета? (дети предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной).

Воспитатель: «Давайте проверим наши предположения» (педагог берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает, дети убеждаются, что вода смешалась с краской). Ребята, давайте сделаем вывод: вода бесцветная, т.е. не имеет цвета, но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: «Секрет первого волшебства отгадан»!

 Педагог показывает детям пластмассовую кувшинку, просит определить из какого материала она сделана (ответы детей).

экспериментальный

Дети высказывают свои предположения.

Познавательные

Коммуникативные

Этапные задачи: 1)уточнить представления детей о понятии «природа» и создать мотивационную ситуацию для знакомства с понятиями «живая природа» и «неживая природа»; 2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3)развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

III. Затруднение в ситуации

Таня благодарит вас за то, что вы помогли ей разобраться, что такое природа. У неё есть набор картинок, которые она хотела бы разложить в альбомы. (Работа SMART BOARD) В один альбом она хочет положить картинки с живой природой, а в другой с неживой природой. Воспитатель предлагает, расположить картинки с живой природой в альбом с зелёными листами. А с неживой природой в альбом с синими листами.

Возникает затруднение, т.к. как правило дети относят к живой природе только животных, а растения относят к неживой природе.

- Смогли вы разложить картинки?  А почему картинки у всех одинаковые, а разложены по разным альбомам?

Что нам надо сделать, если мы что-то не знаем, но очень хотим узнать?

- Спросить у того, кто знает

Словесный

Практический

- Дети подходят к доске SMART BOARD на которой изображены картинки.  

(Потому что мы не знаем, что такое живая и неживая природа?)

- Спросить у того, кто знает.

( у родителей, знакомых…)

- У воспитателя.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

смогли?

Почему не смогли?

Что нужно сделать?

Этапные задачи: 1)уточнить смысл понятия «природа» и познакомить с понятиями «живая природа» и «неживая природа»;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;

3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, речь.

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Давайте подумаем вместе.

-Почему собака относится к живой природе?

-А дерево?

- Солнце, снег, камень?

Наглядный

Практический

словесный

Ответы детей.

(Она дышит, растёт, двигается, питается, размножается).

(Дышит, растёт, двигается, питается)

(Нет)

Дети проверяют правильно ли они разложили картинки и исправляют ошибки, если таковые есть.

-Из небольшого куска пластилина.

- Из второго куска.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Наблюдение за процессом, ответы детей.

Физкультминутка. Цель: организовать активный отдых детей. 

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Живая или неживая природа».

- Если я называю то, что относится к живой природе – вы двигаетесь. Если называю растение – вы поднимаете руки вверх «растёте», если животное – вы прыгаете, если то, что относится к неживой – замираете.

Этапные задачи: 1)закрепить понятия живая природа» и «неживая природа»;

2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение.

V Введение новых знаний в систему знаний

- Ребят, а Таня хочет рассказать бабушке о живой и неживой природе, и просит помочь ей раскрасить картинку и отправить бабушке по почте.

Таня просит вас на левой половине листа раскрасить три объекта живой природы, а на правой половине три объекта неживой природы.  

На доске SMART BOARD двое детей выполняют задание. (Проверка задания)

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

VI Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем мы сегодня занимались?

- Смогли вы помочь Тане? Какие знания вам в этом помогли?

Воспитатель хвалит детей за успешно решенную ситуацию.

Словесный

Мы сегодня помогали Тане.

- Да смогли, потому что мы научились различать что относится к живой и не живой природе.

Мы очень отзывчивые, дружные, старательные, знаем, как и у кого можно спросить совета, если мы чего-то пока не знаем)

Личностные

Коммуникативные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли? Почему смогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...